Есенин без вранья...

Есенин без вранья...
Пётр Антропов
28 декабря 1925 года трагически
оборвалась жизнь гениального
русского поэта Сергея ЕСЕНИНА.
            
            
                Большое видится на расстоянье.
                С. Есенин
               
                Любимый  «враг народа»

     Мое первое знакомство с Есениным,  было  неожиданным и удивительным. Точнее, вначале я познакомился с его стихами. Это было эдак лет сорок назад. Старший брат, приехавший из армии на побывку  с Дальнего Востока в нашу маленькую латгальскую деревеньку,  бесхитростно читал матери  незнакомые доселе стихи:
Ты жива, еще моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой,
Тот вечерний несказанный свет...
    И было в них что-то удивительное, теплое и щемящее душу. И мне казалось, что это он написал их для нашей матери. А когда  стал его позже расспрашивать брата,  не он ли автор, он потрепал меня по плечу и с грустью ответил:
     -Нет, брат, не я. Куда мне до него. Это- ЕСЕНИН.
     Вот так  паренек их провинциальной Латгалии впервые был очарован  поэтом, которого  только-только начинали  открывать не только в Латвии, но и в новой советской России. И не знаю, как бы сложилось дальше мое отношение к Есенину, если бы у меня тогда была возможность взять в библиотеке сборник его стихов или распросить учителя литературы о том, что это за поэт такой Есенин.
     Но учитель мне сказал: «В программе такого поэта у нас нет, я и такой фамилии не слышал. Наверно, какой-то непризнанный  российский рифмоплет-самоучка.»
     А в библиотеке меня и вовсе огорчили: «Никакого Есенина у нас не было и не ожидаем. Может быть, вам что-то другое предложить?»
      Другое меня почему-то не интересовало. Вот я и стал упрямо допытываться, что это за такой поэт, который пишет такие удивительные стихи и которого никто не знает в Латвии. Каких только домыслов я не наслышался  тогда о Есенине.
     -Это враг народа и сын кулака,-на полном серьезе убеждал меня школьный сторож- Мне об этом один партиец рассказывал.
      -Пьяница и бабник, вот кто твой Есенин,- рассказывал заезжий лектор.- С такими нам не по пути. Читай лучше Маяковского.
       Однако от одного соседа, ветерана, прошедшего всю войну, я услышал и другое: « Не верь им, сынок. Это- совесть народная. Так нам политрук говорил. А он сам из Рязани, значит,  земляк Сергея Есенина. Он нам такие стихи читал- всю душу переворачивали. По ним мы учились любить и понимать Россию. Я вот по памяти парочку записал, возьми, почитай, только никому не показывай, а то в переплет можешь попасть.»
     Сегодня во все это трудно поверить, но даже в конце пятидесятых годов такое отношение к  Есенину было вполне закономерно.  Тридцать лет замалчивания, прошедшие после его смерти, односторонняя партийная трактовка поэзии и самой личности Есенина не прошли зря. Одни шарахались от него, как от прокаженного, другие беззаветно любили этого необычного «врага народа».
     Неудивительно и то,  что тогда в библиотеках не было ни стихов Есенина, ни книг о нем. Их тогда просто не издавали.  А читать его стихи публично было рискованно- могли из комсомола или из партии исключить как политически неграмотного.
      Но запретный плод всегда слаще. И поэтому не случайно, что стихи его ходили в народе в корявых рукописях, передавались из уст в уста и доходили даже до Латвии. Уже и тогда его стихи редко кого оставляли равнодушным.
      Именно они подтолкнули и меня самого взяться за перо и попробовать свои способности в стихотворчестве. К своему счастью, я вскоре понял, что не каждому дано быть Есениным, как бы он не старался. Правда, писать стихи совсем не бросил и как-то даже участвовал в семинаре молодых поэтов, который проводил Союз писателей Латвии. Там меня беспощадно раскритиковали за  «подражание Есенину». И хотя для меня это была лучшая похвала, я  с тех пор стал реже писать стихи. Ведь если Есенин в одном из своих стихотворений сказал «И без меня хватает в мире дряни...», то что было говорить мне о моих скромных попытках
    Уже позже мне стали говорить, что мои стихи чем-то напоминают есенинские. А один поклонник даже предложил  такое объяснение моего увлечения Есениным, есенинских мотивов и даже внешности,
поскольку в молодости в моем внешнем облике проскальзывало что-то есенинское.
- Ты же точно не знаешь откуда бежали триста лет назад в Латвию из России твои предки-староверы, -говорил он.- А может, из Рязанской губернии? И представь себе: твои пра-пра-предки  были в родстве с пра-пра-предками Есенина. Вот в тебе и дает знать блуждающий ген.
    Пусть это остается на совести исследователя любители. Хотя чего не бывает. Так, например, в тридцати километрах от нашей деревеньки свою юность провела Галина Бениславская, самая преданная поклонница Сергея Есенина. Но одно можно сказать точно. Творчество и жизнь Сергея Есенина вольно или невольно отложило свой отпечаток и на мои стихи и многие поступки.


