599 Значение ДМБовских альбомов 13-14. 10. 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

599. Значение ДМБовских альбомов. 13-14 октября 1973 года.

ДМБовский альбом - это не обычный семейный фотоальбом, это максимально краткая автобиография, фотодокумент, хроника событий, фото-комикс, то есть некий рассказ, составленный из фотографий, вырезок из газет и документов, подписей к ним, а также из рисунков, дополняющих и иллюстрирующих этот рассказ.

ДМБовский альбом - это структура-образ, сгусток информационного пространства, духовная память, ноосферное образование, в котором живёт дух личности автора альбома, исторического времени, конкретного места и объекта, например, боевого корабля.

ДМБовский альбом - это то, что воплощает в себе образ-дух отца, деда, прадеда, родственника для наследников, для благодарных потомков, для родни, для сослуживцев, друзей, для народа и нации в целом.

Наконец, ДМБовский альбом - это документальное свидетельство истории воинской части, корабля, самолёта и т.д., часть истории страны и государства, исторический документ.

Вот почему ДМБовские альбомы не должны кануть в небытие, а должны бережно храниться и передаваться из рук в руки, из поколения в поколение; передаваться и сохраняться в государственных архивах или в музеях; переводиться в компьютерную форму хранения и представления; публиковаться в открытой сети Интернет, в ноосферном сознании общества, народа, нации.

Это не «высокие слова» - это нормальное, человеческое, гражданское, государственное мышление и понимание значимости ДМБовских фотоальбомов военнослужащих; это долг нас, военных моряков, по защите нашей общей истории, нашей общей славы и гордости Советского и Российского Военно-Морского Флота.

ДМБовский альбом начинается с обложки, на которой очень лаконичными образами передаётся и отображается суть и дух альбома, его содержания. Например, многие ДМБовские альбомы моряков-свиреповцев в 1973-1974 годах украшались наклеенными на бархат или дерматин альбомов контурными моделями БПК «Свирепый», выточенными из тонких дюралевых пластин.

Иногда на обложку альбома наклеивали 88-м клеем медные или латунные пластинки с выдавленными (выпуклыми) картинками («чеканки»). На картинках-чеканках, как правило, выдавливали или выстукивали буквы: «ВМФ», «ДКБФ», «БПК Свирепый» и цифры «1970-1973», «1971-1974» и т.д.

Латунные картинки-чеканки особенно популярными были у «маслопупов» из БЧ-5, а контурные модели корабля – у радиометристов, артиллеристов-ракетчиков, связистов, рулевых и сигнальщиков. Свою контурную модель БПК «Свирепый» из двух слоёв «дюраля» сделал и я, но только для последнего третьего тома моего ДМБовского альбома.

В 1971-1974 годах идея создания ДМБовских альбомов господствовала повсеместно во всех видах и родах Вооружённых Сил Советского Союза. Их создавали с превеликими трудностями и ухищрениями из всего, что попадало в руки военнослужащим. Поэтому они, как правило, такие своеобразные, чудные и странные. Эти ДМБовские альбомы, как правило, передают идейные, идеологические, принципиальные установки личности военнослужащих, старшин и матросов, дух того советского времени, традиции и обычаи военной службы.

Естественно ДМБовским годкам, которые больше всех во время боевых тревог находились на вахтах в ответственных местах и на боевых постах, не было времени на то, чтобы терпеливо рисовать, клеить, делать фотки, оформлять свои ДМБовские альбомы; они, как правило, просто наклеивали редкие фотографии на листы и «коряво» их подписывали (ФИО, дата, место). Поэтому салаги или молодые матросы за некоторые поблажки по службе и по несению вахт, ещё не забывшие свои школьные умения и навыки, писали, рисовали и всячески украшали ДМБовские альбомы годков, и это правильно. Кстати, традиции составлять личные, семейные или дружеские альбомы – это давняя общеевропейская, в частности, русская традиция, которой не менее 200 лет (XIX-XX века).

