Северный морской путь

Ст. 14 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» определила Северный морской путь (СМП) как «исторически сложившуюся национальную транспортную коммуникацию Российской Федерации». Плавание в его акватории осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами России и положениями её национального законодательства.

Понятие акватории СМП дано в п. 1 ст. 51 Кодекса торгового мореплавания РФ, определившим её как «водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар».

Окончательное освоение СМП — грандиознейшее достижение советского народа и советского государства. Бесспорно, оно стало итогом 400-летних трудов отечественных первопроходцев, моряков, учёных, промышленников и др., но только благодаря народной власти и небывалому в истории народному энтузиазму в XX в. стали возможными создание необходимой береговой инфраструктуры и материально-техническое обеспечение (прежде всего единственный в мире ледокольный флот) безопасного плавания в водах Ледовитого океана.

История предварительного освоения СМП обширна и полна удивительных, в основном или главным образом трагических событий. Ей посвящена обширная научная и популярная литература. В этом кратком рассказе речь пойдёт о дне сегодняшнем.

СМП проходит по морям Северного Ледовитого океана — Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому. Длина его от Карских Ворот до бухты Провидения — около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП — свыше 14 тыс. км. СМП позволяет обслуживать порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия; вывоз леса, природных ископаемых). Организационно СМП делится на Западный сектор Арктики (от Мурманска до Дудинки) и на Восточный сектор (от Дудинки до Чукотки).

В 1909 г. Канада первой объявила свой суверенитет на всём пространстве Арктики между Северным полюсом и её северным побережьем. В мае 1925 г. она официально законодательно закрепила это положение.

Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года вся территория Арктики от Северного полюса до материковой части СССР, ограниченная меридианами 32°4’35" восточной долготы и 168°49’30" западной долготы, объявлялась суверенной территорией СССР.

На те годы секторальный принцип суверенитета над никому не нужной, круглогодично покрытой льдами территорией имел сугубо умозрительное престижное значение. Но вот к началу 1960-х гг. Советским Союзом был фактически освоен СМП — самый короткий путь из Тихого океана в Европу. И с этого времени США под предлогом свободы мореплавания стали оспаривать наш суверенитет на наши же внутренние воды и даже территории.

В 1963 г. без предварительного разрешения советских властей американский ледокол «Нозвинд» исследовал море Лаптевых, а летом следующего года судно «Бэртон Айленд» изучило Восточно-Сибирское море. В тот раз дело обошлось обменом нотами. Но в американской ноте уже содержалось основное направление современных американских претензий. Там было сказано: «Что касается проливов Карского моря, которые перекрываются советскими территориальными водами, то следует отметить, что существует право мирного прохода для всех судов через проливы, используемые для международного судоходства между двумя частями открытого моря, и действие этого права не может быть приостановлено». Речь идёт о т.н. транзитном плавании, главным условием которого является безостановочный проход иностранных судов через чужие территориальные воды.

Против секторального раздела Арктики выступило большинство стран мира. В 1982 г. была принята Конвенция ООН по морскому праву, согласно которой территориальная юрисдикция государства распространяется только на шельф, тогда как внешельфовая зона объявлялась международной. СССР не признал такое решение.

Только в 1997 г. уже не советская, а российская власть Б.Н. Ельцина подписала конвенцию 1982 г. и добровольно отказалась от огромных арктических территорий (1,7 млн км2 акватории) и от богатейших залежей полезных ископаемых на океанском дне. Отныне россиянам принадлежат только прибрежные воды на расстоянии не более 12 миль от базовых линий, а исключительной экономической зоной — 200-мильная зона от базовых линий (+150 миль для континентального шельфа, если удастся доказать, что морское дно является продолжением берега).

Наступление стран НАТО на СМП стало разворачиваться в конце 2010-х гг. Госдепартамент США заявил о непризнании суверенитета России над СМП, который, по их мнению, должен контролироваться международным сообществом.

Причин такой активизации несколько. Прежде всего, Арктика — мощная скрепа российско-китайского содружества. У Китая есть только 2 морских пути, которые связывают его с Атлантикой. Южный — в обход Индии через Суэцкий канал или в обход Африки. Этот путь уязвимый для Китая в случае серьезного конфликта с США. Другой — СМП. Он почти в 2 раза короче и для американцев почти недоступен. Транзит грузов по СМП дороже из-за льдов, но он гарантирован и безопасен. Китай же морским путём перебрасывает по всему миру 97 % своих грузов, 2 % — железной дорогой и 1 % — воздушным транспортом. Во-вторых, таяние льдов позволяет начать в Арктике добычу полезных ископаемых, прежде всего, разрабатывать залежи редкоземельных металлов на дне Ледовитого океана. Большинство изъяты у нашего народа в 1990-х гг. и переданы иностранным компаниям.

К счастью, СССР давно освоил подлёдное пространство океана. Советские многоцелевые атомные подводные лодки единственные в мире имеют опыт запуска баллистических ракет из-подо льда. А район Северного полюса — начало кратчайшего пути на территорию потенциального врага.

Свободное мореплавание в нейтральных водах северных морей никто не запрещает. Правда, моря эти мелководные, глубина не более 50 — 100 м. Как результат, часто меняются течения, а вместе с ними колеблется глубина, образуются неожиданные мели. Постоянно колеблется и ледяной покров. Отслеживать все эти колебания научилась особая гидрографическая служба СССР. Без её консультации даже оснащённое новейшей аппаратурой судно может пропороть себе днище. Эта же служба отслеживает границы ледяного покрова и движение айсбергов.

Что же следует понимать под международным контролем над СМП, согласия на учреждение которого требуют от России американцы и западноевропейцы? Такой международный контроль означает передачу в распоряжение международных структур под эгидой США всей советской (ныне российской, но создавалась она именно советским народом) инфраструктуры Арктики, прежде всего Сибири — лоцманской службы, всех сибирских портов, навигационной службы, гидрологической службы, ледовой авиационной разведки, гидрографической службы, ну и конечно же единственного в мире ледокольного флота. Фактически это означает добровольную сдачу в собственность американскому капиталу российского Заполярья.

Страны НАТО особенно активизировались в Арктике последние два года. Воевать, конечно, никто не собирается. Расчёт их аналитиков прост. Если советские генералы с такой лёгкостью сдали врагу СССР и Армию, то через тридцать лет разора и компрометации непременно найдутся ключевые персоны, которые с ещё большей легкостью сдадут без сопротивления нынешние остатки бывшей великой державы. И вооружение сторон в таком случае никакого значения не имеет.


Рецензии
Очень интересно и содержательно.
Поддержу.

Виктор Левашов   09.08.2023 22:16     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.