602 Проливная зона 14 октября 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

602. Проливная зона. 14 октября 1973 года.

Сводка погоды: Воскресенье 14 октября 1973 года. Пролив Фемарн-Бельт. Ближайшая метеостанция: Глюексбюрг/меируэи (Германия). Географические координаты: 54.827, 9.506. Первое наблюдение: 18.01.1936. Последнее наблюдение: 31.12.2022. В первой половине дня температура воздуха повысилась до 8,0°С. Скорость слабого ветра 5 м/с, без осадков, но эффективная температура воздуха всего 1.1°С тепла. Днём туман рассеялся, видимость улучшилась. Состояние моря в проливе Фемарн-Бельт близ берегов ФРГ было на 3 балла по шкале Бофорта.

Командир БПК «Свирепый» капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров и замполит капитан 3 ранга Дмитрий Васильевич Бородавкин, узнав, что рано поутру мимо нас прошёл четырёхмачтовый советский барк «Крузенштерн», долго сокрушались, что их не позвали на ходовой мостик и всё расспрашивали сменившегося вахтенного офицера каким был этот парусник, какое имел парусное вооружение, как себя вёл и так далее. Вахтенный офицер ночь стоял на вахте в ходовой рубке, хотел спать и кушать, поэтому отвечал точно, односложно, по уставу…

Евгений Петрович Назаров сказал, что увидеть, а ещё лучше, повстречать в море барк «Крузенштерн» или иной какой советский парусник, - это к удаче, потому что осторожные парусники ещё строже относятся к погоде, к прогнозу погоды, несут с собой мир и надежду.

- А Суворов сначала назвал этот парусник в тумане «Летучим голландцем» - проворчал вахтенный офицер. – А ещё заявил, что повстречав этот «Летучий голландец» нам домой никогда уже не попасть?
- Почему «не попасть»? – весело спросил я уставшего вахтенного офицера. – Наоборот! Наш «летучий голландец», то есть советский четырёхмачтовый парусник-барк «Крузенштерн» проторил нам дорогу в Проливной зоне. Сейчас мы быстренько её пройдём, выйдем на простор Балтийского моря и через несколько часов ходкого плавания будем у ворот Балтийска.
- Вот и славно! – подхватил мою весёлость Дмитрий Васильевич Бородавкин. – Хватит разговоров! Полный вперёд! Домой, пора домой!

Все в ходовой рубке БПК «Свирепый» разошлись по своим делам. Впереди был большой и хлопотный день прохода Проливной зоны – единственных естественных водных путей, соединяющих Балтийское море с Северным морем, единственный выход из Балтийского моря в Северную Атлантику.

В данное время (1973 год) Советский Союз, ГДР и Польская Народная Республика твёрдо и последовательно отстаивали принцип «нейтрализации Проливной Зоны и всего Балтийского моря, превращения его в море мира». СССР предлагал «закрыть доступ военных кораблей и самолётов не Прибалтийских стран в Проливную зону и в Балтийском море», так как эти зоны мореходства принадлежат всем прибрежным государствам. Только США и НАТО «чихать» на эти датские и шведские ограничения и запреты, на эти мирные инициативы и принципы; они ведут себя по-хозяйски в Северном море, ну, а мы, Советский Союз, не стесняемся в Проливной зоне и в Балтийском море (правда, с соблюдением всех разумных норм общепризнанного международного права).

БПК «Свирепый» беспрепятственно прошёл входную часть Проливной зоны, по пути мы мирно и медленно (с разрешённой скоростью) шли контркурсами со множеством разнообразных торговых, гражданских и рыболовецких судов. Некоторые из них, например, полупустые танкеры, приветствовали нас своим басовитыми или, наоборот, писклявыми ревунами-свистками. Мы в ответ махали им сигнальными флагами, «моргали» светом сигнального прожектора, но не гудели нашим тауфоном.

Проливная зона утром и днём 14 октября 1973 года была похожа на большую проезжую дорогу, по которой неспешно друг за другом следовали различные суда. Вот идёт универсальное судно - датский сухогруз, вот шведский пассажирский лайнер-паром, вот небольшой контейнеровоз, вот залитый по самые пробки тяжёлый немецкий нефтевоз-танкер, а вот наш бойкий советский лесовоз, который приветствовал нас очень горячо; он свершил «звуковой салют» чередой гудков и громко исполнил гимн СССР. Эти бравые и до слёз родные звуки Советского Гимна растрогали нас, всколыхнули в нас бодрость и гордость, нетерпение и азарт скорейшего достижения родного берега.

Тот берег, который я сейчас рассматривал в окуляры корабельного перископического визира ВБП-451М меня, да и многих из нас, никак не трогал и не радовал. Я видел кромку далёкого берега и «угадывал» за низкими аккуратными мирными крышами одинаковых, как близнецы, домиков радары и капониры с пусковыми установками крылатых противокорабельных ракет.

В соответствии с правилами мирного прохода военных кораблей в Проливной зоне, БПК «Свирепый» шёл малым экономическим ходом по рябой от мелких волн глади родных по цвету вод Балтийского моря, как вдруг со стороны далёкого немецкого берега ФРГ (Германии) на горизонте возникла белая движущаяся точка, а потом к нам стал стремительно, как реактивный самолёт, приближаться небольшой военный катер. Он не шёл по воде, как обычный катер-глиссер, он нёсся…

Фотоиллюстрация из ДМБовского фотоальбома автора: 14.10.1973. Проливная зона между Северным и Балтийским морями. Панорама берега Дании с борта БПК «Свирепый». Слева-направо: польский сухогруз, шведский пассажирский лайнер-паром, ГДРовский контейнеровоз и советский лесовоз, который приветствовал нас звонким радостным гудком-салютом и громким исполнением гимна СССР. Эти встречные суда вселяли в нас радостное нетерпение близкой встречи с Родиной.


Рецензии