В начале XIX века н.э. образованные дворянские барышни и молодые офицеры начали собирать в своих альбомах: записи, тосты, афоризмы, пожелания друзей и подруг; рисунки-наброски и рисунки-шаржи; стихи-экспромты, эпиграммы и т.д. При этом эти «салонные альбомы» стали украшать рисунками-виньетками, засушенными цветами, стебельками и веточками, орнаментальным тиснением, красивыми застёжками и разделительными ленточками, рельефными накладками, художественно оформленными обложками.

Обтянуть на клею обложку ДМБовского альбома тёмно-синим новеньким сукном матросской форменки или чёрной офицерской шинели – это был особый шик в оформлении ДМБовского альбома. Иногда умельцы обклеивали обложку синим или красным бархатом.
 
Чеканки-картинки, как правило, располагались вверху по центру обложки, а пластина-надпись либо тоже в центре горизонтально, либо (слова и цифры) по диагонали слева направо снизу вверх. Это означало, что путь военного моряка шёл снизу иерархической лестницы срока службы вверх до высоты предела.

Листы альбома нужно было перекладывать листами кальки не просто так, а обязательно, потому что наклеенные фотографии без прослойки кальки соприкасались друг с другом, могли слипнуться, поцарапаться, оторваться. Кроме этого листы кальки могли быть дополнительными листами альбома, на которых, обычно, рисовались пояснительные или знаково-сигнальные картинки, наклеивались дополнительные фотографии.

На полупрозрачной кальке даже самые «коряворукие» ДМБовские годки могли спокойно перерисовывать или копировать «под копирку» любые яркие картинки, а потом разукрашивать их по образцу и подобию оригиналов. Так, как правило, рисовали картинки из журналов, с фотографий, с других рисунков; так перерисовывали мои многочисленные рисунки. Как правило, «переводными картинками» на листах кальки в ДМБовских альбомах были: милые женские лики, сексуальные женские фигуры, контурные (для татуировки) изображения русалок и морского бога (Нептун), рисунки или фотографии БПК «Свирепый», якорей, парусников и т.д.

Особенно популярны у ДМБовских годков были мои рисунки «Ассоль», увидевшей «алые паруса» и «Девушка, встречающая ДМБовского годка дома». Эти рисунки обязательно были с элементом эротики (почти обнажённая на морском ветру Ассоль) и сексуальности (полуобнажённая в страстном порыве девушка).

Рисунки на кальке можно было делать цветными карандашами или фломастерами, которые имели чёткие цветные линии, но которыми очень трудно было выполнять штриховку теней. Проще всего можно было переводить на кальку юмористические картинки из журналов «Крокодил», «Весёлые картинки», «Мурзилка» и другие. Эти рисунки переделывали под свои анекдотические сюжеты и сюжеты традиционных морских розыгрышей и ритуалов годковщины. Часто такие рисунки помещали на основных листах альбома, чтобы заполнить брешь в хронике событий.

Особе место в ДМБовских альбомах занимали рисунки из моих стенгазет, плакатов, фотогазет и боевых листков. Я специально делал их небольшим форматом, чтобы легче было их отрывать от листа стенгазеты и наклеивать в альбомы. Лучше всего для этого подходил стиль оформления фотогазеты в виде комикса.

Комикс (от англ. comic — смешной) – это «рисованные истории, рассказы в картинках». Комикс обязательно имеет три составных элемента: сюжет истории, рисунки и надписи к рисункам. Надписи, как правило, пишутся в «облачках» выходящих из уст героев комиксов (слова прямой речи) или их голов (мысленная речь). Таким образом, я помогал ДМБовским годкам, которым, как правило, доставались только части моих стенгазет, фотогазет и боевых листков, оформлять свои альбомы уже готовыми фотками-картинками с соответствующими пояснительными надписями. Причём, как правило, все фотки, рисунки и надписи были точными, фактически соответствующими событиям, хронике и очень сатирически-юмористическими, смешными.

