596 ДМБовский фотоальбом ч. 2 13-14 октября 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

596. ДМБовский фотоальбом. Часть 2. 13-14 октября 1973 года.

Мне с оформлением моих ДМБовских фотоальбомов повезло гораздо больше, чем всем остальным морякам-свиреповцам действительной флотской службы. Ещё весной 1972 года в 67-м ОДСРНК ДКБФ в Калининграде я был не только обладателем своей собственной фотокамеры «Смена-8М», но и обладателем имущества дивизионной ленкаюты, так как там я выполнял свои рабочие обязанности комсорга корабля - секретаря комсомольской организации БПК «Свирепый». Здесь я оформлял и вел учётные документы комсомольцев корабля, собирал комсомольские взносы, оформлял ведомости, вёл дневники секретарей комсомольских организаций боевых частей, готовил документы и решения комсомольских собрания, оформлял комсомольские стенды,  корабельную сатирико-юмористическую стенгазету «Ну, погоди!», боевые листки и молнии. Для их иллюстрации мне было разрешено ограниченно пользоваться своим фотоаппаратом и фотоаппаратом ленкаюты. При этом здесь же в дивизионной ленкаюте по ночам я печатал и сушил фотографии.

Так постепенно я начал формировать свой собственный фотоархив и фотоархив БПК «Свирепый». После того, как меня включили в особую группу по распечатке и копированию секретных корабельных документов, за что я получил первый 10-дневный отпуск с выездом на родину, я уже открыто и почти свободно занимался фотографированием событий корабельной жизни, созданием фотолетописи БПК «Свирепый». Параллельно я создавал свои будущие ДМБовские фотоальбомы.

Фотоальбомы (5 штук) комбината «ЛАТВИЯС ПАПИРС» г. Рига РТУ 555-61 Арт. 87/268-лат. 1 сорт форматом листов 285 х 400 мм и ценой 4 рубля каждый я приобрёл в 1972 году за свои деньги в переплётной мастерской Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» в Калининграде. Первоначально я хотел себе оформить только один такой фотоальбом, а остальные использовать для подробной хронологически оформленной фотолетописи БПК «Свирепый». В дальнейшем получились три альбома мне и два альбома фотолетописи кораблю…

Не имея в начале своей флотской службы на БПК «Свирепый» технической возможности шикарно оформлять свой фотоальбом, да и фотолетопись корабля, работая только украдкой и по ночам за счёт своего личного времени, я начал оформление своего первого ДМБовского фотоальбома скромно, с вырезки навигационной карты высот и глубин масштаба 1:30 000 000 Северной и Центральной Атлантики, Балтийского и Средиземного морей, наклеенной на обратной стороне обложки альбома. Впоследствии (после БС – боевой службы) я начертил на этой карте схематично маршруты походов БПК «Свирепый»: на ходовых и государственных испытаниях, сдачи курсовых зада К-1, К-2, ПВО, ПЛО, ПДСС, похода в залив Хара-Лахт на размагничивание корабля, выход в Балтийское море на учения ДКБФ, перехода к датскому мысу Скаген, переходы в Северной Атлантике и Северном море при выполнении задач БС (боевой службы), маршрут слежения за АУГ во главе с американским ударным авианосцем «Джон Ф. Кеннеди» и ударным крейсером «Ньюпорт Ньюс» во время натовских учений «Быстрое движение» 1973 года.

На первой странице моего первого ДМБовского фотоальбома я разместил большую парадную фотографию командира корабля капитана 2 ранга Евгений Петровича Назарова (уже после нашего возвращения в базу с БС – боевой службы) на фоне по контуру вырезанной большой фотографии БПК «Свирепый» бортовой номер 503 на якорной стоянке у датского мыса Скаген в июле 1973 года. Капитан 2 ранга Е.П. Назаров в парадном кителе с орденом Красной Звезды, знаком окончания военно-морского училища, знаком «За Дальний поход», с пятью медалями и юбилейной медалью «За воинскую доблесть», в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», учреждённой Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1969 года.

На обороте следующей страницы альбома я наклеил большую (на две страницы) картинку из журнала «Смена» - хоровод 15-ти девушек в национальных костюмах республик СССР, репродукция картины Никиты Федосова «Дружба народов», что символизировало нашу Родину, Советский Союз. Пож эту картинку я спрятал своё неотправленное письмо моей школьной первой любви Валечке Архиповой с признанием в любви и сообщением, что она так и останется навечно в моей памяти моей первой настоящей любовью...

После чистого листа кальки на следующей странице накладными буквами из наборов корабельной наглядной агитации я набрал титульный девиз и наименование этого первого тома моего ДМБовского фотоальбома: «Жизнь и удивительные приключения Суворова Александра, искателя приключений, а также его товарищей и друзей, рассказанные им самими». Над надписью большая моя фотография в момент моего нахождения в отпуске в родительском дома в городе Суворове Тульской области.

На обороте первого листа открытка-картинка красочного изображения ботика Петра I (1723 г.) и красиво оформленная надпись: 7 мая 1703 года День рождения Балтийского флота. Ниже я разместил красивый рисунок тушью и акварелью матроса, стоящего на марсе мачты с военно-морским флагом в руках, а вокруг идут морской бой кораблей, подводных лодок и самолётов. Рядом красочная надпись в стиле первого Морского устава Петра I: «Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели». Экипаж «не должен корабль неприятелю отдать ни в коем случае».

