609 Вот теперь действительно всё! 15 октября 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

609. Вот теперь действительно всё! 15.10.1973 г.

Сводка погоды: Понедельник 15 октября 1973 года. Гданьский залив. Ближайшая метеостанция: Калининград (СССР, РСФСР, Россия). Географические координаты: 54.717, 20.550. Первое наблюдение: 01.01.1931. Последнее наблюдение: 31.12.2022. Ночью с воскресенья 14 октября 1973 года на понедельник 15 октября 1973 года в Гданьском заливе было холодно: минимальная температура воздуха от -5°С до 1.0°С. В полдень воздух прогревался до 7.0-9.0°С, но это было только по метеоприборам, а на самом деле погода «на улице» (на верхней палубе БПК «Свирепый») воспринималась с температурой воздуха от 0.5°С до 5.7°С, а  на ходу корабля (эффективная температура воздуха) от -3.3°С до 3.6°С.

В воскресенье 14 октября 1973 года скорость слабого ветра была 3 м/с, а в понедельник 15 октября – всего только 2 м/с, почти безветренно. Вокруг было «живое море», то есть колышущееся небольшими волнами, и лёгкий ветерок. Движение воздуха на ходу корабля или лёгкого ветерка ощущалось как при езде на велосипеде или лёгком беге трусцой. Флаги на фалах шевелились не под ветром, а из-за движения корабля.

Поверхность моря была покрыта маленькими ветровыми волнами высотой 0,3–0,6 м. При этом волны были короткие, но явно выраженные, классические, то есть с основанием, гребнем и склоном, но гладкие и без разрывов. Гребни лёгких ветровых волн имели красивый вид как бы «живых стеклянных кристаллов», которые не ломались, не завихрились на вершинах, не ломались и не разрушались. На вершинах гребней этих волн барашков не было.

Только цвет воды и волн Балтики в эти дни был зеленовато-стального цвета. При этом в понедельник 15 октября 1973 года в Гданьском заливе на подходе к Балтийску начал моросить противный мелкий дождик, морось, 2 мм осадков. Этот дождик был какой-то липкий, прилипающий к лицу, одежде, спасательному жилету, берету, штанам и ботинкам. Эта морось была «мерзопакостная»; таким же было и общее настроение экипажа БПК «Свирепый»…

Ночью в воскресенье 14 октября 1973 года БПК «Свирепый» в составе КПУГ вместе с БПК «Бодрый» и БПК «Сильный» нудно бороздил Балтийское море и посылал звуковые посылки ГАС «Титан-2» подводной лодке, понуждая её всплыть. В это время, не имея приказа быть или присутствовать в ходовой рубке, я дописывал большое письмо моим родителям, которое начал писать ещё неделю назад, в воскресенье 07 октября 1973 года в Северной Атлантике близ Шетландских островов, расположенных к северу от Англии.

- Удивительное дело, - писал я родителям. – Нам везёт как «утопленникам». Не ждали, не гадали, но обнаружили вблизи наших территориальных вод иностранную подводную лодку, предположительно датскую.
- Сегодня уже 14 октября, а мы всё ещё гоняем её, то потеряем, то вновь заловим. Короче, бороздим Балтику, а на берегу уже не раз собирались встречающие.
- Пересели к нам с другого корабля офицеры (на рабочем корабельном катере с БПК «Бодрый» к нам пересели флагманские специалисты-гидроакустики - автор). Ходят радостные, поздравляют (с обнаружением ПЛ «вероятного противника» - автор), а теперь сами загрустили. Думали, что всего день нужен (на обнаружение ПЛ - автор), но вот уже четвёртые сутки начались как мы в нескольких милях от Балтийска (15 миль - автор), а зайти не можем.

Отсчёт дней и ночей перехода БПК «Свирепый» из Северного моря в Балтийское море мы вели с 12 октября 1973 года, потому что по плану мы должны были вернуться в ВМБ Балтийск в субботу 13 октября 1973 года. Сутки нам давали на переход Балтийскими или Датскими проливами, а уж в Балтийском море и в Гданьском заливе мы могли мчаться домой со всей нашей «крейсерской» скоростью; благо, что перед этим переходом нас заправили водой и топливом.

- Курево у всех кончилось. Ходят (ребята), стонут. Некоторые курят чай (заварку)! Может быть, ради смеха, а может быть, по дурости.
- Мишка Сысоев (командир отделения группы ОСНАЗ ГРУ ГШ ВС СССР на БПК «Свирепый» - автор) домой собирается (на ДМБ - автор). Будет он в Лужках (посёлок недалеко от города Суворова Тульской области - автор) примерно с 20 октября (1973 г.).
- Должен зайти к нам (к моим родителям - автор). Он вам расскажет об этих сумасшедших трёх месяцах плавания (БС - автор).
- Только папа, я тебя прошу, не пытай его на счёт его службы, это будет неловко. Что нужно сказать, он скажет.