На внутренних титульных листах ДМБовских альбомов, как правило, размещались титульные надписи: «Память о службе», «Всегда с ВМФ», «1096 дней – Родине», «Не забуду ВМФ», «Приказ о ДМБ», «За тех, кто в море», «БПК «Свирепый». Причём надписи делали по-разному: рисовали гуашью, наклеивали буквы из разноцветной или «бархатной» бумаги, приклеивали буквы из фольги или тонкой латуни. Особенно ярко выделяли цифры, обозначающие сроки службы. Их делали многослойными, с окантовкой, с орнаментом, в рамках с виньетками. Стиль этих украшений был национальным, идеологическим или фольклорным (русским, украинским, прибалтийским, сибирским, татарским и т.д.). Виньетки и орнаменты, как правило, вырезались лезвием опасной бритвы «Нева», «Спутник» или осколком лезвия, закреплённым в карандаше.

Особым элементом титульных страниц-листов ДМБовских альбомов были девизы, афоризмы, знаковые стихотворения, выражавшие идейную позицию ДМБовского годка, то есть «кредо моряка». Например, у разных видов и родов войск ВС СССР существовали традиционные, со времён Великой Отечественной воны 1941-1945 гг. и современные девизы:

Артиллеристы – «Артиллерия - бог войны».
Танкисты – «Броня крепка и танки наши быстры!».
Лётчики – «Все выше и выше!».
Связисты – «Чем громче крикнешь, тем дальше слышно!».
Сапёры – «Без права на ошибку».
Подводники – «Или все погибают, или все побеждают!».
ПВО – «Сами не летаем и другим не даём!».
ВДВ – «Никто кроме нас!».
МП ВМФ (морская пехота) – «Там, где мы, там победа!».
СпН ВМФ (морской спецназ) – «Долг, Честь, Отвага».
ВМФ РФ (1993 – настоящее время) – «С нами Бог и Андреевский флаг».
ВМФ России (1905-1917) – «Не сдаваться!».
ПП – «Верность, честь, долг».
РВСН – «После нас только тишина».
ОДОН – «Любая задача, в любом месте, в любое время».
ВВ – «Честь, Отвага, Мужество».
МЧС – «Предотвращение, Спасение, Помощь».
106 Гв. ВДД – «Нет Задач Невыполнимых».
ОСНАЗ ГРУ – «Выше нас только звёзды».
(Источник: открытая сеть Интернет).

Был девиз и у моряков БПК «Свирепый» –  «У матросов нет вопросов!».

Историю возникновения этого девиза рассказана в отдельной новелле о визите 31 января 1973 года на БПК «Свирепый» Главнокомандующего ВМФ СССР, заместителя Министра обороны СССР, Дважды героя Советского Союза, лауреата Ленинской премии и Государственной премии СССР, Адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова. В тот день БПК «Свирепый» приняли в состав Дважды Краснознамённого Балтийского Военно-Морского Флота (ДКБФ).

Среди популярных девизов ДМБовских альбомов 70-х годов такие «слоганы»: «Кто не был – тот будет, кто был – не забудет тяжёлые 1000 дней», «Кто не служил, тот не жил», «Служил – гордись, не служил – радуйся», «Не забуду службу на ВМФ», «Не забуду БПК «Свирепый». Иногда (очень редко) на титульные страницы ДМБовских альбомов капали капельки-кляксы крови из проколотых иглой пальцев. Таким образом, моряки братались друг с другом на вечную память…

Первые страницы ДМБовских альбомов, как правило, имели изображения эмблем той боевой части или той боевой функции, которую ДМБовский годок исполнял, в которой служил на корабле. Это могли быть: наклеенные нарукавные знаки различия специалистов штурманских средств, специалистов связи и радиотехнических средств, специалистов минно-торпедных средств, специалистов ракетно-артиллерийских средств, специалистов электромеханических средств, специалистов всех видов защиты, обеспечения и обслуживания. У последних была самая морская эмблема – якорь Холла, обвитый по кругу цепью.