                Последняя  надежда  Геббельса
 
       Желание разобраться в том, кем же был в действительности Есенин как человек, как личность, что двигало им в те  не менее сложные годы  оказалось куда сильнее. Уж больно хотелось восстановить историческую справедливость по отношению к любимому поэту. Признаюсь честно, одно время даже мечтал написать книгу о нем для серии «Жизнь замечательных людей».
   Вот и я стал ездить на родину поэта в село Константиново, встречаться с его земляками и близкими, открывать для себя подлинного Есенина, собирать и анализировать всевозможные публикации  о нем, которых становилось все больше и  больше.
Появились они и в Латвии. В 1959 году свою дипломную работу «лирический герой Есенина» Защитил студент Латвийского государственного университета Юрий Митин, ставший позже известным журналистом. В Даугавпилсе целый цикл статей о Сергее Есенина подготовил профессор Эдуард Мекш, с которым мне довелось познакомиться на родине Есенина.   
 Мне довелось неоднократно общаться  с сестрами Есенина - Екатериной и Шурой, с его дочерью Татьяной и сыном Константином, с прославленной Шаганэ, не раз бывать в гостях у Августы Миклашевской, которой Есенин посвятил цикл стихов «Москва кабацкая», беседовать с близким товарищем Есенина Рюриком Ивневым, с Ильей Шнейдером, который руководил студией Айседоры Дункан, с Надеждой Вольпин, матерью Александра Есенина-Вольпина, который жил в США, и многими другими современниками поэта.
       Естественно, у каждого из них свой взгляд на жизнь и творчество Сергея Есенина,свои пристрастия. Но их рассказы невольно открывали для меня все новые черточки в облике любимого поэта.
      Вначале меня удивляло то, как охотно и откровенно они делились своими впечатлениями о встречах с Есениным с каким-то провинциальным журналистом. Но постепенно понял, что долгое время их не баловала своим вниманием журналистская братия. Да и журналист из Латвии, по российским меркам, был почти что из-за границы. Некоторых из них мой интерес даже умилял: «Смотри, даже в  Латвии интересуются Есениным».
     А как оказалось,  и в Латвии немало связано с жизнью и творчеством Сергея Есенина. Еще в 1915 году Есенин писал своему другу Анатолию Мариенгофу ( автор «Романа без вранья) :
 «Говори им, что еду в Ригу бочки катать. Жрать, мол, нечего. А в Петербург загляну на денек, на два, пока моя партия грузчиков подберется».
     Но жизнь сложилась так, что Есенину не довелось стать грузчиком и работать в Риге. Правда, позже в августе 1923 он все же побывал в ней проездом, когда возвращался в Россию из Парижа.
     А вот  сын Есенина участвовал в  освобождении от фашистов.  В освобожденной Лиепае комсоргу Косте Есенину  вручили орден Красной Звезды.
          В Резекненском районе в местечке Рикополь, провела свои девичьи годы Галина Бениславская, которую удочерил  латвийский врач Артур Бениславскийюи которая много доброго сделала для Сергея Есенина.      
      В Риге впервые в годы Великой Отечественной войны были изданы  и стихи Сергея Есенина на русском языке. Правда, готовили их к печати не рижские подпольщики, а... пособники немецких оккупантов. Готовили по заданию Геббельса, советники которого считали, что стихи Есенина предвещают гибель России и их распространение среди красноармейцев будет способствовать росту среди них пораженческих настроений. Вот уж поистине- свой среди чужих, чужой среди своих.
       И это далеко не единственная историческая несправедливость, которая выпала на долю великого русского поэта. Я подчеркиваю «великого». Сейчас, когда завершился ХХ век, особенно ясно стало, что рядом с ним в современной русской поэзии и поставить некого. Если в ХIХ веке тон поэзии  по праву  задавал Пушкин, то в ХХ веке-Есенин. Это все чаще признают и поэты и литературоведы.
      И чем яснее я осознавал величие и глубину его поэзии, тем больше меня мучили сомнения, а готов ли сказать что-то новое, свое о загадках жизни  и бессмертия, таланта и любви Есенина?
     Тем более, что в 1995 году,  к 100- летию со дня рождения  Есенина вышла книга о нем в серии «Жизнь замечательных людей». Ее написал известный поэт и писатель Станислав Куняев. И хорошо написал, с любовью и уважением к многострадальному певцу России. Но в чем-то с ним можно и сегодня поспорить, в чем-то дополнить. Ведь истина лежит не посередине, а она всегда где-то рядом. Где-то рядом с легендой, которую вольно или невольно создают о поэтах время и люди.
               
