603 Патрульный катер Свифт v81 14 октября 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

603. Патрульный катер «СВИФТ» V81. 14 октября 1973 года.

Сводка погоды: Воскресенье 14 октября 1973 года. Пролив Фемарн-Бельт. Ближайшая метеостанция: Глюексбюрг/меируэи (Германия). Географические координаты: 54.827, 9.506. Первое наблюдение: 18.01.1936. Последнее наблюдение: 31.12.2022. В первой половине дня температура воздуха повысилась до 8,0°С. Скорость слабого ветра 5 м/с, без осадков, но эффективная температура воздуха всего 1.1°С тепла. Состояние моря в проливе Фемарн-Бельт близ берегов ФРГ было на 3 балла по шкале Бофорта.

С невероятной для морских судов и кораблей скоростью, беспощадно подпрыгивая, подскакивая и даже взлетая на мелких волнах, оставляя по бокам бурный пенистый кильватерный след, к нашему кораблю нёсся встречным курсом «на всех парах» маленький катер, малюсенький катерок…

Сначала звук его двигателей был похож на звук комара, потом на угрожающее жужжание, а затем на рёв приближающегося реактивного самолёта. Когда этот катер поравнялся с нами, БПК «Свирепый», звук его двигателей стал невыносимо громким, ревущим, «реактивно-самолётным» или «форсажным».

Катер промчался мимо нас далеко за корму БПК «Свирепый», потом лихо, как глиссер, развернулся почти на одном месте, всколыхнув вокруг себя веер пенного белого буруна и брызг, и опять помчался сбоку от БПК «Свирепый» вдоль нашего курса. Так этот громко ревущий катер «бегал» или носился взад и вперёд, практически пролетая мимо нашего корабля.

Старший лейтенант Г.Ф. Печкуров, штурман и претендент (по его мнению и хотению) на командование в будущем нашим кораблём, отобрал у меня секретный справочник-каталог кораблей и самолётов США-НАТО и начал лихорадочно искать картинку этого типа катеров. Однако он ничего не находил…

Неизвестный катер, у которого, кстати, не было даже флага принадлежности к какому-либо государству, носился и носился мимо нас, выделывал на водной глади «кренделя», крутился, бодливо «взрёвывал» своими двигателями, «взбрыкивался» на своих же отвальных волнах, опасно приближался к борту БПК «Свирепый», отваливал в сторону и, вообще, вёл себя, как «шавка лающая на слона».

Ужасающей силы надоедливый рёв мощнейших двигателей этого маленького катера мешал всем, кто находился на верхней палубе или на ходовом мостике. От этого ужасно громкого и пронзительного рёва двигателей катера не спасали даже запертые на все задвижки бронированные двери. Свободные от вахт мичманы, офицеры и матросы БПК «Свирепый» вышли на палубу, чтобы поглазеть на это «чудо натовской техники»…

Замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин и старпом капитан-лейтенант Н.В. Протопопов, не выходя на ходовой мостик, строго предупредили экипаж корабля, чтобы моряки ничего не делали и ничего не показывали в сторону этого катера, чтобы никак на него не реагировали. Но как можно проигнорировать надоедливую муху, которая носится, как бешеная, по морю вокруг нашего корабля и ревёт своими мощными двигателями?

Со стороны казалось, что этот катер выпрыгивает из своего корпуса, касается воды только своими винтами. Этот катер носился и бесновался так, что подпрыгивая на своих же волнах-бурунах, чуть не переворачивался в воздухе. При этом катер так плюхался и ударялся о воду, что даже у стоящих на палубе БПК «Свирепый» моряков невольно холодели гузки. Офицеры и мичманы на юте выполнили приказ; они никак не обращали на этот катерок внимание, но матросы всё-таки показали руками этому катерку «кузькиного папу».

Эх! Не успел я сфотографировать, как матросы, под прикрытием мичманов, показали этим натовским морякам, хвалившимся своим быстроходным катером, некие фигуры из пальцев и рук, недвусмысленно выражавших наше отношение к «выкрутасам» этого натовского катера…
 
Наконец, натовский катер, у которого только бортовой номер «V81» указывал на его принадлежность к каким-то военно-морским силам какой-то страны НАТО, «устал» и как-то сразу сник, успокоился и замер на глади пролива Фемарн-Бельт.

На нашем ходовом мостике ещё долго обсуждали тип и характеристики, возможности, скорость и управляемость этого катера, его принадлежность к кому-либо из государств, членов НАТО. Все сошлись на том, что это какая-то «самоделка», переделка, модернизация существовавших в ВМС США патрульных катеров типа PCF.

