Мама ушла навсегда

9августа 2023 года умерла наша мама.Говорят, что слезами горю не поможешь.Но своих слёз я сдержать не могу.
   В редакции районной газеты " Край Салявіцкі", Республики Беларусь меня попросили расказать, хоть вкратце, о моей маме,т.к .редакция не успела взять у мамы интервью
 Насколько позволяло время, я раскрыл страницы  её биографии.
    Родилась мама ( Мелещик Нина Викторовна)в д.Вороневщина,Курганского сельского Совета,Республика Беларусь17 апреля 1925 года.В 2025 году ей бы исполнилось сто !!! лет.Сейчас этой деревни нет.Даже не осталось следов.Когда происходило укрупнение колхозов,ее ликвидировали.
    Всю свою сознательную жизнь, после окончание педагогического училища, мама работала учительницей,директором Доброводской начальной школы.
   Нас у мамы пятеро, четыре сына и старшая дочь.Я самый младший.В самом начале трудовой деятельности, мама ходила в Доброводку,за два километра, на работу из д.Вороневщина.Когда мне было четыре месяца 1959 год,умер наш отец.Мама ,буквально,сражалась за жизнь, как могла.Я и сегодня не могу понять, где она брала силы?Сразу после этого трагического события, как нам мама рассказывала, что в старой избе, в Вороневщине, ей пятеро детей не поднять.И она решается на строительство нового дома в д.Доброводка.Очень помогала Советская власть,Сельский Совет,Смолевичский отдел образоваения.
    Замуж мама не выходила, как она говорила, чтоб мы выросли достойными,образованными людьми.Поэтому, львиную долю своей энергии она тратила на воспитание нас. Как я помню, мамин рабочий день начинался в 4 часа утра изаканчивался затемно.Несмотря на то, что мы росли без отца, в мамином хозяйстве было всё: корова, свиньи, куры,некоторое время- овцы,гуси и иная живность.Все были ухожены, накормлены.Наше воспитание было  очень строгим.Мама всегда говорила, что мы должны быть примером для остальных ее учеников.В школе мы ее называли НИНА ВИКТОРОВНА, как и остальные ученики.Она вела сразу,одновременно, четыре !!!класса ,с первого по четвёртый.В одном классе- математика, в другом- литература, в третьем другие предметы.Может ли представить такой расклад наш современный учитель, жалующийся на недоработанность школьных программ, на нехватку времени, на дисциплину учеников?В классах стояла такая тишина, что можно быдо услышать, как пролетала муха.
   Уроки труда, пения,физкультуры проходили для всех классов одновременно.Это - незабываемо.На праздники в календаре: Новый год, 8 марта, День Советской армии, 1 мая, День Победы и др. мама всегда организовывала концерты.Задействованы были  все ученики.В школе собирались жители деревни.Мы и пели и плясали... .
Зимой ходили на лыжах.На большой перемене, мама ставила большой чайник, мы доставали домашние снадобья и все вместе ГОНЯЛИ ЧАИ.
   Четко помню, что мама находила время слушать передачи по радио: их тогда было предостаточно- для родителей, для детей.Поэтому, мы знали множество песен, хотя мама не играла на инструментах.
   Благодаря ее усидчивости и трудолюбию мы, я имею ввиду, ученики школы, умели вязать варежки, штопать носки, пришивать пуговицы, ШИТЬ НАРЯДНЫЕ ФАРТУКИ для своих мам, родных и близких.И отмечу- руками, без швейных машинок.
    От нашей мамы исходило необъяснимое тепло.Все её очень УВАЖАЛИ в деревне, уважали работники Верхменской СШ.Ведь к нам, в школу, приходили проверяющие.У мамы должен был быть план на каждый предмет!!!!Она их писала, когда вечером, когда утром, в ожидании момента, когда горит печка, варится еда, для хозяйской живности и для нас.НЕВОЗМОЖНО ПОНЯТЬ И ОБЪЯСНИТЬ!!!А постираться???
У нас даже колодец был за сто метров от дома!Мороз за минус двадцать, а мама вешает бельё.Потом вносит в дом, а оно каменное.Все посушить, прогладить.... .Пишу и слёзы льются ручьём.
    О таких мамах нужно писать книги, чтоб иные знали и понимали, что всё достигается трудом и отношением к делу ,которому ты посвящаешь свою жизнь.
    Когда я взрослел, я старался ,как мог, облегчить маме жизнь.Что- то получалось, что- то нет.Чего уж говорить сейчас?Пусть мама простит,если услышит.
    У меня на моей странице ,на сайте ," стихи.ру" ,есть сборник в конце общего списка : " Я имя МАМА в сердце берегу".Там я собрал свои стихи о маме, и не только о своей ,но и о других мамах, о поучительных историях из жизни, когда выросшие дети забывают про своих постаревших родителях.
    Благодаря маминому вниманию, воспитанию мы почти все получили высшее образование.Руководили трудовыми коллективами.Но тот прочный фундамент  правильной оценки окружающего нас мира, не позволял и не позволяет ступить нам на неправильный путь.
   Да, к слову!После окончания Доброводской начальной школы мы шли в Верхменскую.Почти за шесть километров.Каждое утро мама нас одевала, кормила, давала денежку в школьную столовую.
     Ученики, оконччившие школу под маминым началом, в Верхменской школе сразу выделялись и получали более высокие оценки.Мама нас этим не баловала!!!
       В одном из своих стихотворений:" Берегите своих матерей" я писал:
"...
  Дороже всех,кто есть на свете:
Милее ,ласковей,родней-
Вы всё сполна отдайте, дети,
Для счастья ваших матерей.
Чтоб родником судьба их стала,
Искристым жемчугом зажглась,
Струить теплом не перестала-
Любите,берегите Мать!!!"
   https://stihi.ru/2014/12/10/6338


     P.S.Это тысячная доля того, что я мог бы рассказать про нашу МАМУ.Но даже из того ,что я рассказал, Вам будет понятно, что НАША МАМА- НЕОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК!
   СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ! О НЕЙ НАВСЕГДА ОСТАНЕТСЯ В МОЁМ СЕРДЦЕ И В СЕРДЦАХ СОТЕН ЕЁ УЧЕНИКОВ.
10.08.2023. 11:25.

На фотографиии: Наша мама Мелещик Н.В,1925,Отец Бука Ф.Р.1921,старшие сестра, три моих брата и я.


Рецензии
Соболезную , но вы просто молодец

Мария Кистанова-Янке   19.08.2023 16:34     Заявить о нарушении
Мария!Большое Вам спасибо за понимание, теплоту и поддержку!Всего самого доброго!🌹🌹🌹

Сергей Бука   20.08.2023 07:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.