Некоторые умельцы вырезали из тонкого цветного оргстекла и фольги многослойные модели кокард, эмблем и парадного «золотого» шитья. Особенно эффектно смотрелись парадные эмблемы для адмиральских фуражек и шапок. Однако картинки, рисунки, эмблемы – это не главное в ДМБовском альбоме, главное - это фотографии. Они являются документальными свидетельствами и юридическими доказательствами места и времени, условий и событий службы на флоте, службы на корабле. Фотографии – вот чему верят, во что верят, и что становится незабываемым в памяти ветеранов, сослуживцев, родных, близких и потомков. Недаром говорится: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»…

Тем более, что все моряки (без исключения), в том числе иногда и автор «привирают», «присочиняют», «сочиняют», «травят байки», рассказывают вымышленные или полуправдивые истории, а иногда просто врут. Ещё бы! «Всем хотиться под ручку пройтиться!». Поэтому фотографии – это основа основ ДМБовского альбома (любого фотоальбома).

В составе фотографий («фоток») ДМБовского альбома обязательно должны быть (и были) фотографии родителей, друзей, любимых девушек, друзей по службе, событийные и жанровые фотографии, а также студийные фотографии, сделанные в фотоателье. Например, командование 9-го флотского экипажа ДКБФ в Пионерское хорошо понимало, как важно отправить по почте фотографию-фотодокумент новобранца или молодого моряка (после принятия присяги) родителям, папе и маме, как доказательство, что их сын жив, здоров, бравый и весёлый. Поэтому сразу же после того, как мы получили первый в нашей жизни комплект (аттестат) военной формы, нас в экипаже сфотографировал приглашённый профессиональный фотограф.

Потом ещё несколько раз фотограф приходил в наш 9-й флотский экипаж и на заказ делал фотки моряков, в том числе коллективные фото учебных рот и т.д. К сожалению, у меня в декабре 1971 года был дефицит денег, а обирать или занимать у товарищей деньги, особенно у годков я не хотел и не мог (не расплатишься потом, будешь до отъезда на корабли «рабом» годка).

Однако у меня был свой старенький фотоаппарат «Смена-8М», который хранился в каптёрке роты (пока его не украли). Этим фотоаппаратом я делал свои самые первые снимки военно-морской службы на БПК «Бодрый» и в 674-м Отдельном дивизионе новостроящихся и ремонтируемых надводных кораблей в Калининграде (67-й ОДСРНК ДКБФ)..

Фотографии в ДМБовском альбоме старались располагать на листах в хронологическом порядке, чтобы иметь представление о продвижении по службе, по иерархической лестнице от салаги до годка и ДМБовского годка. Последними фотографиями, как правило, были фотки ДМБовских годков в ДМБовском аттестате в обнимку друг с другом.

Особое место в ДМБовском альбоме занимал «Приказ о ДМБ» - вырезка из газеты, текст правительственной телеграммы, запись (воспроизведение, копия) этого приказа МО СССР. Иные сохраняли повестки военкомата о призыве на военную службу, другие свои документы, в том числе увольнительные и «арестантские записки» на «губу» (гауптвахту). Такие документы сохранил и я…

Приказ о ДМБ, как правило, разукрашивался и украшался всем, чем можно и нельзя. Этот приказ был «приказом счастья». Естественно, кроме фотографий (фоток), картинок, рисунков, эмблем и украшений в ДМБовском альбоме, как правило, были «официальные» фотографии из наборов наглядной агитации, на которых были запечатлены: военная техника, корабли, самолёты, стрельбы, учения и другие события флотской жизни и службы. Это были самые ценные источники для наполнения ДМБовских альбомов.

Когда я готовил хозяйство ленкаюты к выходу в море на первую БС (боевую службу), когда я и мои помощники делали стенды наглядной агитации, я брал и соглашался брать в политотделе 128-й бригады ракетных кораблей и в штабе 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ, а также в политотделе главного штаба ДКБФ в Калининграде, всё, что мне давали, «всучивали», «впихивали» и всё, что я мог или в силах был донести-довезти до нашего корабля.