Во время недавней войны во Вьетнаме американцы испытали на реках и в прибрежных тропических водах свои малые катера, в частности самые малые, юркие и мощные «пиберы» - речные патрульные катера типа PBR. Эти катера длиной 9,8 м и водоизмещением около 9 т развивали скорость 28,5 узлов, или 52.781986 км/ч. При этом они были очень неплохо вооружены, хорошо чувствовали себя в дельте и в протоках реки Меконг. Однако для действий в прибрежной полосе моря требовались катера покрупнее.

Ещё в начале февраля 1965 года было выдано ТЗ (техническое задание) на проектирование морского патрульного катера для ВМС США. Этот катер должен был иметь металлический корпус, дальность хода 400-500 миль, скорость 20-25 узлов, длину не более 15 м. При этом морской патрульный катер должен был быть малошумным, действовать ночью, одинаково хорошо ходить как по морю, так и по мелководным рекам и протокам.

Морской патрульный катер должен был иметь соответствующее противокорабельное, противовоздушное и противопехотное вооружение (пушки-пулемёты), радар с дальностью действия 4-6 миль и радиостанцию, совместимую с рациями, используемыми ВМС, СА и ВВС США и НАТО.

За базу морского патрульного катера заказчики из ВМС США взяли малые пассажирские катера фирмы «Сьюарт Сикрафт» (Бервик, шт. Луизиана, США), использовавшиеся на нефтепромыслах Мексиканского залива в качестве «водных такси». На эти катера установили турели под пулемёты, выделили места для хранения боеприпасов, изменили конструкцию надстройки и установили радар и радиостанцию. Так получился «быстроходный патрульный катер» или «Patrol Craft Fast» (PCF). Эти катера ВМС США и НАТО стали именоваться «Свифт» - «ласточка». Возможно, наименование «Свифт» (Ласточка) возникло из-за характерного свистящего реактивного звука его двигателей с каким-нибудь «турбо наддувом»?

Первые 50 катеров ВМС США типа PCF имели по два дизеля «Детройт Дизель» 12V71 мощностью по 480 л. с. Запас топлива и моторесурс этих дизелей позволял катерам типа PCF ходить на дальность плавания 320 миль 21-узловым ходом (10-узловым – 750 миль). Штатный экипаж катера типа PCF имел шесть человек: командир катера, боцман, моторист, радист/оператор РЛС и два стрелка. Вооружение катеров типа PCF: спаренный пулемёт «Браунинг» М2НВ калибром 12,7-мм на турели на крыше рубки; один такой же пулемёт, спаренный с миномётом калибра 81-мм в корме катера. Однако на многих катерах «Свифт» такие крупнокалиберные пулемёты дополнялись более лёгкими 7,62-мм пулемётами М60, установленными перед надстройкой-рубкой катера.

В 1967 году появились модернизированные катера «Свифт» Mk II типа PCF. У этих катеров надстройка была сдвинута к корме, чтобы дать большего простора для вооружения. В 1969-1972 годах ВМС США получили три десятка более крупных катеров «Свифт» Mk III типа PCF. Патрульные катера «Свифт» типа PCF патрулировали бесчисленные протоки дельты Меконга и прибрежную полосу Вьетнама (общая протяжённость водной акватории патрулирования – 1500 миль).

С гражданскими судами и судёнышками эти патрульные катера типа PCF справлялись «играючи», но их дюралевые корпуса пробивали пули, выпущенные из АК-47, а удачный прицельный выстрел из советского гранатомёта полностью выводил их из строя. Катер, который резво «скакал» перед БПК «Свирепый», а потом замер, провожая нас в воды Балтийского моря, был похож и не похож на американские катера типа PCF; он был другим…

Вроде такой же, как типовой катер типа PCF «Свифт», но конструкция мачты не такая, вооружения практически нет, а мощность двигателей такая, что этот катер вполне можно было назвать «реактивным надводным самолётом без крыльев». Может быть кто-то из натовских «умельцев» просто похвастался своей новой разработкой?. А может быть, это был прототип беспилотного брандера, катера-камикадзе? 

Я тщательно, в разных ракурсах, сфотографировал этот неизвестный катер с бортовым номером V81. По общему согласию вахтенного офицера и сигнальщиков записал его как «катер ВМС ФРГ» (?) и тут же «забыл» про него. Впереди, в открывшемся мористом просторе пролива Кадетринне нас поджидал наш старый знакомый – немецкое шпионское судно ВМС НАТО «Альстер».

Фотоиллюстрация из ДМБовского фотоальбома автора: 14.10.1973. Проливная зона Северного и Балтийского морей. Пролив Фемарн-Бельт. Патрульный катер, вероятно, типа PCF «Свифт», б/н V81, предположительно ВМС ФРГ. За эти снимки неизвестного натовского военного катера я получил благодарность от разведотдела 128-й БрРК 12-й ДиРК ДКБФ. Как же этот катер нам надоел своим рёвом тогда!..


Рецензии