Симфония Метёлкина

          Точки возвращения. Очередной сборник современной русской прозы, хорошей, надо отметить, прозы. Прочитала все рассказы. Семья и дети, отношения между супругами. Нежелание иметь детей и связанные с этим пугающие обязательства, неустроенность и боязнь лишиться работы, занимающей большую часть жизни. Нет времени оглянуться, посмотреть по сторонам и удивиться, что жизнь бурлит и радость её можно найти в общении с природой, далеко от городов.
          Калейдоскоп жизненных историй, изложенных в сборнике, как-то сложился в одно целое, не отделить одно от другого. Наверное, не нужно читать всё сразу, подряд. Лучше через время.
          Открытый финал – это сегодня часто встречается. Автор Нина Кромина оставила читателям додумать самим, чем рассказ закончится. Хочется, чтобы главный герой вернулся живым – дороже жизни ничего и нет, ну а жить можно по-разному.   
         Мне нравится, когда в тексте встречается что-то незнакомое, слово или понятие, и тогда я подчёркиваю фразу или ставлю рядом крыжачок, чтобы ещё раз прочитать, уточнить, понять.
         С удовольствием читала «Симфонию Метёлкина» Максима Федосова. В ней много музыкальных терминов и названий произведений, которые упоминаются в связи с переменой мыслей и чувств героя в течении всего сюжета. Многие имена и произведения мне знакомы.  Понятна и жизнь Метёлкина в мегаполисе. Служба работающих молодых начинается рано, а возвращение домой – затемно.   
           «Метёлкин завтракал стоя, глядя в окно: ноябрьское хмурое утро, бледно-лимонный свет от фонарей добавлял в него какую-то горчинку. Впереди была длинная дорога на работу, бесконечные планерки, шарниры и подшипники, планы и отчеты и – никакой надежды разглядеть солнечный свет в этих серых офисных буднях».
           Всё также, как вчера, всё повторяется, меняется только тональность мелодий, звучащих в голове Саши Метёлкина.
          За ошибки и нерадивость его увольняют. Внезапно, не ожидал. И вот он идёт забирать документы, а в голове… музыка.
         «Та-та, та-та. Это же начало Орфа «Кармина Бурана» … Грохот ударных, тарелки и литавры, прощальный хор. Там еще во второй части такие вещи немыслимые, м-м-м», – Метёлкин снова погружался в музыку, пока перед ним на столе не оказался лист бумаги. –. Та-та, та-та – жизнь рушилась. Та-та, та-та – еще вчера казалось, что все пойдет по-другому».
            Кармина Бурана. Что это? Конечно, обращаюсь к интернету. А вот и объяснение: произведение немецкого композитора Карла Орфа. Можно прослушать. Включаю видео. Слушаю. С радостью понимаю, что я эту музыку слышала раньше, но вот название и имя композитора забылись. Музыка грандиозная! А потом снова возвращаюсь к рассказу Федосова. Перечитываю именно этот кусочек. Да, да, текст соответствует музыке, которая прозвучала. Здорово! Это удача автора, да и меня, как читателя, он пригласил быть активным читателем.
         Зашоренные, замотанные темпом сегодняшней жизни с постоянным беспокойством   из-за возможной потери работы, мы перестали замечать окружающий нас мир, а поменять что-то в своем расписанном до минуты рабочем дне, неделе, месяце, годами не решаемся.
          Радуюсь вместе с Метёлкиным, что ему удалось вырваться из повседневной рутины и понять, что солнце светит всем одинаково, только надо поднять глаза к нему: «Хлопок двери, охрана, проходная в огромном зале небоскреба, и вдруг его глаза ослепил яркий свет – сквозь стекла входной группы пробивалось яркое, ослепительное солнце, которого он не видел здесь уже несколько месяцев, да что там месяцев – лет! Ему казалось, что серая утренняя, равно как и серая вечерняя столица провожает и встречает его только желтыми фонарями, светом неоновых вывесок да яркими софитами в огромном зале высотного здания Нижмашстроя. Оказывается, солнце – есть! И оно светит! Метёлкину казалось, что он словно нарушил какой-то музыкальный строй, привычный обычай дня, распорядок и режим, и это нарушение подарило ему возможность наблюдать солнечный, настоящий солнечный свет! Он вышел сквозь огромные стеклянные двери… и зажмурил глаза. «Вот она, жизнь… где проходит! – сам себя укорял Саша. – Вот сидел бы сейчас в полуподвальном офисе и писал бы отчет!» Он шел, наступая в лужи, в которых также ярко блестело солнце, и его слова переполняла… музыка.
         В новом сборнике понравился не только рассказ Федосова, понравились и другие.   А вот название сборника, на мой взгляд, менее удачное. Вспомнилось: «Возвращаться плохая примета». Вариант названия сборника просто цифрами с точкой – один из многих.
          Литературному объединению «Точки» – 10 лет! Поздравляю авторов с публикацией. Надеюсь, что читатели получат удовольствие от чтения книги, а все точки сложатся для каждого в свой рисунок.


Рецензии
Дорогая Татьяна! Благодарю Вас за публикацию. Да, десять лет срок приличный.много воды утекло с первого сборника. Но как же хорошо, что живы традиции, заложенные во времена оные.
Рассказ Федосова мне тоже пришёлся по душе. Честно говоря, он меня удивил. Это новое в творчестве Максима.

Нана Белл   16.08.2023 08:28     Заявить о нарушении