Портрет Ильича

                ПОРТРЕТ

Это было совсем "недавно", в прошлом веке. Шёл 1965 год, начало лета - тёплого николаевского лета. Это в Украине, полуостров, окаймлённом двумя реками - Ингулом и Южным Бугом. Буг пересекает почти всю Европу, встречается с Днепром  и вместе они уходят в Чёрное море. Город утопает в зелени, в воздухе  непередаваемый аромат цветущей акации. Не могу сдержаться от восхищиния, я родился в Николаеве и до слёз люблю этот прекрасный город.
Закончены четыре года музыкального училища дирижёрского отделения, теперь я - хормейстер. Нас одиннадцать выпускников, некоторые настроены продолжить образование, но сейчас мы радуемся и ждём распределения на работу по специальности. И вдруг... "детская неожиданность" или полновесный нокаут. Оказывается, рано прощаться с училищем, мы получим дипломы в лучшем случае через год после положительной характеристики с места работы. Ехайте, ехайте, ребята, пашите честно, а уж тогда и встретимся. Украли год жизни. Далеко ехать  не хотел, планировал поступать в педагогический институт на музыкальный факультет. Очень было нужно отработать где-то рядышком, а студентов уже распределяют по городам и весям. Нашлось одно местечко и для меня здесь, не далеко, в посёлке Варваровка на другом берегу Буга. Повезло курилке, нужен директор клуба. Соглашаюсь, да и желающих больше нет.  Членам комиссии тоже повезло, нашёлся чудак да ещё и не малолетка. Задание найти директора клуба обком партии обязал, попробуйте на постараться, это вам не отдел культуры, а очень серьёзная организация.
Отпуска не предвиделось, приступаю к работе немедленно.
До посёлка мне добираться не трудно. Три остановки на трамвае и автобусом через новый мост, маленькое путешествие укладывалось в минут тридцать.
Клуб стоит на главной улице Варваровки, отремонтированный красавец, напротив клуба - двухэтажное здание райкома партии, райкома комсомола, а в крайнем крыле расположилось  учреждение, знакомое нам с детства - комитет государственной безопасности, проще сказать КГБ. Клуб можно было созерцать круглые сутки. 
Оформили меня в районном отделе культуры директором, пожалуйста, трудитесь, вперёд и с песнями. Оказалось, что со мной будут работать молодые специалисты, тоже выпускники музыкального училища баянист и пианист, местные варваровцы.  А я и директор и хормейстер в одном лице, за работу с хором платить не положено не смотря на то, что без хора клуб просто ничто. Люди потянулись, заработали кружки, заиграли баяны и зазвучали прекрасные голоса. Хор - это моё всё, работал с детьми и взрослыми без каникул и пропусков по болезни, репертуар мог выдержать два отделения концерта. "Не было бы счастья, да несчастье помогло", так говорят скорее для собственного успокоения, но мне работа нравилась. Вот и весна наступила, 22го апреля у нас очень важный и ответственный день - день рождения вождя мирового пролетариата - Владимира Ильича Ленина. Нужно готовить большой концерт. Вся гвардия из дома напротив перейдёт дорогу и займёт партер. Как всегда концерт начинается выступлением хора. Первой как обязательно прозвучит песня о великом человеке "Ленин - всегда живой, Ленин - всегда с тобой"
В СССР все фестивали хоровых коллективов начинались песней о Ленине - это закон, а в день рождения вождя и подавно, это святое.
Подготовка просто кипит, оформление зала смотрится просто великолепно и репетиции ежедневно. Осталось немного, обязательно добыть огромный портрет Ленина  на сцену. Звоню в отдел культуры и мне обещают прислать художника. Время поджимает, остаётся пять дней до великой даты, ну и повезло же мне! Пригласили аж члена объединения художников Николаевской области. Цена за работу по договору поднебесная. Договорились заплатить наличными. Удовлетворили даже его условие - оплата немедленно. Художник сказал, что работать будет ночью и к утру портрет будет готов. Я не спал всю ночь,беспокоился что да как и рано утречком уже ехал принимать обещанную работу. Бегом на сцену - Ура!!! Стоит большой портрет. Становлюсь лицом к Владимиру Ильичу и что я вижу! На полотне копия художника Василия, выполненная мастерски. Борода и усы Ильича, и сюртук тоже его, а вот остальное выполнено с огромным восхищением к себе любимому. Ленин смотрел на меня широко распахнутыми голубыми глазами, красуясь тёмным и очень густым ёжиком волос.Сказать, что со мной полуобморок случился, значит, ничего не сказать. Шатаясь, я оглянулся, Василий крепко спал за сценой на декорациях, рядом валялись  две пустые бутылки от водки Столичная.
Побудку я произвёл яростно с выкриками всех употребляемых в русском языке " добрых выражений".  Художник быстро испарился, о  нашей предоплате прийдётся забыть.  Моя мысль заработала чётко и ясно - надо срочно спасать положение.  Здорово, что остались материалы - краски, кисти и полотно. А ведь до праздника всего несколько дней. Прийдётся вспомнить, что я ещё и хороший художник. Сам берусь за создание шедевра, загрунтовал полотно и за дело, подумаешь, ночь не поспать. Как посмел сам ваять  портрет вождя пролетариата? Это тема другого рассказа.  Всё осталось тайной для моих сотрудников и начальства. Деньги? Деньги списал на материалы.
Главное - праздник будет!
27.07.2023


Рецензии