На следующей странице наклеены: мой крайний заводской пропуск с фотографией ноября 1971 года № 400259, мой табельный номер 0344; моя фотография студии «Балтика» г. Пионерское от ноября 1971 года (первое фото на флотской службе в форменке без знаков и значков, но в бескозырке на стриженой голове с наклоном вправо); бланк увольнительной записки и первые мои фотографии, сделанные фотоаппаратом «Смена-8М» во время моего первого увольнения и экскурсии всего состава рулевых и штурманских электриков БЧ-01 БПК «Бодрый» во главе с штурманом командиром БЧ-1 лейтенантом Палкиным по Калининграду (памятник Шиллеру, памятник борющимся зубрам) и Калининградскому зоопарку (январь 1972 года).

На обороте второго листа фотоальбома фотографии о моей службе на БПК «Бодрый»: уникальная фотография, которую я сделал уже с бака БПК «Свирепый», когда БПК «Бодрый» уходил в ВМБ Лиепая для приёмки БК (боекомплекта или боезапаса) перед его первой БС (боевой службы); небольшое фото моего первого друга и наставника на корабле по обязанностям рулевого – матроса-рулевого БЧ-1 БПК «Бодрый» - Ховращенко: моё фото за штурвалом рулевой колонки «Альбатрос 22-11» БПК «Свирепый» во время заводских ходовых испытаний и красивая открытка с отворотом поздравления меня с днём рождения от личного состава комсомольцев БЧ-1 БПК «Бодрый» от 07 января 1972 года.

На кальке между листами я нарисовал пером и тушью линейный парусный корабль с клиперским составом парусов и раскрасил его паруса фломастером в алый цвет.

На третьем листе первого тома моего ДМБовского фотоальбома начинались фотографии моей службы на новостроящемся БПК «Свирепый», вернее в 67-м Дивизионе новостроящихся и ремонтируемых надводных кораблей ДКБФ в Калининграде, куда я был списан с БПК «Бодрый» 7 марта 1972 года. В начале (вверху на странице альбома) титульная фотография ДМБовского годка призыва 1969 года отличника военно-морской службы, участника дальнего похода и учений «Океан» старшины 1 статьи Сергея Берёзы. Этот ДМБовский годок стал для меня главным наставником и источником знания «годковского закона» - свода традиционных неписаных правил флотской службы русского военно-морского флота.

Ниже на этой странице альбома разместились: единственная фотография, которую я сделал летом 1972 года на стрельбище-полигоне морской пехоты под Калининградом, где мы, шалопаи, скрытно «на карачках» добрались до берега Балтийского моря и собрали кучи дикого янтаря, превратившись  в «беременных» матросов. Нас «выпотрошили» у командной вышки, отругали и отпустили «домой» - в дивизион. Об этом приключении свидетельствует групповая фотография всех участников этого события.

Ниже на странице фото из калининградской фотостудии в день приезда моей мамы в Калининград на побывку ко мне. Ещё ниже репортажное фото знаменитой рубки топором старого, ещё немецкого, засохшего дерева посреди двора нашего дивизиона. Это дерево пытались срубить ещё немецкие курсанты-подводники во время войны, а удалось только нам. Из всех фотографий этого события у меня осталось только одна, все остальные разобрали наглые, нахальные, хамовитые и сильные физически годки, первым из которых был мой друг и наставник командир отделения рублевых БЧ-1 БПК «Свирепый» старшина 1 статьи призыва 1969 года Александр Кузнецов.

На обороте этой третье страницы альбома сверху вниз: титульное фото (для стенда «Лучшие моряки БПК «Свирепый») старшины 1 статьи отличника ВМФ Валерия Клепикова. Он тоже был моим наставником и как Сергей Берёза членом комитета комсомола комсомольской организации БПК «Свирепый». Именно их авторитетом и голосами в июне 1972 года я был избран комсоргом БПК «Свирепый» (штатная должность офицера не ниже лейтенанта). Политическое командование ВМБ Балтийск и ДКБФ были против моего избрания, но ничего поделать не могли, так как Командующий ДКБФ адмирал В.В. Михайлин просто от них отмахнулся и сказал, что «это уставное решение комсомольцев, а им виднее, кто у них в авторитете». При этом я был по сроку службы на флоте самым молодым среди всех членов экипажа БПК «Свирепый», то есть салагой.

29 июля 1972 года экипаж корабля со всем имуществом переехал жить на новостроящийся БПК «Свирепый», о чём документально свидетельствует фотография крайнего грузовика с имуществом моряков, на котором сверху сидят; матрос БЧ-1 штурманский электрик Анатолий Мартынов, его друзья Сашка Червяков (по прозвищу «Чан») и Юрка Казённов. Когда нас фотографировал моим фотоаппаратом «Смена-8М» какой-то работник дивизиона, я на мгновение отвернулся к кабине грузовика б/н 67-90 КЛГ, давая команду водителю на отправление. Увы, но это единственное фото того события в истории БПК «Свирепый», сохранившееся у меня.

Следующее фото на этой станице – групповое увольнение моряков-свиреповцев в город Калининград в мае 1972 года. В период пребывания экипажа БПК «Свирепый» в 67-м ОДСРНК ДКБФ увольнения в Калининград производились только групповые, в сопровождении офицеров или мичманов. В этот раз во главе нашей группы был наш корабельный медик лейтенант медицинской службы Леонид Никитович Кукуруза. Мы посетили развалины королевского замка, кафедрального собора и могилу немецкого философа Канта.

На следующей странице большой подарочный фотопортрет лейтенанта Николая Судакова – первого штатного комсорга БПК «Свирепый». Передавшего мне все дела и обязанности секретаря комитета комсомола комсомольской организации корабля. Несмотря на разницу в возрасте и в должностном положении Николай Судаков был мне настоящим другом и товарищем. Сколько хороших дел мы с ним сделали в дивизионе и на корабле!