- Я жив и здоров. Сейчас ничегошеньки не делаю. Приготовил всё к смотру (аттестат, отчёты, технику, оборудование, «ленкаюту», румпельное отделение и т.д. - автор).
- Постелил ковры на палубу в ленкаюте. Развесил везде шторы (на иллюминатор, на дверной проём в библиотеку и в шхеры, то есть кладовые ленкаюты - автор). Красную скатерть (плотное сукно - автор) постелил на стол (президиума ленкаюты - автор).
- Пылесосом собрал всю пыль, что скопилась (пыли не было, был только мелкий сор - автор).
- Теперь ждём, когда Главнокомандующий флотом СССР и Командующий Балтийским флотом будут смотреть нас. Зайдут и сюда (в ленкаюту - автор). Поговорим.

Да, известие о том, что к нам на корабль может подняться Главнокомандующий ВМФ СССР Адмирал Флота Советского Союза С.С. Горшков и Командующий ДКБФ адмирал В.В. Михайлин принесли с собой флагманские специалисты-гидроакустики, поэтому в добавок к боевой постоянной тревоге и поиску вражеской ПЛ добавилась тревога и авральные работы по наведению порядка на корабле. Все свободные от вахт и подвахт моряки чистили, драили, мыли и дезинфицировали все служебные и общественные помещения корабля, потому что за время нашей БС корабль накопил в себе «походных запахов». Особенно «по-походному» пахли мы сами потому что давно не стирали наши робы, рубахи, тельняшки и тужурки… 

Заместитель командира корабля капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин и командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров не на шутку встревожились сообщением пришлых флагманских офицеров («проверяльщиков») о том, что командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Васильевич Михайлин собирается посетить БПК «Свирепый», поговорить с офицерами, мичманами и матросами о БС (боевой службе)». Дмитрий Васильевич Бородавкин приказал мне написать речь, с которой от имени всего экипажа БПК «Свирепый» я буду «беседовать» с командующим Балтийским флотом и принести ему этот текст «для правки». Вместо текста своей «речи-собеседования» с адмиралом В.В. Михайлиным я стал писать письмо родителям и моему школьному другу – Славке Юницину.

Ночью в 01:30 в понедельник 15 октября 1973 года не дождавшись телефонного звонка-вызова к замполиту, я в чистой и отглаженной матросской робе заснул на поролоновом матрасе на красной суконной скатерти крышки стола президиума ленкаюты, который служил мне моим рундуком для моего флотского аттестата. Я уже почти был уверен, что тот чрезвычайный «бардак», который случился с нами после обнаружения матросом-сигнальщиком Юрой Опариным в ночных водах Гданьского залива перископа чужой подводной лодки, никаких торжественных встреч, приветственных речей и собеседований с нами не будет…

Утром и днём в понедельник 15 октября 1973 года БПК «Свирепый», подойдя почти вплотную к створу «ворот» ведущих в Калининградский залив и военную гавань ВМБ Балтийск, опять вернулся в Балтийское море и присоединился к нашей КПУГ к БПК «Бодрый» и БПК «Сильный» в погоне за неуловимой немецкой или датской, но в любом случае чужой натовской подводной лодкой. Наша общая погоня и работа нашими ГАС (гидроакустическими станциями) увенчалась успехом. Лодка уже не могла идти в подводном положении и всплыла в международных водах в районе датского острова Борнхольм

Датский остров Борнхольм располагается в юго-западной части Балтийского моря в 170 км к востоку от Копенгагена, в 95 км к северу от берегов Польши и в 35 км на юго-восток от территории Швеции. Географические координаты острова Борнхольм: 55.124228, 14.910345. От ВМБ Балтийск до острова Борнхольм (по прямой) около 300 км или 186,41 миль, или 9,3205 часов ходу нашего корабля со скоростью 20 узлов.
 
- Вот и подошло к концу моё многодневное письмо, - писал я в письме родителям. – Сегодня 15 октября (1973 года) 18 часов (вечера). Мы наконец-то идём в базу. «На улице» (на верхней палубе корабля - автор) туман, моросит мелкий дождик.
- Подводная лодка ушла от наших берегов. Всего несколько часов назад я видел её рубку над водой. Она не может идти в подводном положении, поэтому они (немецкая ПЛ и корабли КПУГ - автор) повернули в открытое море. А мы (БПК «Свирепый» - автор), развернувшись, пошли к входу в родную гавань.

На пределе видимости, чувствительности фотоплёнки и моего (нашего общего) терпения я всё же сумел сделать крайние (последние) кадры нашей первой БС – боевой службы. Впереди сквозь туманную дождливую дымку в корабельный перископический визир уже просматривалась тонкая береговая черта Балтийска, выступы северного и южного молов. Справа, у южного мола косо «торчала» ферма большого плавкрана, а слева – еле-еле виднелись городские постройки и . Это была та самая «Земля», которую мечтают увидеть все моряки…

На фотоиллюстрации: Понедельник 15 октября 1973 года 18:00. БПК «Свирепый» подходит к Балтийской военно-морской базе «Балтийск». Впереди створ канала с северным и южным молами. Справа косая ферма самоходного плавучего крана отряда вспомогательных судов ВМБ Балтийск. В составе отряда: танкеры и транспорты, морские и рейдовые буксиры, самоходные плавучие краны, суда физических полей и размагничивания, паром, пассажирские катера и мусоросборщики. Как же мы были рады видеть этот пейзаж! Только сейчас в этой вечерней холодной хмари и мороси мы поняли, что это всё, вот теперь действительно всё! Наша первая БС (боевая служба) закончилась… 


Рецензии