                Тайна сия велика есть...
   
      Кого из нас не мучил вопрос, почему одни люди  рождаются , или точнее говоря, становятся сапожниками, а другие поэтами? Почему они рождаются  именно в этом месте, а не каком-то другом? Почему они рождаются именно в это время, а не какое-то другое?
   Ни на один из этих вопросов даже современная наука пока не дала точного ответа, кроме ссылок на теорию вероятностей.
   До сих об этом можно лишь сказать словами апостола Павла: «Тайна сия велика есть...». Точно так  можно ответить и на вопросы, для чего родился Сергей Есенин в селе Константиново Рязанской губернии на исходе ХIХ века.
     Эти вопросы мучили и самого Сергея, который в одном из стихотворений спрашивает сам себя: «Кто я? Что Я?».
     На эти вопросы пытался найти ответ и его отец Александр Никитович Есенин, который как-то озадаченно отозвался о своем сыне: « Он не такой, как мы. Он Бог его знает кто».
      Действительно, когда сталкиваешься с таким талантом, который появился невесть где, в обычной семье, в глухой провинции, то невольно приходишь к выводу, что на то был божий промысел.
    Наверно,  не случайно это отмечает и А. Соложеницын после своего первого приезда в Константиново:
   - «Я иду по деревне, каких много в России, где и сейчас заняты хлебом, наживой, честолюбием перед соседями и волнуюсь: небесный огонь когда-то опалил эту окрестность и еще обжигает мне щеки сегодня.
    Какой слиток таланта метнул Творец сюда в эту избу, в сердце деревенского парня, чтобы тот, потрясенный, нашел столько материала для красоты- у печи, в хлеву, на гумне, за околицей, красоты, которые тысячу лет люди топчут ногами и не замечают».
     Вот и я думаю, что Есенин появился не случайно в то смутное и тяжелое время, когда по России прокатилось три войны и три революции.  Пришел, чтобы хоть немного согреть ожесточившиеся сердца людей, сделать их  добрее и  отзывщивее на чужое горе и беду.
    Он это чувствовал это и сам. Не случайно в одном разговоре выразился так: « А я что? Я- божья дудка. И мне положено дудеть...»
   
