В огороде бузина...

                Сегодня прочитал на «Прозе» очередное произведение летчика-аса полковника Василия Чечельницкого «Готовность обнять весь мир» (http://proza.ru/2023/08/05/1117).
                То, что Чечельницкий мастер рассказа - это бесспорно. Если бы ему еще и не усложнять свои рассказы разнотемьем в одном флаконе...  Впрочем, возможно это своеобразная изюминка в его творчестве. Вмешиваться в мастерскую писателя не будем.
                Однако такая мысль не касается фактологии в его материалах и обмене мнениями с читателями.  По факту же у него в его нынешнем рассказе есть вот что:

                "...один из его экипажей произвёл  «аномальный», практический  пуск ракеты на полигоне «Макат», т.е. ракета вообще не долетела до цели, вследствие технической неисправности, допущенной на заводе – изготовителе.  Но полку Центральная Инспекция Боевой Подготовки всё равно общую оценку за учения поставила «двойку», т.е. «неудовлетворительно», хотя вины личного состава полка в этом  не было ни грамма!!! На первый взгляд – несправедливо!!!".

                Ну вот, уважаемые читатели, сначала: "...вины л/с полка в этом не было ни грамма!!!", с тремя восклицательными знаками пишет полковник. Значит, абсолютно уверен в том, что говорит. Но уже в следующем предложении у него отступление от своих слов, сдача позиции. То есть это не так уж точно, как он считал, а только: "на первый взгляд". Но, почему?!
                А вот посмотрите почему:
               «Но когда мы с Анатолием, который впоследствии был назначен Командующим ВВС Черноморского флота, хорошо подумали, он сказал фразу, которая и сейчас, спустя,  около 40 лет после этого события, не идёт у меня из головы:
 «Вася, ты представь, что сейчас в век ракетно-ядерного оружия, когда исход войны решают буквально секунды, и Победа в войне может зависеть от каждого из нас, твой экипаж не пустил ракеты по Вашингтону или «какому-нибудь» Пентагону? В результате, это очень сильно могло повлиять на конечный итог войны!!!
               И кого из «живых» (погибших тоже) будет интересовать, почему это произошло? Твой полк не выполнил БЗ (Боевую задачу), значит, командира – «расстрелять», а с остальными разбираться будем потом, если будет,  кому вершить этот «божий суд»?)».
               «В общем, тогда мы согласились с правотой генерала – инспектора, который эту оценку объявил!!!», – пишет полковник.

               Заметьте, у него и здесь три восклицательных знака в окончании вывода из слов Анатолия, будущего Командующего ВВС Черноморского флота. То есть, сначала он был уверен, что: "...вины л/с полка в этом не было ни грамма!!!". Но, достаточно было хотя и будущему, но генералу высказать иное суждение по делу, и у нашего полковника сразу же поменялось его мнение. Попробуйте понять, в чем полковник увидел его правоту, да так, что уже 40 лет она не идет у него из головы?

                Ведь достаточно было бы всего пару секунд подумать о том, что генерал СРАВНИВАЕТ два совершенно разных события: с одной стороны - невыполнение боевого приказа по вине личного состава полка в боевой обстановке (и даже в той обстановке, безусловно, потребовалось бы тщательное расследование - почему приказ не был выполнен. Правильно ли  было сделано всё,  что зависело от летчиков и техников, или ими допущена грубая ошибка, халатность, трусость и т.п.  И оно обязательно было бы проведено, если позволяли условия и обстоятельства. Ведь от его результатов зависела судьба и сама жизнь летчиков.
                С другой -  срыв выполнения УЧЕБНОГО боевого упражнения на полигоне в мирное время, причины которого установить не составляет труда. Они установлены, предельно ясны - срыв полета ракеты к цели состоялся ПО ВИНЕ ЗАВОДА, который её произвел, т.е. по вине ПРОИЗВОДИТЕЛЯ РАКЕТЫ! Инспекторами, посредниками вины личного состава не установлено. Как можно давать оценку действиям личного состава полка "неудовлетворительно", если с его стороны вины нет?!

