Забавный случай

ЗАБАВНЫЙ СЛУЧАЙ*

(РАССКАЗ)
                моим ученикам... 

               
Давно это было…  И  ведь не стирается в  памяти.   А главное, бывшие ученики об этом сами вспоминают при встрече да говорят, что детям своим   пересказывают…

 Стоял жаркий майский денёк, о котором поэт Земли Кузнецкой В.Д. Фёдоров мог бы сказать предельно лаконично: «Всё чудо: солнце, небо, вёсны…»  В тени крон могучих сосен, что разрослись по всей территории школы, прячутся от майского пекла серебристо- белоствольные берёзы. Кругом разливается тепло, и  в верхотомском лесу, который совсем рядом, птицы гомонят на все лады…

 Для  итогового контрольного диктанта  выбираю текст, в описаниях которого  пейзаж из окна  кабинета был бы легко узнаваем. Всем детям так хочется получить достойную отметку, хотя трудиться так, как это делают «майские лесные пчёлки», дано далеко не каждому: написал – и сдал; вот такая привычная самонадеянность. Чего греха таить – не любят дети долго церемониться со своими работами, но о трехразовой самопроверке  диктанта,  разумеется, напоминаю.

Но вот, наконец, этот презабавный случай…  Хотите верьте – хотите –нет!

 Всё началось с диктовки…
- Я брожу неподалёку от дома… (медленно, словами и смысловыми отрезками диктую первое предложение избранного мной текста)… в сосновом лесу…  с берёзовыми перелесками…
 У каждого урока есть своя музыка – на контрольном диктанте чувствуется особая чёткая ритмика и размеренный темп…  Здесь не до переглядов.  Надо вовремя успевать. Но дети   переглянулись,   прильнули взором к открытому окну, за которым торжествовал схожий пейзаж (внутри себя улыбнулись) и послушно  продолжили работу …

 Проходя между рядами парт в такт строго звучащей мелодии урока,  советую ребятам не забывать о своевременной проверке написанного.
При этом чисто по-человечески их понимаю: знойно...  хочется побывать там, на улице, в тени белоствольных берёз,  отдохнуть на тех скамеечках, защищённых от яркого  солнца, стоящих невдалеке от зелёного футбольного поля.
 Наш автор (Г. Скребицкий) будто угадывает эти желания, так как следующий абзац его текста  звучит некоим призывом к действию (судите сами):
" Солнце и в небе, и на земле…  И от этого становится так хорошо… так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок… "

Услышав эти строки, мальчишки, как по команде, вновь разворачиваются  к  окну… Сидящие вблизи даже  потянулись к нему, чуть  привстали, посмотрели вдаль,  а затем перевели свой взгляд  на  учителя, и мы все разом с  пониманием улыбнулись друг другу.
 
 Пишем дальше... И вот, наконец, доходим до последнего предложения текста, оно оказалось трудным, с прямой речью.  Сообщаю ученикам (по секрету), что «речь-то держит» там  сама лесная кукушка…  И нет предела удивлению,  когда  в такт нашему письменному «ку-ку» из солнечной дали верхотомского леса вдруг слышится уже не  авторское, а настоящее: «Ку-ку!»
Лесная птица много и сбивчиво что-то приговаривала, словно спешила на чей-то зов, но с каждой секундой «ку-ку» становилось всё явственней. Мы не удержались от смеха, потому что со своим итоговым контрольным диктантом стали  героями настоящего лесного приключения… А  кукушка с нами общалась  дистанционно, не заботясь о том, что срывает урок на его последних минутах. Кто-то из ребят даже среагировал на  ситуацию  не очень складной  детской потешкой:

  Нам кричит:
- Ку-ку, ку-ку!
И вот пошла потеха:
- Ку-ку! – ей вторит эхо!

   Кукушка смолкла (возможно, обиделась на эту дразнилку).
А у нас продолжался урок.   На завершающем этапе подросткам оставалось  внимательно проверить написанное (желательно троекратно – благо время урока ещё позволяло).  После первой самостоятельной проверки кукушка вдруг вновь объявилась, долго-долго куковала, как будто насчитывала количество ошибок, допущенных в совокупности  всем классом. Дети охотно  приняли игру лесной птицы, доверились ей и стали внимательно "выискивать" в написанном диктанте свои ошибки. Во время «самопроверки» лесная гостья поступала «методически грамотно»: вовремя умолкала, продолжая   оставаться невидимкой, хотя находилась с   классом на каком-то предельно близком, безопасном для неё расстоянии. И как бы дети не тянулись в сторону оконного  пространства, обнаружить "самозванку" не удавалось.
 Пока все мальчишки с ответственностью трудились в поисках  насчитанных кукушкой ошибок, уже искренне доверяя предсказаниям "новоявленной учительницы", один мальчуган, сидящий ближе всех к окну, решил, что с него на сегодня - хватит и с апломбом отложил тетрадь в сторону.
 
Но вот  «чудеса-то в решете»! Почти синхронно опять сработал где-то у окна  невидимый «суфлёр»,   «кукукнув»  мальчику чуть ли не в самое ухо  два раза, строго по счёту.  Растерявшийся, пришедший в состояние недоумения и изумления наш условный  «лентяйкин»  с птицей спорить не стал,  молча,  безоговорочно раскрыл тетрадь, чтобы до звонка успеть найти  ещё две злополучные ошибки.  Все с юмором отнеслись к данной ситуации, с мальчишеским озорством  посмеялись над  предусмотрительной помощницей и незадачливым бездельником.

Соловьиной трелью прозвенел звонок…  И мальчишки, с криком звукоподражания кукушке, бежали   вперегонки туда, где "стволы берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной», в тень и прохладу, и  где, возможно, только что пряталась лесная проказница.



Сноски:

 * Весна была в своей красе.
Диктант писали в классе все...
Но так на солнышко тянуло,
Что не хватало даже сил,
Склонясь над партою сутуло,
Вписать по правилам посыл.

Дошли в диктанте до кукушки...
И тут иль, сидя на суку,
Иль, маскируясь на опушке,
С окна послышалось: "Ку-ку!"

"Ку-ку!.. Внимательней, Лентяйкин!
Слова в тетрадке проверяй,
Перу, авось не доверяй
И по кукушкину веленью,
И терпеливому ученью
Будь не Лентяйкин!.. Только Знайкин!"
Стихира в лад!

Рецензент: Валерий Буслов   04.04.2024 13:33 


Рецензии
Весна была в своей красе.
Диктант писали в классе все...
Но так на солнышко тянуло,
Что не хватало даже сил,
Склонясь над партою сутуло,
Вписать по правилам посыл.

Дошли в диктанте до кукушки...
И тут иль, сидя на суку,
Иль, маскируясь на опушке,
С окна послышалось: "Ку-ку!"

"Ку-ку!.. Внимательней, Лентяйкин!
Слова в тетрадке проверяй,
Перу, авось не доверяй
И по кукушкину веленью,
И терпеливому ученью
Будь не Лентяйкин!.. Только Знайкин!"
Стихира в лад!

Валерий Буслов   04.04.2024 13:33     Заявить о нарушении
Уважаемый Валерий, именно так, именно в той тональности, в той ритмике и в том настроении передали тот незабываемый урок... вспоминаю все лица... ну почему это безвозвратно? Где он, мой "условный Лентяйкин"? Многое бы отдала за ту весну, за тот диктант, за повторение того забавного случая! Спасибо!!!

Валентина Будникова   04.04.2024 14:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.