Мои друзья-годки (Славка Евдокимов и его друзья) охотно ходили вместе со мной в эти штабные учреждения, сердились, ворчали, охали и кряхтели под тяжестью пакетов с наборами наглядной агитации, но я настойчиво тащил и тащил на БПК «Свирепый» наборы фоток, картин, плакатов, иллюстраций. Потом я объяснил Славке Евдокимову и его друзьям-годкам: «Наборы наглядной агитации – это как меню ресторана; ты можешь выбрать, что хочешь; главное – у тебя есть выбор!».

Когда ДМБовские альбомы ДМБовских годков БПК «Свирепый» внезапно украсились настоящими профессиональными «типографскими» фотографиями военно-морской жизни ДКБФ и ВМФ СССР, все, в том числе и мой друг-годок Славка Евдокимов, поняли, как это здорово, иметь под рукой фотографии из наборов советской наглядной агитации. Кстати, эти фотки были официальными, поэтому мы спокойно показывали их нашим командирам, потом у что эти «фотки» уже прошли «цензуру» в штабах и в политотделах. Кстати, уставными фотографиями считались только те, которые были допущены (разрешены) официально, например, фотки из наборов наглядной агитации и профессиональные портретные снимки из фотоателье.

Самое трудное и сложное в изготовлении ДМБовских фотоальбомов - это их вынос с корабля и переправка домой, на «большую землю», на «гражданку». Как говориться, для выноса ДМБовского альбома с корабля было «два путя» - либо официально, через проверку и цензуру командования, либо тайно, скрытно, «по-шпионски». Официальный путь неизбежно сопровождался потерями фоток, денег, припасов, дефицитных вещей (например, сигарет). Тайный путь мог быть с потерей самого ДМБовского альбома, с изменением сроков увольнения в запас (перенос на более позднее время, «под Новый Год», например).

Поэтому недобросовестные офицеры иногда пользовались этим обстоятельством, имели от годков и ДМБовских годков свою мзду, плату или пользу (выгоду). За помощь в выносе с корабля или с территории воинской части ДМБовского альбома, за сокращение сроков службы и более ранний уход в запас (ДМБ) годки и ДМБовские годки, как правило, соглашались на трудные и грязные работы, на так называемый «ДМБовский аккорд».

Я всегда и во всём действовал официально, по правилам корабельного устава и годковского закона, потому что изначально, ещё со времён ученичества слесарем-ремонтником цеха №4 Севморзавода имени С. Орджоникидзе в Севастополе запомнил основное нравоучение моего друга-наставника Жени Мыслина: «Лучшее правило – действовать по правилам техники безопасности. Тогда ты никогда не ошибёшься, не поранишься, предотвратишь аварию или несчастный случай». Так я и делал.

Я приносил свои ДМБовские фотоальбомы командиру корабля капитану 3 ранга Е.П. Назарову и замполиту капитану 3 ранга Д.В. Бородавкину вместе с пакетами фотографий, приготовленных для них. Первым смотрел мой альбом Е.П. Назаров и первым выбирал из пакета фотки для себя (они практически дублировали фотки в моём альбоме, только были лучше, большего формата и более информативные лично для командира и замполита). Потом смотрел мой альбом Д.В. Бородавкин и практически забирал себе все остальные фотки из пакета фотографий.

Убедившись, что я не сфотографировал ничего «лишнего» и особенно, что не поместил в свой ДМБовский фотоальбом «некрасивые» или «компрометирующие» фотки командира, замполита, офицеров и мичманов экипажа БПК «Свирепый», Е.П. Назаров и Д.В. Бородавкин давали мне «добро» и теперь я мог спокойно выносить свои ДМБовские фотоальбомы с корабля. Дело в том, что во время первой БС (боевой службы), я получил дополнение к своим обязанностям рулевого, комсорга, художника, библиотекаря, фотолетописца и визуального разведчика, я стал ещё и корабельным почтальоном.