Ниже на странице альбома групповое фото с моими школьными друзьями во время моего первого 10-дневного отпуска с выездом на родину в октябре 1972 года. Этот отпуск я получил в качестве поощрения за героический напряжённый труд по изготовлению и копирования комплекта секретных документов БПК «Свирепый». На обороте этой страницы альбома ещ1 две фотографии из того отпуска, на них несколько девушек и ребят – все те из нашего выпускного 10 «А» класса Суворовской средней школы №1, кто остался в городе Суворове после окончания школы.

Ниже на странице альбома и на кальке между листами фотографии знаменательного события – Дня рождения БПК «Свирепый» - субботы 12 августа 1972 года, когда на корабле был впервые поднят шёлковый Военно-Морской Флаг ВМФ СССР. Фото построения личного состава на юте, отдельное фото офицеров и матросов БЧ-1 и БЧ-2, торжественные фотографии командующего ДКБФ адмирала В.В. Михайлина, создателей корабля от ПСЗ «Янтарь», главного штаба ДКБФ, руководства города Калининграда, ВМБ Балтийск и того соединения, в состав которого должен был войти наш боевой корабль после заводских ходовых испытаний. Все эти фотографии я уже делал не в частном порядке, украдкой и второпях, а по приказу замполита капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина и это были мои первые кадры фотолетописи БПК «Свирепый».

На следующих страницах помещены репортажные фотографии истинно фотолетописи БПК «Свирепый», так как на них запечатлены исторические моменты и исторические личности: ДМБовские годки призыва 1969 года, руководители города, завода и флота, развевающийся на свежем ветру шёлковый военно-морской флаг БПК «Свирепый». Отдельные кадры показывали общение подвыпившего командующего ДКБФ адмирала В.В. Михайлина с нашими бравыми матросами и старшинами. Здесь же редкое официальное фото для личного дела нашего первого старпома капитан-лейтенанта А. Сальникова.

Чрезвычайно напряжённые дела, работы, заботы и хлопоты пребывания экипажа корабля на новостроящемся БПК «Свирепый» не позволяли часто фотографировать и фотографироваться. Поэтому на следующей странице моего первого ДМБовского фотоальбома расположены студийные фотографии моих друзей-товарищей Марика Туловича Басса и Володи Баранова. Здесь же моё студийное фото от ноября 1972 года – 1 год службы на ВМФ.

Заводские ходовые испытания в 1972 году совпали с проведением на Балтийском море учений ДКБФ, поэтому мы, БПК «Свирепый», участвовали в этих учениях как корабль-мишень. В это время мне удалось только сфотографировать корабли, участвующие в учениях и сделать несколько десятков кадров для корабельной стенгазеты и боевых листков комсомольской организации корабля. Всё это я делал по своей инициативе, в свободное от вахт время и выполняя обязанности рулевого БЧ-1. Так на странице фотоальбома появились фото ЭМ пр.56, БПК «Образцовый» пр.31, МРК, стреляющего крылатыми ракетами, а также редчайшее фото нашего строгого старпома А. Сальникова.

На обороте этого листа альбома - фотографии моего командира отделения старшины 1 статьи Александра Кузнецова за штурвалом рулевой колонки «Альбатрос 22-11» и «в гражданке», так как он уже готовился к поступлению в морское училище. Нижнее фото – декабрь 1972 года, обрез кормы БПК «Свирепый» и я, рулевой б/н 1-5-11, вылезший из своего румпельного отделения на свежий морозный ветер и яркое солнце. Ветер сильно трепал мою широкую матросскую робу, я зажал подол рубахи сзади, плотно обтянув себя и став на мгновение сильным, красивым и мужественным военным моряком; это было на переходе в залив Хара-Лахт (Эстонская ССР) на стенд №1 ВМФ СССР по размагничиванию кораблей…

На листах кальки между страницами тушью, пером и фломастерами я изобразил парусные военные корабли из иллюстраций журнала «Морской сборник». В это время я уже по приказу замполита капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина заведовал корабельной библиотекой и ленкаютой, в которой хранились все мои комсомольские дела и материалы.

На следующей странице альбома фото ДМБовского годка призыва 1969 года Горловского Микаэла, которого все звали «Миша». Это был один из самых активных членов комитета комсомола комсомольской организации БПК «Свирепый», но и самого критически настроенного, «годковского», оппозиционного. Миша Горловский всё и всех критиковал, принимал «в штыки», насмехался, а надо мной даже издевался как годок, но при этом далеко не отступал от правильной линии, начертанной государством и партией. На самом деле Микаэл Горловский был отличным военным моряком и специалистом. Он тоже был участником дальнего похода, учений «Океан», но знак классности имел только 2-го уровня…

На этой странице моего первого тома ДМБовского фотоальбома совершенно историческое фото, которое я сделал практически по-партизански, украдкой, на свой страх и риск. 31 января 1973 года. ВМБ Балтийск. Визит на корабль Главнокомандующего ВМФ СССР Адмирала Советского Союза С.С. Горшкова. Нас, БПК «Свирепый», официально принимают в состав Балтийского флота, знакомятся с экипажем корабля. Это тот самый момент, когда на вопрос хмурого и болезненно настроенного С. Горшкова, который страдал в этот день болями в животе: «Есть вопросы?», я внезапно выпалил: «У матросов нет вопросов!».

