60. Парадная Голубая гостиная

Предыдущая страница   http://proza.ru/2023/07/29/1275

Самая большая и нарядная комната в апартаментах, созданных Чарльзом Камероном в 1779-1783 годах - Парадная Голубая гостиная. В этой гостиной Павел Петрович и Мария Фёдоровна неоднократно устраивали приёмы. Парадное назначение подчёркивает богатый и разнообразный декор: стены затянуты шёлком с голубыми цветами на белом фоне и завершены золочёным фризом из чередующихся ваз и овальных живописных медальонов. 

Парные камины из каррарского мрамора украшают барельефы и мраморные кариатиды. На западной стене между окнами установлены большие зеркала в резных золочёных рамах, завершённые медальонами, и позолоченные консоли. Филёнки дверей расписаны мотивами из античных гротесков. 

Украшает гостиную и наборный паркет из ценных пород древесины с преобладанием розового дерева и палисандра, изготовленный в мастерской мастера резного дела Шталмеера. 

После пожара 1820 года архитектор В. П. Стасов сохранил первоначальную планировку и архитектурно-декоративное убранство гостиной. Новый шёлк для стен был расписан по старому рисунку художником Ф. Брандуковым. Потолок оставили белым, но в 1855 году по проекту А. И. Штакеншнейдера в него была вмонтирована картина В. Мошкова (1792–1839) "Воздержанность Сципиона" в обрамлении лепного барельефа, двух круглых и двух овальных медальонов.

После пожара 186З года пострадавший потолок вновь оштукатурили. Шёлк на стенах был заменён таким же по рисунку, но в технике набойки, выполненной на фабрике братьев Сапожниковых. Медальоны фриза исполнил И. Бернаскони.

Во время войны шёлковая обивка стен, живописный плафон и вставки, а также большая часть живописных медальонов фриза погибли или были похищены, двери, каминные и стенные зеркала уничтожены, архитравы каминов разбиты, а кариатиды лишились голов и рук.

Реставрационные работы вернули Парадной Голубой гостиной её первоначальный облик. Шёлк с набивным рисунком изготовлен по старому образцу на московском комбинате "Красная роза", реставрированы мраморные камины и почти полностью сохранившийся старинный паркет. 

Благодаря эскизу росписи потолка, обнаруженному среди неизвестных чертежей Чарльза Камерона в Государственном Эрмитаже, удалось воссоздать плафон. Во фризе на противоположной окнам стене были размещены 16 сохранившихся медальонов (из прежних 80), остальные 64 воссозданы реставраторами.

В настоящее время зал, как и прежде, украшают кресла, выполненные в 1783 году по рисункам Ч. Камерона в мастерских Ж.-Б. Шарлеманя-Боде. Одни из них удалось сберечь в эвакуации, другие были возвращены в 1947 году из Кёнигсберга. Сохранились старинные каминные решетки, предкаминные украшения в виде лежащих сфинксов, каминные приборы из золочёной бронзы, изготовленные по рисункам Ч. Камерона одновременно с отделкой зала.

Торшеры на 17 свечей из синего стекла с хрусталём и бисквитными фигурами были созданы на Петербургском стеклянном заводе в конце XVIII века. Канделябры начала XIX века и вазы c изображением архитектурных пейзажей и сцен из истории Психеи (Франция, первая треть XIX века) созданы на Берлинской фарфоровой мануфактуре в начале XIX века).


Иллюстрация: Парадная Голубая гостиная

Продолжение  http://proza.ru/2023/08/06/1429


Рецензии
Здравствуйте, Светлана!
Красота неописуемая!
Спасибо, что знакомите нас с подробностями этой красоты!
С признательностью и теплом,

Светлана Петровская   16.08.2023 17:30     Заявить о нарушении
Спасибо, Света, за тёплый отклик человека, ценящего красоту.

Светлана Шаляпина   17.08.2023 18:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.