Мелодии моих уроков эссе

МЕЛОДИИ МОИХ УРОКОВ...
 
(ЭССЕ)

 «Мы привыкли твердить: "Слово — начало начал". Но слово рождено из звуков, как ручей из родника. Значит, сперва был звук! И звук этот растворен в природе, словно дыхание ветра в листве. И никому не услышать его, не  перенять у природы и не передать людям, кроме поэта и музыканта», *  — шепчет блокнот учителя.

И в самом деле, бывает так… Сидишь у распахнутого «оконца» в своих раздумьях, и вдруг какие-то звуки, рожденные легким дуновением ветерка, ласкают слух. Улавливаешь их почти подсознательно, едва различимые, отдаленные, они приближаются, растут, становятся все разнообразнее… И каким-то своим, самым невероятным образом складываются в знакомую мелодию.

Что же это за звуки? Откуда они берутся?               
               
 Проходят дни, недели, годы, но звуки школы всё звучат. Ах, память, как мелодия, не стихает. И «бывших» учителей не сыскать. Профессия эта вечно с нами. Слушать и слышать — дар учителя, как поэту или музыканту, свыше дан.

- «Слишком долго оставаться педагогом – это ужасно оглупляет,»- возразят мне цитатой из  В.Г. Короленко «Слепой музыкант».

Или сыронизируют:
- Больше Вам новых впечатлений, а то школа да школа.
А потом продолжат:
-  Хотя мыслям не прикажешь, хочется думать о чём-то более  приятном, а думается…

Резковато…    Но мои оппоненты, возможно, по-своему правы.   Однако, согласитесь, в любой профессии можно увязнуть в рутине…   Но  есть музыка. Музыка во всём (слово "всё" употребляю как указание на цельное, взятое в полном объёме), в любом деле -   в учительском,  прежде всего.

Свой кабинет русского языка и литературы, из окон которого мне  ясно видится тот сказочный верхотомский сосновый бор, что на крутом берегу Томи,  по сей день считаю своим «вторым домом». Сегодня я будто снова там, и мой урок, как равнинная  река, течёт точно так же спокойно,  льётся плавной мелодией  вне всякого дополнительного музыкального содействия.

Его тональность извлекается как бы из самого занятия – ничто не звучит диссонансом,  урок уподобляется маленькому оркестру.  Мои ученики трудятся, как пчёлки, они – «оркестранты», а я – «дирижёр», стою пред ними  со своей незаменимой волшебной палочкой-указкой.

Мелодии моих  уроков, как дороги вы сердцу…  Это вы, бывало,  вызволяли меня   из плена   жизненных невзгод, испытаний... Спасали от рутины, «выгорания»,"оглупления,"  непонимания и недопонимания  – то было творчество, сотворчество и взаимодействие с детьми в процессе всей школьной жизнедеятельности.  Дети -  они, как тонкий музыкальный инструмент, чуть коснись…  зазвучит…  Педагог В.А. Сухомлинский уверял, что у каждого ребенка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребенка стал радостным и светлым.

Общеизвестно, что ни один ребёнок не бывает лёгким и беспроблемным в процессе своего становления и воспитания. К нашим детям, воспитанникам специальной школы,  где обучаются подростки с девиантным поведением, мы подбираем особый ключ – самовыражение в творчестве. Школа, таким образом, и «кузница знаний, и мастерская наших творческих дум».  Все от мала до велика знают, что урок в спецшколе - главное, а учитель здесь – самая важная, значимая фигура. В коридорах школы во время уроков - тишина.  И  нельзя как-то неосторожным движением за дверьми учебного кабинета растворить  божественную музыку Творения..

Любое учебное занятие  рождается не просто, однако начинается традиционно для всех школ   с мелодии  звонка. И  вновь игра воображения: мысленно вхожу на «школьные подмостки» (рабочее место у доски), беру в руки «дирижерскую палочку»- она, действительно, чудодейственная, придающая максимальную  собранность и уверенность.  Входят ученики – они не праздные театралы, которые относятся потребительски к тому, что будет происходить на сценарной площадке урока - они труженики нашего  урочного оркестра.

Урок-мелодия должен по-хорошему начинаться  с «увертюры», которая обеспечит высокую организацию, общий темп занятия, его настрой, позволит разбудить в  каждом «оркестранте» мысль и желание творить.
"Оркестранты," мною так наречённые, проверяют свою готовность к уроку, всё ли сподручно, весь ли учебный инструментарий на месте: ручки,  карандаши, черновики...  Находят нужные страницы в дневниках, учебниках (и желательно иметь закладки)  – всё под рукой,  чтобы работа шла в темпе и при смене её  этапов легко было бы переключаться с одного вида деятельности на другой... чтобы никто не затягивал «ноты» и ничто не сбивало с правильного ритма. И при этом  обязательно не забыть «приосаниться» (как и положено настоящим музыкантам). Начальные аккорды мелодии урока – энергичны, обладающие полнотой звучания, мобилизующие  внимание. Здесь может очень  кстати быть интересное изречение, наполненное особой мелодикой звучания, либо поэтические строки, либо  мудрая притча, или просто  слово учителя, но яркое,  эмоциональное, выразительное.