- Вот как! – вскинул свои мохнатые брови и голову Главнокомандующий ВМФ СССР Адмирал Советского Союза С. Горшков и поискал глазами того, кто это сказал из парадного строя моряков на юте БПК «Свирепый». – Кто это сказал?!
- Это наш матрос Суворов, - из-за спины адмирала поддакнул наш замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин, а наш командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров вперился в меня уничтожающим свирепым взглядом.
- Почему у матросов нет вопросов! – резко и угрожающе хлёстко спросил меня Горшков.
- Потому что у матросов есть одни ответы! – хриплым отчаянным голосом ответил я и ужаснулся своему деянию.
- Верно! – сказал адмирал. – Ну, давай, командир, показывай, что у тебя ещё есть необычного.

Главнокомандующий ВМФ СССР Адмирал Советского Союза С.С. Горшков вместе со всей многочисленной свитой скрылся в дверях внутрь корабля, мы, экипаж, ещё некоторое время стояли по стойке смирно, не дыша и не шевелясь, а потом ко мне повернулись мои товарищи-матросы, прошли мимо офицеры и мичманы, почти все, кто сочувственно, а кто зло сказали, что я салага и дурак…

На этой странице, под фото с адмиралом Горшковым на трапе БПК «Свирепый», я разместил фото из набора материалов наглядной агитации: учений на море и флагман Балтийского флота – крейсер «Октябрьская революция».

На следующей странице альбома были уже фотографии периода ходовых государственных испытаний и стрельб при сдаче курсовых задач К-1, К-2, ПЛО, ПОВ и ПДСС нашего корабля и моё фото из личного дела комсорга БПК «Свирепый» (этого потребовали в политотделе главного штаба ДКБФ, смирившись с моим избранием комсоргом корабля). Рядом коллаж из фотопортретов передовиков заводских и ходовых испытаний – годков призыва 1970 года: Берёза, Скиба, Заводсков, Белко, Абдулаев и отдельно парадное фото моего друга и товарища Славки Евдокимова для стенда «Лучшие моряки БПК «Свирепый». В коллаже вмонтированы фото торпедных и ракетных стрельб, героями которых были эти моряки.

На следующей странице фотографии периода конкретной подготовки к выходу БПК «Свирепый» на свою первую БС (боевую службу). Вверху парадное фото на стенд «Лучшие моряки» матроса А. Риса. По национальности он был немец, имел богатырское телосложение силового гимнаста, отличался своей добротой, исполнительностью, патриотичностью, но всё же был списан с корабля из-за опасения, что он готовится спрыгнуть с корабля в воду и уплыть за границу… Я в это не верил и не допускал этого и написал ему отличную комсомольскую характеристику…

Ниже фотографии от 13 июня 1973 года, когда мне было поручено организовать на нашем корабле встречу с кандидатом в депутаты местного совета депутатов трудящихся – милой, скромной и очень сдержанной молодой женщиной, учительницей местной средней школы в Балтийске. Моряки-свиреповцы с охотой участвовали в этой встрече, потому что это была первая женщина на нашем корабле. Мы встретили её (конечно шутливо) как встретили моряки женщину-комиссара в фильме «Оптимистическая трагедия», но при этом накормили её, послушали, задавали «умные» вопросы и все дружно 17 июня 1973 года проголосовали за неё на выборах.

Ниже размещено одно из редких фото отдыха моряков-свиреповцев в июне 1973 года. Тогда на баке под ласковым вечерним солнышком разместились весенние годки призыва 1970 года, и я с шестиструнной гитарой, ублажая их своими самодельными песнями. В это время я уже вовсю сочинял и пересочинял свои стихи и песни…

На следующей странице начинаются многие фотографии моего второго 10-дневного отпуска с выездом на родину, который я получил от командования 128-й бригады ракетных кораблей 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ за активное творческое участие в подготовке и оформлении секретных материалов и карт командно-штабных учений в апреле 1973 года. На этих фотографиях разные моменты наших встреч одноклассников в городе Суворове, общение с моими родителями и друзьями, студийное фото в ателье вместе с мамой и папой, репортажные кадры о моих проводах обратно на службу.

Эти фотографии, расположенные в виде коллажа, очень памятные, живые, игровые, натуральные, реальные и действительные. Среди этих кадров фото лукавой и озорной Ниночки, невесты-жены моего школьного друга Вовки Корнеева. Среди репортажных кадров – фото моего школьного друга, товарища и кровного брата Славки Юницина, Шурика Каргина, Верочки Сергашовой и других девчонок из нашей школы. Фото Верочки я прятал от моих друзей-моряков-свирепоцев – так привлекали их её наивные искренние глаза и пухлые щёчки (они не знали её характера…).

На следующей странице знаменитое групповое фото моих школьных друзей, пришедших на мои проводы на флот. Это фото я хранил под оргстеклом на моём рабочем столе в корабельной библиотеке в ленкаюте БПК «Свирепый» и однажды во время сильного шторма это стекло и все фото и документы, лежащие под ним, были залиты опрокинувшейся бутылкой с олифой. Теперь это фото нужно реставрировать…

На обороте этого листа альбома фото родительского дома в городе Суворове Тульской области на улице Белинского дом №7 «А», моё грустное фото расставания с домом и фото московского Нового Арбата, где мы с папой, который провожал меня до аэропорта в Шереметьево, купил мне большой пузатый венгерский портфель-саквояж из кожзаменителя, с которым я играл в ноябре 1974 года ДМБ.

