Рекорд, омрачённый трагедией

После позорного разгрома царизма в русско-японской войне 1904 — 1905 гг. Японская империя неожиданно стала мировой державой. Сразу после отступления русских победители оккупировали Корею. Корейцев в принудительном порядке объявили японцами; началось педантичное уничтожение любых следов самобытной корейской культуры и знаний руками корейских конформистов, корейского прошлого руками корейской элиты — Япония стала перебираться с островов на континент. В 1920-х гг. угроза нападения самураев на СССР поспособствовала началу скорейшего освоения Сибири, особенно Дальнего Востока.

Сильная и надежная связь её с Москвой стала важнейшим условием для решения этой задачи. Уязвимость единственной полосы железной дороги была очевидной. И тогда взоры советского руководства обратились к быстро развивавшейся авиации. Это была эпоха расцвета воздухоплавания. Авиаконструкторы всего мира состязались между собою, совершенствуя воздухоплавательные аппараты; авиаторы оказались еще более амбициозными, поскольку, как в спорте, устанавливали всевозможные рекорды — на скорость, на дальность беспосадочных перелетов, на грузоподъемность машин и т.д. Соревновались и мужчины, и женщины. В 1930-х гг. имена выдающихся женщин-пилотов прославлялись не меньше, чем имена кинозвезд.
В СССР выделялся женский экипажа двухмоторного самолета АНТ-37бис (ДБ-2Б) «Родина» в составе В.С. Гризодубовой (командир и первый пилот), П.Д. Осипенко (второй пилот), М.М. Расковой (штурман и радист). Когда в мае 1938 г. француженка Андре Дюпейрон установила один из самых престижных мировых рекордов, пролетев по прямой без посадки 4360,4 км, девушки задумали побить её достижение. По существовавшим тогда правилам, для регистрации рекорда следовало пролететь на 100 км дальше рекордсменки. Такому условию соответствовал перелёт из Москвы на Дальний Восток, что весьма заинтересовало советское правительство. Прежде всего, такой перелёт мог эмпирически решить целый ряд проблем по организации транспортной связи центра с важнейшей окраиной.

Старт перелёта был дан на Щёлковском аэродроме под Москвой утром 24 сентября 1938 г. Поскольку в 1930-х гг. самолеты не были герметизированы, лететь пришлось в меховой одежде, дышать посредством кислородных баллонов с масками. Примерно в середине полёта девушки столкнулись со сложностями обледенения. Затем сломалась рация, а с нею погас и радиокомпас. Дальше пришлось лететь в облаках наугад. В 6 часов утра 25 сентября в просвет облаков экипаж увидел бескрайнее море. Предположили, что летят над Тугурским заливом Охотского моря! Гризодубова решила развернуть машину и лететь еще 500 км в Комсомольск-на-Амуре.

Однако в 10.00 на приборной доске вспыхнула красная лампочка — заканчивалось топливо. Нос АНТ-37 представлял собой стеклянную кабину, из которой не было перехода в кабину пилотов. Там работала Раскова. При жесткой посадке на деревья она неизбежно погибла бы. И Гризодубова приказала штурману парашютироваться в дикую тайгу, что та и сделала в 10.30., прихватив с собою лишь две плитки шоколада и пистолет. В 10.45. пилотам удалось благополучно приземлиться «на брюхо» на заболоченной поляне в тайге. Как выяснилось позже, до Комсомольска-на-Амуре они не дотянули 150 км, сели примерно в 15 км от нанайского селения Дуки.

Страна об этом не знала. Раскова тоже. Штурман плутала по тайге 10 дней, ориентируясь на своё примерное представление о направлении движения. Девушка провалилась в болото, но выплыла, цепляясь за кочки. Встретила медведя, но, испугавшись друг друга, они разбежались в разные стороны. Таёжная эпопея Расковой закончилась благополучно — она смогла выбраться к подругам прежде, чем их вызволили спасатели.

Поиски АНТ-37 начались уже в ночь с 24 на 25 сентября. В них участвовали более 50 самолетов ГВФ, ВВС 2-й ОКА и Амурской военной флотилии, сотни пеших отрядов, следопыты на лошадях и оленях, рыбаки на лодках и катерах. Только днем 3 октября девушек заметил экипаж звена гидросамолетов ГВФ. Поднять их на тросах в самолет оказалось невозможным — мешали густые и высокие деревья.

4 октября к месту аварии вылетели сразу три самолета, одним командовал Герой Советского Союза, комбриг А.М. Бряндинский, другим — командующий воздушными силами 2-й Отдельной Краснознаменной армии комдив Сорокин. В третьем начальства такого уровня не было. Когда уже можно было приступать к операции спасения, самолет Бряндинского вдруг врезался в самолет Сорокина, и обе машины рухнули на землю. Это пилот Н. Лесников решил показать начальству свое мастерство, но не рассчитал расстояние между самолетами. Погибли 16 человек. Обстоятельства катастрофы и материалы следствия строго засекретили на долгие годы.

Прилетевшие третьим самолетом специалисты зарегистрировали данные перелёта по приборам, после чего все отправились пешим ходом из тайги. Эпопея завершилась 8 октября. Мировой рекорд был установлен: самолет «Родина» продержался в воздухе без посадки 26 часов 29 минут и преодолел за это время по прямой 5908 км. Страна ликовала! Гризодубовой, Осипенко и Расковой было присвоено звание Героя Советского Союза.


Рецензии
О наших прославленных женщинах-лётчицах, конечно, слышал, и об их беспримерном перелёте тоже. А вот о трагедии во время спасения, слышу впервые, хотя это и не удивительно - зачем народ смущать. Представляю, какой был бы эффект, сообщи об этом на всю Страну! Особенно так, как сейчас об этом пишут: "...Командующий воздушными силами 2 ОКА Сорокин без какой бы то ни было надобности и разрешения центра, но с согласия командования 2 ОКА вылетел на ТБ-3 к месту посадки самолета «Родина», очевидно, с единственной целью, чтобы потом можно было сказать, что он, Сорокин, также принимал участие в спасении экипажа «Родина», хотя ему этого никто не поручал и экипаж «Родина» уже был обнаружен.

Вслед за Сорокиным на «Дуглас» вылетел Бряндинский, который также не имел на то ни указаний, ни права, целью которого были, очевидно, те же мотивы, что и у Сорокина.

Оба эти больших авиационных начальника, совершив проступок и самовольно, в дополнение к этому в самом полете проявили недисциплинированность и преступную халатность в летной службе, результатом чего и явилось столкновение в воздухе, гибель 15 человек и двух дорогостоящих самолетов».

Да уж, неимоверно высокая цена тщеславия...
С уважением,


Керчанин   01.08.2023 11:16     Заявить о нарушении