Таким образом, я «играл» ДМБ и уходил с БПК «Свирепый» почти налегке, с одним только мягким клеенчатым чемоданом на молнии, правда, битком набитым вещами из ДМБовского аттестата, сувенирами, пакетами с фотографиями, моими личными книгами из корабельной библиотеки и с последним третьим томом моего ДМБовского альбома.

Критериев оформления ДМБовских альбомов было несколько: наполненность фотками, выразительность фотографий и рисунков, красочность. Идейность или информативность были на самом последнем месте, потому что главной идеей ДМБовского альбома была флотская службы и ДМБ, а информативность ограничивалась «режимом повальной секретности». Практически все, кто служил на боевых кораблях с самым современным и секретным вооружением, давали «подписку о неразглашении военной и государственной тайны».

Когда «годки» или «ДМБовские годки» делали и оформляли свои ДМБовские альбомы, то они широко применяли трафареты букв, текстов, надписей и картинок. Трафареты – это самый простой способ делать даже разноцветные многослойные рисунки. Всё зависит от сообразительности и мастерства художника-оформителя.

При создании своих альбомов моего сводного трёхтомного ДМБовского альбома, я впервые использовал пневматический аэрограф и трафареты. Однако, хотя эксперимент на больших плакатах оказался удачным и потрясающе красивым, но в дело аэрограф не пошёл из-за отсутствия помпы, ресивера и жидких специальных красок. Трафареты сильно облегчали оформление ДМБовских альбомов, но всё же трафаретные рисунки выглядят грубовато. При этом разведённую водой тушь или акварельные краски распыляли с помощью швейной иголки или шила и зубной щётки. Получалось почти как с аэрографом…

Трафаретными рисунками (листья, якоря, контуры кораблей), как правило, украшались серые картонные листы альбома. Поверх трафаретных рисунков наклеивались фотографии. Кроме трафаретов для украшения ДМБовских альбомов использовали всё разноцветное плоское – фольгу, латунь, оргстекло, картон. Из этих материалов вырезали звёзды, контуры кораблей, вооружения, ракет, торпед, автоматов АК и АКМ. Алюминиевую фольгу использовали как «чеканку» - с обратной стороны шариковой ручкой наносили рисунок, орнамент или текст, а потом клеили на листы альбома.

Особенно старательно украшали и закрепляли уголки картонных листов ДМБовского альбома специальными фигурными «обёртышами» из фольги. Фольгу, картон, кальку и т.д. находили и «доставали» везде: в штабах, в магазинах, в кафе, в столовых, на почте, на складах, в местах вывоза мусора и т.д.

ДМБовский альбом - это гордость ДМБовского годка, его «удостоверение личности», его личный музей, его история флотской службы, его наследство, его авторское произведение, его книга-судьба, его личная история. Главная ценность и значимость ДМБовского альбома - это наполненность духом личности и славы человека, прошедшего трудную военно-морскую службу, какой бы она ни была; это «чуринга» (духовный паспорт первобытного человека), «чур», дух, духовная память и образная личность человека.

Однако для разведок «вероятного противника» ДМБовского альбомы - это ценнейший достоверный источник разведывательных данных о событиях, фактах, местоположении, действиях, настроениях, традициях, обычаях и ритуалах военной службы; об этом нужно знать и помнить всегда…

Фотоиллюстрация из ДМБовского фотоальбома автора: Ноябрь 1974. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Третий том ДМБовского фотоальбома старшины 1 статьи Суворова Александра Сергеевича, дата призыва 14 ноября 1971 г., дата ДМБ 11 ноября 1974 г. Ленточка с якорями от самой моей первой бескозырки, с ноября 1971 года. Контурная модель БПК «Свирепый» выточена мной из трёх пластин дюралюминия вручную тремя надфилями (плоский, треугольный и овальный). Аппликация из «бархатной» бумаги. Торжественно, грустно и ликующе радостно. ДМБ!!!


Рецензии