На следующей странице первого тома моего ДМБовского фотоальбома моя грустная фотография на фоне судов, стоящих в военной гавани ВМБ Балтийск, а затем мои репортажные снимки в корабельной библиотеке, когда матросы-свиреповцы берут книги и журналы для чтения, а затем уже моё радостное фото в столовой личного состава, когда я разместил на переборках большие стенды наглядной агитации. В то время моим девизом были слова: «Это тяжело, но не смертельно!».

На обороте страницы альбома серия репортажных фотографий о погрузке БК (боекомплекта, боезапаса) корабельного оружия перед выходом в море на первую БС (боевую службу). Из множества фотографий этих событий я в альбоме поместил только одно фото – погрузки автокраном торпед к нашим торпедным аппаратам. Все эти фотографии были использованы мной в фотолетописи БПК «Свирепый», так как действовал строгий режим охранения военной тайны.

Ниже расположились фото экипажей боевых кораблей, построенных на пирсе перед нашим кораблём. Они по традиции провожали нас на БС (боевую службу). Среди этих моряков были мой друг и товарищ курсант ВМУ Серега Кусай и заведующая базовой библиотекой, которая всё просила меня писать ей письма с БС. На следующей странице меня сфотографировали уже совсем открыто, так как я в день выхода на БС 20 июля 1973 года был назначен разведотделом штаба нашего соединения визуальным разведчиком и снабжён большим комплектом «разведчикского оборудования» (фотоплёнка, фотоаппараты, фотобумага и фотореакитвы, рисовальные альбомы, спецблокноты для отчётов, наборы карандашей, красок, фломастеров, портативный магнитофон и т.д. и т.п.).

Делая фотографии окончательной подготовки к выходу в море, я сфотографировал множество интересных моментов, в том числе уникальный момент отчисления с корабля командира БЧ-2 старшего лейтенанта Крылова Евгения Леонидовича з-а излишнюю нервозность и повреждение при погрузке одной ракеты корабельного зенитного ракетного комплекса ЗРК «ОСА». Это было настоящее шоковое ЧП в 08:05 20 июля 1973 года в момент выхода в море из военной гавани ВМБ Балтийск для нашего сопровождения и охраны БПК «Образцовый» б/н 501.

На следующей странице я разместил коллаж из огромной вырезанной по контуру фотографии БПК «Свирепый», выходящего в море, свою фотографию в момент перехода корабля к Проливной зоне и рисунок в натуральную величину того знака-значка, который мне поручил разработать наш замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин для награждения наших отличных моряков-свиреповцев. Этот знак-значок я нарисовал в виде и в форме знака-жетона «За дальний поход», только с рельефным контуром БПК пр.1135 и ленточкой на колечках с надписью «Свирепый».

На следующей странице альбома начались репортажные фотоснимки, расположенные в хронологическом порядке, событий и моментов прохождения БПК «Свирепый» Балтийскими или Датскими проливами, встреч  с нашими и натовскими кораблями, в частности с советским буксиром-спасателем, спешащим куда-то ближе к Польской Народной Республики, с нашим старшим товарищем БПК «Образцовый» и ещё боле старшим кораблём охранения ЭМ «Настойчивый» пр.56. Ближе к району Проливной зоны у берегов ФРГ первым нас встретил немецкий натовский торпедный катер типра «Ягуар» и мирная парусная яхта…

Далее на обороте листа альбома мои первые фотографии через объектив нашего корабельного перископического визира ВБП-451М датского тральщика и шпионского судна ФРГ типа «Альстер». На листе кальки между страницами фотоальбома – Почётная грамота ЦК ВЛКСМ моей маме, Суворовой (Максимовой) Нине Васильевне, комсоргу Военно-санитарного поезда №29 младшему лейтенанту медицинской службы от 189 июня 1945 года за умелое руководство работой комсомольской организации по оказанию помощи командованию в выполнении правительственных заданий, отличную постановку воспитательной работы среди молодёжи. Эта почётная грамота была украшена рисунками в сталинском стиле…

На следующих листах моего первого ДМБовского фотоальбома размещены также в хронологическом порядке (точно так же были оформлены листы фотолетописи БПК «Свирепый») фотографии; БПК «Свирепый», стоящего на якоре у датского мыса Скаген; пролетающих с ужасающим рёвом над нашим кораблём натовских самолётов «Дракен»; натовского разведывательного вертолёта с локатором на месте второго пилота (за это чёткое фото я получил благодарность от разведотдела штаба нашего соединения); натовского штурмовика «Дракен» (в фас и в профиль); натовского учебного корабля с курсантами; натовской плавучей базы подводных лодок б/н А542; датских разведывательно-патрульных судёнышек «Самсё», «Мамсё» и «Расмсё», которые ежедневно по два раза приплывали к нашему кораблю, стоящему мирно на якорной стоянке. Крайними фотографиями были снимки мичмана Анатолия Дворского, назначенного по требованию политотдела штаба Балтийского флота вместо меня исполняющим обязанности комсорга корабля, ловящего с борта корабля датскую ставридку, и «мирной» яхты, которая очень близко приблизилась к БПК «Свирепый» и была отогнана появлением на сигнальном мостике нашего мичмана с пулемётом в руках.

На следующей странице уже ставшие привычными фото натовских «старфайтеров», фантомов, разведывательных самолётов и патрульного противолодочного двухмоторного самолёта ВМС ФРГ «Атлантик». Здесь же мирные снимки полуголых матросов-моряков, моих друзей, нас со Славкой Евдокимовым, чаек над морем и меня, грешного, который первым для почина и примера постригся «на лысо».