Далее урок «проигрывается», действительно, как "по нотной грамоте", с  продуманной композицией, с умелым чередованием так называемых  «сольных» и «хоровых» разделов, с использованием контрастов «спокойного раздумья» до громкого «мозгового штурма»… Кульминацией урока является, как всегда, момент «открытия новых знаний".** «Разве не замечали вы, каким одухотворенным становится лицо человека во время умственной работы. Ученик же, созидающий,  думающий,  прилагающий умственные усилия, как хорошо настроенный музыкальный инструмент, тоже готов создавать и создаёт мелодию разума, которую мы слышим и  ею восхищаемся».***

 Момент наивысшего развития   подготавливается всем ходом вынашивания идеи, посеянной учителем в голове ученика. В своих размышлениях можно идти «от тьмы к свету», от непонимания к знанию, от беспокойства  невозможности решить ту или иную проблему к восторгу победы над ней  (подобные «оркестры» проигрывали свои мелодии неоднократно в присутствии "строгих ценителей и судей",  потому что урочным занятиям нередко  придавался статус открытых уроков). 
Педагог спецшколы (специализированное учреждение для трудных подростков) вынужден работать порой с очень сложным контингентом при большой педагогической запущенности. Не сразу достигается «оркестровая слаженность» в урочной  игре. Как настоящий дирижёр не сразу позволит музыканту взяться за исполнение сложных музыкальных произведений, так и педагог школы понимает, что «новички» не в состоянии в одночасье  одолеть предъявленных требований. Учитель в спецшколе вынужден на первых порах работать на доступном и возможном для ученика уровне организации учебной деятельности,  совершает большой труд в вопросах личностного развития воспитанника, но эта трудоёмкая, мешкотная, филигранная работа со временем оправдает усилия наставника.

 Так называемые «открытые» уроки бывали и в майские весенние деньки, когда в природе царит торжество пробуждения. Столько воздуха и света... когда все окна, как и душа человека, распахиваются настежь и когда человеческое всецело сливается с природным.  Совсем неподалеку чарующими звуками весенней мелодии наполняется  сосновый лес.  Разнообразными  голосами птиц, главных  обитателей леса,    поддерживается магия игры моих  школьных "оркестрантов".    За окном на ярко-жёлтой цветочной  полянке кузнечики своим  пиликаньем дополняют  "партию" школьных  «скрипачей»; слышен редкий дневной стрекот сверчков, но и это, "редкостное", привносит некое своеобразие в музыку урока; дятлы в глубине леса отзываются на наши «рабочие ритмы» ритмикой барабанной дроби. «Ценители и судьи»  случились   и  здесь… но они такие забавные, необычные...  «Вот шмель-мохнач влетел жужжач»…  Проснувшаяся от долгой  спячки муха  пытается внести некую диафонию в  «тишину» благостно звучащего урока, однако тут же на помощь маленькому оркестру спешно выползает на подоконник  сам «жук-усач - ещё один скрипач».  А вот и целая группа благодарных молчаливых слушателей  - божьих коровок цепко утвердилась на створках оконного жалюзи.

 «Идёт-гудёт Зелёный Шум…»  подростки заинтересованы необычной формулировкой  темы урока -  работают увлечённо, слаженно, дружно.
Учитель  поясняет "всем собравшимся" суть  некрасовских слов, которые сегодня в основе урока- оркестра, проясняет, что это  народное выражение, обозначающее пробуждение природы весной и  одновременно  озадачивает всех циклом проблемных вопросов:
- Как понять выражение «Зелёный Шум»?
- Почему оба слова пишутся с заглавной буквы?
- А почему оба глагола пишут не через запятую, а через дефис, как единое слово? Почему не гудит, а гудёт?
- Проблемные вопросы?  Они требуют разрешения!
И с новой силой грянул урок-оркестр…
 Завершающие аккорды в этом «концертном зале» пишет сам ученик. Это могут быть фанфарные аккорды от осознания своей творческой состоятельности, либо радостные мотивы удовлетворенности; могут быть и нотки встревоженности, беспокойства, но только бы не безмолвие, потому что это было бы прямой  констатацией  факта, что мелодия урока  не удалась.
 
 Но всё обошлось...


«Сам мудрый филин»  не утерпел –  посмотреть, прослушать да по правде оценить урок пришёл:
-   У-у-ух, - сказал.-
Всё хорошо!






***Источник: https://poemata.ru/poets/moshkovskaya-emma/lesnoy-orkestr/
https://www.inpearls.ru/


Рецензии
Уважаемая Валентина, это не эссе! Далеко не эссе...
Это лирическая поэма из той серии, какие Михаил Пришвин писал о природе! Это Пушкин-Чайковский в одном лице! Читал не только с удовольствием, но и большим восторгом, что и я являюсь учеником всего этого милого Фредерика Шопена, который проникает в глубины моего сознания пока ещё не осознанным мной ручейком свежего дыхания Весны Боттичелли! Это погружение в детский мир, в мир сказки, в мир порывав первого творческого вдохновение на пробу своего голоса, голоса, пробуждающихся сердца и Души!
Невольно от глубины восхищения, что у меня такой чуткий, свой волшебник, свой МАГ, на глазах проступают слёзы, слёзы аристотелевского катарсиса!
Спасибо Вам за большой творческий талант, который у Вас проявлялся и проявляется не только в специальной школе, но и на своей скромной страничке Проза. ру!
Стихира в лад!

Валерий Буслов   01.04.2024 13:14     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.