               
                Загадки и мифы любви

    Есть два расхожих мифа о любви Есенина. Один говорит о том, что в творчестве поэта преобладает любовная лирика, второй приписывает ему славу русского Дон- Жуана.
       Первый из них оспорить совсем несложно. Стоит на досуге хотя бы механически пересчитать любовные стихи и стихи, проникнутые любовью к родине, березкам, полям и «братьям нашим меньшим», то окажется, что вторых намного больше. Правда, этот феномен некоторые литературоведы пытаются опровергнуть с помощью Фрейда. Мол, эти стихи сублимированы из безответной любви Есенина к к какой-то из женщин.
    Не верю. Сужу не только по мнению современников Есенина, но и по собственному опыту. Мне тоже не раз доводилось страдать из-за безответной любви. Но в такие минуты меня почему-то не тянуло писать ни о березах, ни о рябинах ни о прочих представителях флоры или фауны.
     Да и сам Есенин, которого трудно заподозрить в неискренности,  очень четко определил соотношение любовной и гражданственной лирики. «Моя лирика,- писал он,- жива одной  большой любовью к Родине. Чувство Родины- основное в моем творчестве».
     Если подумать, то несложно и понять, почему мнение некоторых любителей музы Есенина расходится с мнением самого поэта. Им просто  больше нравится любовная лирика, они ее лучше знают и недооценивают стихи, наполненные другой любовью, любовью к родному краю, к России.
      Сложнее обстоят дела с другим мифом. Действительно, на первый взгляд, кажется, что Есенину свойственно какое-то поверхностное, легкомысленное отношение к женщинам, которые вошли  в его жизнь, в его стихи. Он и сам порой дает повод так думать, когда пишет:
Может, поздно, может, слишком рано,
И о чем не думал много лет,
Походить я стал на Дон-Жуана,
Как заправский ветреный поэт.
      А кое-кому нравится считать количество его жен и любовниц. Хотя их, если  быть до конца честным, было не столь много. Мы их всех, пожалуй, знаем по именам. А если сравнить Есенина с современными  «мачо» из мира творчества, то на их фоне он выглядит ангелом. И не им упрекать Есенина за то, что он постоянно старался узаконить свои отношения с теми женщинами, с которыми был близок. Это скорее следует отнести к его достоинствам, нежели недостаткам.
    Вполне можно понять и то,  почему Есенин так быстро разочаровывался в своем выборе. Человеку Есенину очень часто дурную услугу оказывал Есенин поэт. Его поэтическое воображение уже с первой встречи настолько идеализировало и поэтизировало новую избранницу, что ни одна из них не дорастала до идеала, рожденного фантазией поэта. Быт и проза жизни убивали влечение и рождали новое разочарование. Он то и дело пытался себя остановить в  бесплодных поисках идеала любимой женщины, но чувства брали верх:
Не в ладу с холодной волей
Кипяток сердечных струй.
     Над ним всю жизнь довлела нехватка любви, которой  Есенину явно не хватало в детстве. Так сложилось, что с четырех до девяти лет он рос, по сути дела, без матери и отца, с дедом. Отец подрабатывал в городе, а мать была изгнана из дома и жила вдали от сына. И хотя в этом  таилась не столько ее вина, как беда, те годы не лучшим образом сказались на характере Есенина и в зрелые годы.
      Трудное детство, лишенное материнской  ласки и отцовской заботы, не научило его любить по-земному, но зато заложило неиссякаемую потребность в любви. Он учился любви всю жизнь. Мучил себя безнадежными поисками сказочной жар-птицы. Мучил других. Обижался. Дерзил. Отчаивался. Снова влюблялся со всей страстью и мужчины и поэта. Но всегда его натура требовала еще большей любви к себе.
        И не нашлось ни одной женщины, которая бы поняла всю глубину его личной трагедии и смогла дать ему столько любви. Об этом очень верно и самокритично сказала Августа Миклашевская, одна из  несбывшихся надежд поэта:
       -Я видела, как ему трудно, как он одинок. Понимала, что виновата и я, и многие любившие его. Никто из нас не помог ему по-настоящему. Он метался. Он шел к нам. С ним было очень трудно. И мы отходили в сторону, оставляя его одного.