На следующих листах альбома репортажные фотоснимки дня Военно-Морского Флота – 29 июля 1973 года: общее собрание экипажа БПК «Свирепый» и пролёт прямо над мачтами корабля натовского самолёта «Атлантик»; фото старпома капитана-лейтенанта Н.В. Протопопова, руководившего праздником через мегафон; матроса Людвига Пакуновского, играющего марши и вальсы на аккордеоне на верхней палубе; меня лысого, сидящего на голове боцмана – на кнехте бака. Знаменательным событием этого Дня Военно-Морского Флота было моё участие в спуске на воду и выходе в море нашего корабельного рабочего катера, посредством чего я смог сделать отличные репортажные фотоснимки нашего корабля со всех сторон и кадры состязания экипажей из разных боевых частей в гонках на яле от нашего корабля до танкера СМТ «Шексна», тоже стоящего невдалеке на якоре. Здесь же фотографии лейтенанта Михаила Казаченко, который крутит «солнышко» на турнике и мои фото, на которых я лысый и полуголый, красивый и стройных, как «бог».

Снимок с катера нашего корабля БПК «Свирепый» в профиль стал потом основой для изготовления из тонкого мельхиора значков в форме контурной модели корабля. Только я сделал эту контурную модель в виде барельефа, выточив одним единственным треугольным надфилем из двух мельхиоровых платин кораблик со всеми его обводами корпуса, надстройками, вооружением и антеннами РЛС. Этот значок я выпиливал все три месяца БС (боевой службы) и закончил только в начале ноября 1973 года. Иногда я даже выл и, увы, стонал и плакал от боли в пальцах от этой работы...

Главными кадрами этого дня были снимки в альбоме купания в море членов экипажа корабля. Лейтенант Михаил Казаченко, я и несколько годков обратились к командиру корабля капитану 3 ранга Е.П. Назарову и замполиту капитану 3 ранга Д.В. Бородавкину с просьбой разрешить купание матросов и старшин в открытом море залива Каттегат. Добро было получено и в альбоме и в фотолетописи БПК «Свирепый» оказались прекрасные живые репортажные кадры. Для корабельной стенгазеты я сфотографировал и наших бойцов ПДСС с автоматами и гранатами, которыми они должны были глушить вражеских подводных диверсантов.

Затем на следующих страницах фотоальбома кадры стрельб из автоматов по плавающей мишени, заправка водой и топливом с СИТ «Шексна», выход БПК «Свирепый» в открытое Северное море и знакомство корабля с качкой от «мёртвой зыби», идущей их Атлантического океана. На обороте страницы альбома кадры, снятые через объектив корабельного визира ВБП-451М датского эсминца, за которым нам было приказано следить и мы всё же его нашли и успели сфотографировать, когдла он спешно прятался в гавани Скагена, потому что в нарушение запрета был вооружён новейшим ракетным противокорабельным (или противолодочным) комплексом. За это фото я тоже получил благодарность нашего штаба…

А затем на этой странице туманная фотография последней (крайней) земли (острова), которую мы увидели, выходя в открытый Атлантический океан. Начиналась настоящая БС (боевая служба). На последующих страницах фотоальбома репортажные кадры начинающейся непогоды в океане: буруны и мощные отвальные волны из-под носа БПК «Свирепый», смена видов океана от солнечного до сумрачного; штормовые волны и накаты огромных валов; мощнейшие выплески бурунов из-под скул носа корабля и потоки брызг на носовую надстройку корабля. Здесь я сделал самый лучший кадр в своей флотской жизни – мощный веерообразный бурун, вскинувшийся под форштевнем БПК «Свирепый» на высоту до уровня ходовой рубки корабля. Через якорные клюзы в этот момент взметнулись вверх мощные вулканообразные гейзеры. Этот снимок «отковырнул» из моего альбома командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров, хотя я ему ранее этот снимок делал. Сделать второй раз этот снимок уже не получится никогда, потому что мой начальник заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин приказал мне отдать ему негатив этого кадра…

Далее на страницах моего фотоальбома: ночной старт баллистической ракеты с атомной подводной лодки, которую иы охраняли в одном из районов Атлантического океана, пролёт с постановкой противолодочных гидроакустических буёв натовского патрульного самолёта «Нептун» и снимок радиотелеграфиста БЧ-4 Лёшки Мусатенко из Барнаула, который принимал утром радио с «большой земли» (так мы называли Главный штаб ВМФ СССР в Москве и штаб ДКБФ в Калининграде).

На обороте этого листа альбома уникальная фотография пролёта английского патрульно-разведывательного противолодочного самолёта «Нимрод» в кадре вместе с палаткой группы ОСНАЗ ГРУ ГШ ВС СССР и их фотографом. Первый «американец» - патрульный противолодочный самолёт «Орион», опять немецкий «Атлантик», английские истребители F-4 «фантом» и опять «Орион», который всё кружил и кружил над нами, отыскивая невидимую нашу советскую АПЛ.

На следующей странице фотоальбома «сюрприз» - прилетел нидерландский патрульный противолодочный самолёт «Нептун» и накидал вокруг нашего корабля натовские гидроакустические буи. Их было много, несколько десятков штук и мы, отрабатывая машинами взад и вперёд, пытались сблизиться с ними, чтобы боцмана «кошкой» (четырёхлапыми крюками) на концах (тонких пеньковых тросах) заловили хотя бы один из этих гидроакустических натовских буёв. Один из них я сфотографировал близко от корпуса корабля.

