Суть времени, ошибочные представления

С понятием времени связаны очень давние ошибочные представления. Например, Парменид открыв свойство вечности времени не разглядел в бытии время. Спустя две с половиной тысячи лет аналогичную ошибку допустил Хайдеггер. Он опубликовал работу "Бытие и время", а спустя много лет прочитал лекцию "Время и бытие", так и не осмелившись сделать решительное заявление, что время и есть бытие. Происходит это из-за устоявшегося представления о том, что время - это нечто, что непременно связано с изменениями. Это так и не так.

Изменения для времени заключается только в одном - в псевдоизменении: каждый момент времени - новый, то есть отличается от любого другого. Это действительно так, но не потому, что время меняется, а потому, что каждый момент времени - это как бы отдельная от других часть времени, взятого целиком. Кусочек вечности. Но быть кусочком целого и меняться - это разные вещи. Как говорил Парменид бытие есть сейчас, всё сразу, целиком. Он так же как и Хайдеггер не смог назвать бытие временем.

Так откуда же берутся так называемые изменения, связанные со временем? Из пространства, из множества. Именно множество частей, которые могут менять свое расположение в пространстве и образуют изменения, которые ошибочно приписываются времени. Но время другое: уберите пространство и во времени ничего не изменится, вы не заметите никаких изменений, потому что одно, целое и не может меняться. Поэтому суть времени вовсе не в изменениях.

Суть времени, этого четвертого измерения в первую очередь в его нахождении вне пространства. То есть в том, что оно именно четвертое измерение. В том, что оно не имеет отношения к пространству, хотя и способно вмещать его в себя. В этом смысле время напоминает пустоту. Когда пространства нет, вы ничего не обнаружите, но только благодаря пустоте возможно наполненное пространство. Более того под наполнением пространства все равно "лежит" пустота. Некоторые люди готовы отрицать существование пустоты. Аналогично в последнее время появились физические теории, которые утверждают, что времени нет вообще, а есть только пространство.

Таким образом люди склонны приписывать времени то, что ему не свойственно. И поэтому называют временем вовсе не то, что есть время. Именно по этой причине Парменид и Хайдеггер не смогли назвать бытие временем. Именно поэтому сейчас кому-то хочется избавиться от времени совсем, оставив лишь пространство.

И самым главным ошибочным обыденным представлением о времени является представление о том, что оно связано с изменениями. Но если убрать все изменения, то время, бытие не пропадет, оно останется со всеми своими свойствами. Время, бытие неизменно! Но без времени невозможны никакие изменения, потому что нечему будет удерживать в целостности пространство, которое и является причиной изменений. Вот почему время так настойчиво, но лишь интуитивно, без понимания связывают с изменениями. Время не "течет", оно "держит" пространственное движение. Без времени движение превратится в хаос, в отдельные не связанные состояния пространства.

Без понимания указанного ошибочного представления очень сложно вести совместную речь о времени, так как говорящие часто понимают время по разному, делают акценты на разных вещах. Большинство слышит "звон", но не знает откуда он. Даже не все философы осмеливаются назвать вещи своими именами, так как обыденное представление "въелось" в наше мышление. Это можно "простить" Пармениду, но нельзя "простить", например, Хайдеггеру (на самом деле, конечно, простить можно).

Итак, огласим еще раз проблемы восприятия времени. Время не есть бытие, потому что бытие неизменно, а время связано с изменениями. Это неверно. Времени нет, потому что все изменения лежат в пространстве, нам не нужно время. Это неверно. Время есть источник изменения. Это неверно. Время конечно, у каждого свое ограниченное время, поэтому бытие не может быть временем. Это неверно.

Последний пункт объясним подробнее. Суть та же, что и у бытия, что естественно, так как бытие и есть время. Время, бытие одно, но отдельные объекты "пребывают" в бытии, они не являются бытием (как сейчас принято неверно выражаться, в частности во многом благодаря Гегелю). Объекты существуют лишь благодаря тому, что их охватывает бытие, их охватывает время, но сами они не являются временем. Время непрерывно, нельзя выделить никакой миг между прошлым и будущим, он ускользает именно благодаря тому, что время едино и непрерывно. Его нельзя разорвать, его нельзя остановить.

А вот отдельный объект может быть ограничен, но это уже пространственная характеристика, вызванная принципом множества. Одно не ограничено, но часть множества обязана быть ограниченной, иначе множество невозможно. Но отдельный объект не есть бытие. Отдельный объект есть "временное" (опять это неверное употребление понятия времени - в этом то и проблема) пребывание.

Проблемы ошибочного представления о времени решаются обращением к принципу монолитной единицы и принципу раздробленного множества. Различайте их, обнаруживайте, и вы будете правильно понимать суть времени, то есть бытия...

PS
Вот, например, что говорит Диана Гаспарян: "Время и есть то, о чем Парменид говорит как о невозможном, как переход из несуществующего в существующее". - Её высказывание совсем неточное для Парменида, но суть противоположного понимания времени здесь прекрасна видна. Понятно, что ни о каком отождествлении бытия и времени здесь и речи быть не может.         


Рецензии