               Ситуация предельно понятная тому, кто посвятил свою жизнь делу защиты Родины и в ходе боевой учебы не раз выполнял учебные боевые упражнения и стрельбы. Срывы в них имели место не тк уж редко. (Известны такие случаи и мне).  Мы помним, как допущенная в адрес кого-то лично или в отношении целого корабля, полка, боевого расчета НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ поражает людей в самое сердце не хуже настоящей пули.
               Возможно, что в те времена именно  те, кто раздавал оценки, не обязательно по заслугам, а таким вот образом демонстрировал свою волю, принципиальность, требовательность и назначались Командующими флотами и ВВС флотов. Как говорили моряки, в том  числе и по итогам комиссий и инспекций нередко "поощряли непричастных" и "наказывали невиновных"  по каким-то своим, а не фактическим критериям. У таких о неправедно, не по заслугам наказанных воинах душа не болит.
                Вот в данном случае и наш полковник, летчик-ас сначала был на стороне личного состава полка. Но как же легко отказался от своих слов, послушав будущего генерала!

               В общем, можно сказать, что здесь у Анатолия, всё по украинской пословице: "В огороде бузина, а в Киеве – дядько!". (Одно дело не выполнил боевую задачу в боевой обстановке, Хотя, еще раз повторяем, и там обязательно должно быть проведено расследование почему), другое - выполнение учебного боевого упражнения, стрельбы в мирное время.  А полковник, будучи полностью уверенным (с тремя восклицательными знаками) в том, что вины личного состава полка нет, непонятно почему вдруг  с ним соглашается. Мало того, распространяет новую методику  оценки боевого упражнения в мирное время в среде коллег.

               К чему я это говорю? Да к тому, что и в других вопросах, включая касающихся нынешней ситуации вокруг СВО России на Украине и положения дел в самой России, полковник, к мнению которого прислушиваются многие читатели, частенько оказывается в плену того, кто что сказал ему или кому-то по тому или другому поводу. Легко, без особых раздумий, соглашается.
               Иной раз доходит до того, что он входит в противоречие не только со своими коллегами летчиками, читателями, поклонниками и даже друзьями. А иногда и со своими  собственными словами и суждениями.

               К сожалению, и я, его читатель и почитатель, как  летчика-аса и писателя, на этих днях того не выдержал, высказал ему в послании по почте всё то, что написано выше.
               Видимо, сильно обидел Василия Чечельницкого в ответе. Именно за его непоследовательность в оценках и выводах. Каюсь, сорвалось непотребное слово. Прошу за то прощения, там я, употребив обидное для него выражение, был не прав. Но для пользы автору, всё-таки, считаю нужным сказать правду. В надежде на то, что в конце-концов, дальнейшем он не станет так наивно доверять всему, что ему говорят, пишут или предлагают посмотреть на Ютубе. А что такое Ютуб мы все знаем.

                7.08.2023 г.


Рецензии
Альберт, я не знаю, как было на флоте, но лично мы, точнее, многие пилоты, уважали ЦИБП за то, что она единственная из организаций и всяких авиационных начальников, которая проверяла ФАКТИЧЕСКУЮ БОЕВУЮ ГОТОВНОСТЬ пилотов и полка, безо всякой перестраховки и "ссанья" за последствия. Именно эти ребята заставляли нас совершать самые сложные полёты, в самых сложных условиях, как на войне. И после таких полётов ты точно знал, чего ты стоишь как БОЕВОЙ ЛЁТЧИК, да и уважение к себе после таких учений возрастало на порядок...

Всё остальное в авиации, у большинства начальников и командиров - это сплошная перестраховка, а вдруг!!! "Вот ты утонешь, тебе уже всё равно, а мне "выговор", и я не получу в срок "полковника", поэтому купаться в море или просто вывезти матросов на пляж, ЗАПРЕЩАЮ. Я могу по пальцам двух рук перечислить руководителей, которые учили меня как авиационного командира - не бояться летать. Именно такими были мой первый комэска - майор Юрий Романович Стропилов и первый командир боевого полка, полковник Дорофей Самсонович Ермаков, стараниями которых мы семь старлеев 1-ый класс получили через 3,5 года, после окончания училища. А наши однокашники в Риге, в таком же полку, на однотипной технике - фронтовой бомбардировщик ИЛ-28, одновременно с нами получили лишь 2-ой класс...

Ещё могу поставить в пример своего крайнего Командующего ВВС на Балтике - это генерал-лейтенанта Петра Ивановича Гончарова, который доверял командирам полков организовывать полёты без лишней перестраховки и ссылки на бумаги... Но есть и обратные примеры - фамилии этих начальников называть не хочу, т.к. они уже на Небесах, но они даже название придумали своему стилю руководства - "ЗАПРЕТИТЕЛЬСКИЙ", чуть что, сразу - "ЗАПРЕЩАЮ - НИЗЗЯ"!!!