В центре страницы моего альбома огромная фотография того момента, когда мне надоело наблюдать, как наш корабль маневрирует машинами, стараясь подобраться ближе к этим натовским буям, а они, то ныряют и больше не всплывают, то взрываются негромко и тонут, а боцмана всё никак не могут зацепить гладкие и длинные цилиндры этих буёв и поднять их на борт корабля. Тогда я отдал свой фотоаппарат другу, перемахнул через поручни лееров фальшборта, спрыгнул на причальный брус на корме БПК «Свирепый», одной рукой схватился за стойку лееров, а другой рукой – за антенны натовского гидроакустического буя.

Следующие фотографии показывают, как я сижу с этим буем на палубе юта, а мне на шею счастливые ребята наматывают гофрированный провод, ведущий на 200-метровую глубину к микрофонам этого натовского буя. Затем я уже сфотографировал толпу ребят на тесном сигнальном мостике, когда они доставили в ходовую рубку командиру корабля этот и другие натовские буи, которым мы уже ловили руками по моему методу – с причального бруса БПК «Свирепый». Командир корабля и старпом тогда меня сильно ругали, потому что буй этот мог взорваться у меня в руках и я мог погибнуть, так же, как могли погибнуть другие моряки-свиреповцы, последовавшие моему примеру…

- Ты, Суворов, - говорили в унисон Евгений Петрович Назаров и Николай Валерьянович Протопопов, - герой, но глупый герой; ты не думаешь о последствиях…

Да, сознаюсь, не думал, потому что надо было добыть наш первый трофей нашей первой БС (боевой службы).

На следующей странице моего первого ДМБовского фотоальбома редчайшая и важнейшая фотография, которую я сделал через визир нашего корабельного перископического визира ВБП-451М уже в сплошную непогоду надвигающегося сильного шторма. Это фотография американского океанографического судна неизвестного типа и наименования, которое занималось глубоководными работами в Северной Атлантике. За это фото я тоже получил отдельную благодарность разведотдела штаба нашего соединения ракетных кораблей в ВМБ Балтийск. Как потом выяснилось, ВМС США тренировались со своими глубоководными аппаратами спасать своих терпящих бедствие подводников на их АПЛ…

Следующие кадры на странице альбома – это репортажная съёмка драматичного ЧП, которое случилось с нашим рабочим корабельным катером, на котором три наших героя-моряка: лейтенант Бочковский, моторист Виктор Федоров и матрос Владимир Баранов пытались в дикую штормовую и высокую волну подняться вместе с катером на борт БПК «Свирепый». Оборвалась одна из боковых растяжек грузовой стрелы, катер то взмывал к обрезу высокого борта шкафута, то проваливался в промежутке между волнами до днища корабля, а матросы под руководством старпома и нашего «Механика» (командира БЧ-5) вручную тросом оттягивали висящий в воздухе на гаке грузовой стрелы катер и пытались посадить его на штатное место. Фотографии, которые я сделал показывали все события этого чрезвычайного случая, в том числе вмятины на «трубе» нашего корабля, лица и фигуры этой «святой троицы», которые остались живы…

Затем фотографии на листе альбома показывают, как в сильную непогоду мы бункеруемся в кильвателном строю с СМТ «Шексна», принимаем пресную воду и топливо, потому что пришёл приказ следовать на поиски ордера американо-натовских кораблей; начинались учения ВМС США-НАТО «Быстрое движение». Фото показывают какое сильное было волнение в Северном море и как сильно качало с борта- на борт наш корабль и танкер «Шексна».

На обороте страницы альбома серия репортажных фотографий о том, как я принимал с танкера 12 бумажных мешков с почтой для нашего корабля. Это было настоящее приключение! А затем началась серия фотографий об урагане «Эллен» - самом сильном тропическом урагане 1973 года, впервые дошедшим до широт Северного моря. Спасаться от этого урагана мы ушли к берегам Исландии, панорамный снимок, составленный из 5-ти кадров, я разместил на следующей странице альбома. На одной из «исландских» фотографий я всё же запечатлел самого себя во время извержения вулкана на островах Исландии. Здесь же фото об очередном вояже нашего рабочекго катера к танкеру Шексна за оставшимися грузами и документами.

Около Исландии море было спокойным, хотя океанская «мёртвая зыбь» была как дыхание колоссального живого организма – Атлантического океана. Здесь фото о том, как мы, в том числе и наш корабельный герой, Славка Евдокимов, подкрашивали наш корабль, потому что сверхсолёная вода Северного моря разъедала всё и всех. У нас у всех было много болячек на ссадинах, царапинах и ушибах. Фотографии нашего большого аврала я использовал в корабельной стенгазете и ребятам это было очень приятно, потому что через 2 часа после того, как я её повсесил, её разодрали на части и все фотографии со стенгазеты перекочевали в ДМБовские фотоальбомы годков и наиболее расторопных матросов, мичманов и офицеров…

На следующей странице моего альбома моё фото на фоне гор и вулканов Исландии, кадр о том, как я передал свои обязанности киномеханика молодому матросу и редкий кадр нашего учения, когда была спущена шлюпка с подрывной командой, и уничтожена взрывом толовой шашки плавающая мина (пустая бочка из под краски). На следующей странице альбома снова Исландия (один из островов архипелага около основного острова), а затем очень динамичные кадры приёма с танкера «Олекма» продовольствия с одновременным низким пролётом над танкером натовского патрульного самолёта «Нептун». Кадры СМТ «Олекма» показывают какой сильной была океанская мёртвая зыбь…

Затем единичный и юмористический кадр «подвига» Славки Евдокимова, когда он в сильном тумане разглядел, а потом моим методом пребывания за бортом корабля достал багром кусок рыболовной сетки и оранжевый большущих надувной поплавок, которым очень гордился, хотя этот поплавок не иел никакого значения и ценности…

На следующей странице опять репортажные кадры об учениях сигнальщиков-наблюдателей в противогазах и противорадиационных костюмах, панорамное фото оставляемой за кормой Исландии и моё фото в облике визуального разведчика с фотоаппаратом. Мы по приказу шли в сердцевину жестокого шторма урагана «Эллен» и на следующих страницах альбома фото матроса с испуганными глазами, который крепит шкертом стопу мешков с сахаром в тамбуре перед ленкаютой и которые не поместились в трюме БПК «Свирепый».