Именно из такого стиля руководства погиб первый космонавт мира Юрий Алексеевич Гагарин. Он не должен был лететь в этот контрольный полёт, которого не было в плановой таблице. Но верхние "начальники", страхуясь за свой зад и должность, вынудили командира полка, полковника Серёгина, взять самолёт из ТЭЧи, который не готовился на полёты, полететь на нём, на 90 % неисправном, (это доказано несколькими комиссиями), но все их выводы скрыли, а обломки самолёта запаяли в бочки и упрятали от авиационных специалистов. Не дай Бог народ узнает правду из-за какого бардака в авиации ВС СССР погибли два классных военных лётчика, один из которых первый космонавт планеты Земля - Юрий Гагарин.

Если бы это было не так, обломки бы самолёта не скрывали, а дали возможность специальным комиссиям установить истинную причину этой катастрофы... Поэтому, Альберт, и у меня бывают противоречия или какие-то другие нестыковки в моих опусах... Но я не боюсь писать о них, не боюсь ошибаться... , зная, если что не так, друзья или просто читатели меня поправят...

С уважением, жму кисть, полковник Чечель.

Полковник Чечель   07.08.2023 20:50     Заявить о нарушении
А ЭТО ПРИМЕРЫ, КАК ПЕРЕСТРАХОВКА "верхних начальников" способствует ошибке и последующей гибели лётного состава:
Лишь во второй катастрофе, когда на полигоне Свободный Порт на МИГ-29 из-за ошибки в технике пилотирования разбился майор Юзвишин, можно частично признать вину Тимура. Сам он мне сказал тогда две фразы, которые врезались в память, когда мы сидели с ним всю ночь, не сомкнув глаз, разбирая причины катастрофы. Первая: "Простить себе не могу, что, поддавшись его страстному желанию летать, а также тому, что Юзвишин очень порядочный офицер, я разрешил ему переучивание на МИГ-29. Знал ведь, что в своё время он не смог вылететь на ЯК-38. Это уже тогда было симптомом..." Но я, как Начальник СБП, чётко знаю, что в этой катастрофе часть вины на себя должно взять Руководство авиации Военно-Морского Флота.

По средствам объективного контроля мы проверили все полёты майора Юзвишина, из которых выяснилось, что он нормально осваивал программу переучивания на самолёт МИГ-29 и ничем особенным не отличался от остальных лётчиков. А то, что в своё время не вылетел на ЯК-38, этот факт ни о чём не говорит. Просто есть лётчики - универсалы, которые могут летать на разных типах летательных аппаратов от истребителей до вертолётов, а есть такие, которые предрасположены летать в каком-то одном виде авиации.

Юзвишин был истребителем. Я сам это понял, когда одновременно с ТУ-16 и ТУ-22м3, стал летать ещё на корабельном вертолёте КА-27. Когда приступил к полётам ночью, у меня были такие сложности в освоении, что пришлось поменять инструктора. И как только я его поменял, дальнейшее освоение сего летательного аппарата пошло без проблем.

Вспоминаю своего пилота Толю Дрёмина, я у него был замкомэской на ИЛ-28. Года через три мы с ним встретились, как стали служить в разных родах авиации. Спрашиваю: "Ну как тебе СУ-17?" - который Толя тогда успешно осваивал, (и я ему завидовал "белой завистью). А он мне: "Никак не могу привыкнуть, тянет на тяжёлые сверхзвуковые самолёты". Т.е. дело не в майоре Юзвишине, На его месте мог оказаться любой другой лётчик, т.к. в ту ночь дымка постепенно сгущалась, и цель с каждым полётом становилось всё сложнее обнаруживать, а ночью, я повторяю, это приборный полёт.

Так что зря Тимур себя тогда так винил. Но главное, он "нюхом" и своим лётным талантом чувствовал опасность этого вида лётной подготовки ночью. Поэтому, когда утверждали программу переучивания полка на МИГ-29, Тимур просил упражнения на боевое применение ночью по наземной цели с горизонтального полёта и с пикирования поменять местами, т.е сначала осваивать с пикирования, а потом уж с горизонтального полёта, и обосновал, почему. Ночью, в отличие от полёта днём, - это полностью приборный полёт. В то же время лётчик должен отвлечься от приборов на поиск цели и прицеливание.

А полёт происходит на малой высоте, земля рядом, т.е. при ошибке у лётчика практически нет резерва времени на её исправление. А при боевом применении с пикирования цель видно лучше, и при ошибке есть ещё запас высоты. К сожалению, к мнению Тимура не прислушались, у руководства Морской авиацией победил консерватизм и "бомбёрская" психология.

В итоге майор Юзвишин разбился на третьем заходе третьего полёта в эту смену, и каждый заход был уже предыдущего, т.к. боясь потерять цель из виду, лётчик упустил контроль за высотой и врезался в землю. На МИГ-29, чтобы потерять 300 метров высоты, нужны считанные доли секунды. Тем более лётчик в предыдущем заходе уже прошёл над целью на высоте 300 метров, потом произвёл набор высоты до 1200 метров и выполнение повторного захода опять с переводом на снижение до 300 метров,отвлечение взгляда на высотомер,чтобы перевести в горизонт, потом опять поиск цели и выполнение бомбометания, а дымка над морем постепенно сгущалась и поиск цели требовал всё большего отвлечения внимания от пилотирования на малой высоте...

Я, кстати, тогда вспомнил как погиб мой однокашник Валера Гребцов на ИЛ-28. В начале 70-х годов Командующий Авиацией ДКБФ генерал-лейтенант Гуляев Сергей Арсентьевич, Герой Советского Союза, лётчик-штурмовик с большим боевым опытом, поставил перед двумя полками Балтики, эксплуатировавшими фронтовой бомбардировщик ИЛ-28, задачу - освоить два новых вида боевой подготовки - "топ-мачтовое" бомбометание и стрельбу с пикирования по наземной или морской цели с передней пушечной установки НР-23. Дело было для нас совершенно новое, поэтому сначала с лётным составом двух полков (нашего в гарнизоне Храброво, что под Калининградом, и Рижского, Скультэ) провели теоретические сборы, на которых была выработана методика выполнения этих видов полётов.

Я помню, какие споры тогда разгорелись между теми, кто раньше летал на истребителях и теми, кто всю жизнь летал на бомбардировщиках. Истребители предлагали на цель выходить чуть в стороне, всё время держа её в поле зрения, а потом, сваливая самолёт на крыло, переходить на пикирование. А "бомбёры" спрашивали: "Но где же тогда "боевой курс"? Нет, надо идти на цель прямо и потом отдачей штурвала от себя, переходить на пикирование.

А то, что лётчик при таком способе выхода на цель примерно на 3 секунды теряет её из виду, т.к. нос самолёта её закрывает, не приняли во внимание, мол, штурман есть, он всё видит. Поскольку "бомбёров" среди руководящего состава обоих полков, от которых зависело, какую методику выхода на цель принять, было больше, был утверждён выход на цель "прямо", и впоследствии это решение стало способствующей причиной катастрофы, хотя по бумагам официально этот факт нигде не проходит.

Полковник Чечель   07.08.2023 21:03   Заявить о нарушении
Василий Васильевич, я так понял, что ты мою заметку прочитал. К сожалению не дал мне понять как отнёсся к моему извинению за глупость, допущенную в переписке по эл. почте.
Видишь ли, понятие: "Враг, указующий на твои ошибки намного полезнее для тебя, чем друг, старающийся их скрыть", мне не чуждо. Во всяком случае, тем, кто указывает мне на мои ошибки,(разумеется обоснованно, а не со зла, не вникая в суть), я лично очень благодарен. А вот поди ж ты, сам вдруг сорвался и ляпнул гадость, не соображая, что оскорбляю человека. Не могу себе простить.
Вот и здесь ты не пожалел сил и времени, дал такие развернутые ответы, что впору включать их в рассказы и книги полковника Чечеля.
Но!
Опять у тебя противоречие! И я опять тебе о том пишу, не оставляя ничего такого за душой.
Посмотри сам: "Но есть и обратные примеры - фамилии этих начальников называть не хочу, т.к. они уже на небесах, но они даже название придумали своему стилю руководства - "ЗАПРЕТИТЕЛЬСКИЙ", чуть что, сразу - "ЗАПРЕЩАЮ - НИЗЗЯ"!!!".