Следующий кадр – знаменитый жёсткий удар форштевня БПК «Свирепый» в «девятый вал» жестокого 11-балльного шторма урагана «Эллен», который я сделал через броневые стёкла ходовой рубки БПК «Свирепый». На фото установки РБУ-6000, пусковая установка ракетно-торпедного комплекса «Метель» и огромный веерообразных мощнейший выплеск-бурун из под носа нашего корабля. После этого я без разрешения вахтенного офицера и командира корабля вылез на крышу ГКП, уцепился и закрепился в переплетениях труб ферм обслуживания ЗРК «Оса» и начал фотографировать огромные валы и буруны, производимые штормом урагана «Эллен».

Первый большой снимок – водяная гора, к основанию которой скользил наш корабль и в которую мы вонзились так, что корабль остановился в своём движении и еле-еле выбрался из под массы обрушившейся на нас океанской воды. Средний большой снимок – водяная гора, которая проходила мимо нашего корабля и её вершина была на уровне меня, стоящего на крыше ГКП. Тогда масса воды, брызг и пены обрушилась на меня и смахнула с крыши ГКП…

Третий большой снимок на этой странице альбома показывает тот самый торпедный аппарат правого борта, под леера ограждения которого меня мысло потоком воды, пены и брызг и я лежал на спине с ногами, болтающимися за бортом в непосредственной близи от стремительной и жадной океанской волны и старался выкарабкаться из под трубчатых лееров ограждения. Меня тогда спас кожаный кофр фотоаппарата, который я спрятал от брызг за пазухой бушлата; он зацепился грбом за леера и задержал меня на обрезе борта корабля.

На следующих листах моего первого ДМБовского фотоальбома я торопливо написал простым карандашом среди памятных фотографий мест, где я боролся за свою жизнь…

19 ноября 1973 года. Друзья мои. Некогда. Очень спешу. Уходим снова в море. Куда и насколько – не ведаю. Придётся приехать и дописать историю моей жизни. Здесь после этого снимка (огромный боковой бурун-выплеск из под носа корабля и снимок того облака пены, брызг и воды, который смыл меня с крыши ГКП вниз, на палубу шкафута к леерам торпедного аппарат правого борта) меня скинуло на палубу, под слоем воды протащило к краю борта и только успел руками ухватиться за поручни. Ушиб ногу, сейчас всё нормально.

На следующей странице моё фото в корабельной библиотеке, которое сделал мой друг Миша Жернов, командир отделения ОСЕАЗ ГРУ ГШ ВС СССР. Затем фото БПК «Свирепый» б/н 502 на якорной стоянке у датского мыса Скаген и фото Михаила, которое я сделал позже (он напоил меня тогда «шилом», потому что я был в шоке от случившегося во время шторма урагана «Эллен»).

На крайних листах фотоальбома мои фотографии пребывания в штилевой погоде на якорной стоянке у мыса Скаген: «фантом» F-4 в ясном небе, судёнышко «Мамсё» б/н Y30и я, грустный и сердитый на свою бесшабашную глупость, у тех самых лееров, которые спасли мне жизнь во время жестокого шторма урагана «Эллен». Грустил я оттого, что тогда под торпедным аппаратом из-за моей «героической глупости»  могла смыться за борт вся моя 20-летняя жизнь…

На кальке между листами я нарисовал простым карандашом (по памяти!) скульптуру «купающейся Афродиты» - мою мечту, мою Фею красоты и страсти, мою ещё не встреченную мной Большую Любовь. На обратной стороне обложки моего первого ДМБовского фотоальбома оставшиеся кадры разных моментов моей корабельной службы на БАК «Свирепый», а на развороте – большой рисунок американского ударного авианосца «Джон Ф. Кеннеди» с вырезанными из журналов картинками тех палубных штурмовиков, которые нападали на нас  в Северном море. Здесь же (под рисунком) мои почётные грамоты, письма, картинки, рисунки и прочие материалы, не вклеенные в альбом из=за спешки отправки этого альбома по почте родителям в город Суворов.

Вот в таком ключе и таким образом были оформлены и остальные мои два ДМБовских фотоальбомов, рассказывающие о трёх года моей флотской службы. В таком же ключе, только более строгом, более информативном, в виде фотокниги-фотохроники были оформлены два тома фотолетописи БПК «Свирепый». Там фотографии были более подробные, подпадающие под определение военной тайны. Кстати, что случилось с теми двумя моими фотоальбомами фотолетописи БПК «Свирепый» после моего ДМБ 12 ноября 1974 года, я не знаю. Скорее всего, они где-то и у кого-то «осели»: либо в штабе 128-й БрРК 12-й ДиРК ДКБФ, либо у кого-то из высших офицеров БПК «Свирепый»…

Фотоиллюстрация из первого ДМБовского фотоальбома автора: 13-14.10.1973. БПК «Свирепый». Разворот первых страниц первого тома ДМБовского фотоальбома автора: Карта походов БПК «Свирепый», БПК «Свирепый» и командир корабля капитан 2 ранга Евгений Петрович Назаров и я с титульной надписью этого фотоальбома.


Рецензии