Предельно понятно твоё отношение к такому руководству, и я полностью на твоей стороне. Но вот что у тебя дальше. Прошу обратить особое внимание:

"Именно из-за такого стиля руководства погиб первый космонавт мира Юрий Алексеевич Гагарин. Он НЕ ДОЛЖЕН БЫЛ ЛЕТЕТЬ в этот контрольный полёт, которого не было в плановой таблице (выделено мной, - А.Х.). Но верхние "начальники", страхуясь за свой зад и должность, вынудили командира полка, полковника Серёгина, взять самолёт из ТЭЧи, который не готовился на полёты, полететь на нём, на 90 % неисправном, (это доказано несколькими комиссиями)".
Внимательно прочитай еще раз и скажи: ты не видишь здесь вопиющего, невероятного противоречия?! Начальство не только НЕ ЗАПРЕТИЛО полет, страхуя свой зад, но наоборот, накопало на него столько дерьма, что впору садиться им на скамью подсудимых...
И всё это твой покорный слуга пишет не со зла, а как бы подстраховывая тебя от ошибок.
Впрочем, может я что-то не так понимаю. Так ты скажи. Прямо скажи, как на духу. Как тот подчиненный генералу: "Я прямо глядя в глаза скажу Вам, что о вас думаю: Вы гений, товарищ генерал!". (На всякий случай добавлю для тех, кто в танке: это шутка).

Альберт Иванович Храптович   08.08.2023 05:04   Заявить о нарушении
Прочитал и я всё это еще раз, и, ты знаешь, Василий Васильевич, в мои мозги закралось сомнение - понял ли ты меня, о чем я написал в заметке?
А я ведь хотел снять свою заметку с публикации после того, как ты её прочтёшь и скажешь, что меня понял.
Ведь там шла речь о том, что ты был абсолютно прав, когда заявил, что в срыве результатов Боевого упражнения "вины личного состава полка нет!!!".
А твой друг Анатолий перевернул твоё убеждение на 180 градусов, сравнив х... с пальцем, споров чушь. И он, а , главное, ты сам, даже не подумали о том, что несправедливость к командиру полка и его подчиненным ранит в сердце сильнее, чем пуля...
Прости, но я хотел тебе помочь понять то, о чем писал в своих рецензиях и замечаниях не раз: ты слишком доверчив, не раздумывая веришь тому, кто что тебе сказал. Тем более, если оно где-то внутри тебя воспринимается как истина.
Подумай еще раз над этим. Не спеши высказаться сразу же. Подчеркиваю: потому что твоим словам многие твои читатели верят тоже, не задумываясь...

Альберт Иванович Храптович   08.08.2023 05:22   Заявить о нарушении
Не хотел вмешиваться в дискуссию двух полковников, но пройти мимо катастрофы самолёта Юрия Гагарина, не получилось. Не углубляясь в подробности, было время когда занимался обстоятельствами этой катастрофы. Пришёл в выводу, что "дело было не а бабине..." Причиной катастрофы стало банальное обледенение хвостового оперения, которое экипаж не заметил при снижении. Когда стали выводить из пике, было уже поздно, высоты не хватило. Весна, в атмосфере "слоённый пирог" из облаков в которых, лёд нарастал на кромке стабилизатора стремительно. На земле был + 5, пока самолёт обнаружили, прошло около часа. За это время лёд растаял, а катастрофа начала обрастать всякими небылицами.
С уважением,

Николай Панов   08.08.2023 10:53   Заявить о нарушении
Пардон за вклин, просьбища к Полковник Чечель написать отдельно и подробнее о смерти Гагарина - если реально в теме.!! И ссылку сразу дайте

Петр Кондратьев   08.08.2023 20:28   Заявить о нарушении
Николай - возможная версия, но я думаю - или не до конца был завёрнут кран герметизации, что 100% при вертикальной скорости 147 метров в сек могло привести к потере работоспособности. ИЛИ в задней кабине не было РУС. Я думаю, что было именно так, с этой версией согласилась и вдова Гагарина...

Полковник Чечель   11.08.2023 11:04   Заявить о нарушении
А вдова Гагарина, при всём моём уважении, для Вас главный специалист в в делах по расследовании причин гибели летчиков, полковник?

Альберт Иванович Храптович   11.08.2023 12:01   Заявить о нарушении
А Николай Панов что имел в виду, когда сказал:: "Пришёл в выводу, что "дело было не а бабине...", - и не поправил своё выражение? Правильно ли я догадываюсь, что там должно быть: "не а бабине", а "в кабине"?

Альберт Иванович Храптович   12.08.2023 04:11   Заявить о нарушении
не в тему, но словесно напомнили поговорку
дело было не в бобине - долбо... сидел в кабине
естественно это никак к Гагарину не относится.

Петр Кондратьев   12.08.2023 23:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.