                Далека до истины дорога

      Долгое время существовала одна официальная версия гибели Сергея Есенина- уставший и спившийся поэт повесился 28 декабря 1925 года в Ленинграде в гостинице «Англетер». Ее сторонники расходились лишь во мнениях по поводу причин самоубийства.
      Но параллельно среди есенистов, особенно в послевоенные годы, потихоньку  стала набирать силу и другая горькая версия- Есенина убили, то ли «зиновьевцы», то ли «троцкисты», поскольку он знал что-то нехорошее о партийных вождях того времени. А сегодня этой версии уже придерживаются не только серьезные литературоведы, но и опытные следователи.
      Где же истина? Кто рискнет дать ответ на этот вопрос? И не просто ответит, но и убедительно докажет, что это было так и никак иначе? Ведь за 95 лет вокруг преждевременной гибели Есенина столько исследований и домыслов наворочено, что о них можно не один «Роман без вранья» написать. А если верна вторая версия, то  ее соавторы немало сделали  для уничтожения следов своего неблаговидного дела.
       Попробуем и мы проанализировать состоятельность этих версий. Исходя из тех материалов и свидетельств современников Есенина, которые довелось изучать, я вынужден признать, что причины для самоубийства у Есенина были. И немало.
      Время на его долю выпало сложное-три войны, три революции. Его любимая патриархальная деревня, которую он воспевал, нищала и рушилась. А в городе сытые нэпманы куражились и покровительственно похлопывали известного поэта по плечу. Партийные бонзы то и дело вцеплялись друг другу в глотки. Не отставала от них и столичная пишущая братия, завидовавшая таланту поэта из провинции.И для таланта нет ничего опаснее воинствующей  посредственности. И во всем этом пытался разобраться Есенин, который хотел быть «певцом и гражданином». И не мог, и сам признавался в этом:
С того и мучаюсь, что не пойму-
Куда несет нас рок событий.
     Очень четко общественно- политическую основу  личной драмы Есенина охарактеризовал в свое время Алексей Толстой:
«Он горел во время революции, и задохнулся в буднях. Он ушел из деревни и не пришел в город».
      Особенно сильно Есенина угнетало то, что в новой деревне его стихи были менее  популярны,  чем агитки Бедного Демьяна, и он с горечью пишет в стихотворении «Русь советская»:
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
    Подозрительно к нему, как к ненадежному попутчику, относились и власть предержащие. Им  явно не внушал доверия поэт, воспитанный кулаком. Таким называли его зажиточного деда.  Есенин дважды пытался вступить в ряды ВКП(б) и обе попытки закончились неудачно. Поэтому нетрудно понять обиду поэта, когда он писал:
   « Самые лучшие поклонники нашей поэзии- проститутки и бандиты. С ними мы в большой дружбе. Коммунисты нас не понимают по недоразумению».
      Власти не понимали. Поэты завидовали его популярности в столице  среди богемы.  Непрошеные друзья поили вином, а женщины, образно говоря, пили его кровь. Семейная жизнь не складывалась. У деревенского парня, привыкшего к домашнему уюту, не было даже постоянной крыши над головой. Отели, квартиры знакомых, любимых и любовниц слились в бесконечную череду  бесприютности. Негде было даже побыть одному, преклонить голову, набраться новых сил.
      Он и сам признается в этом: «Живу я как-то по-бивуачному, без приюта и пристанища, потому что домой стали ходить и беспокоить разные бездельники. Им видите ли приятно выпить со мной. Я не знаю, как отделаться от этого головотяпства, а прожигать свою жизнь стало совестно и жалко».
      Обратите внимание  на эти два последних слова- «совестно и жалко». Это отблески того внутреннего огня, который сжигал Есенина изнутри , это боль его совести и души. Не случайно он так пронзительно задает в своих стихах вопрос: «Неужель под душой падаешь, как под ношей?». Задает в стихах и отвечает драмой  жизни, о которой  очень ярко сказал после смерти Есенина Иосиф  Уткин:
Есть ужас бездорожья-
И в нем конец коню.
И я тебя, Сережа,
Ни капли не виню.
Бунтующий и шалый,
Ты выкипел до дна...
 Кому нужны бокалы,
 Бокалы без вина?
Шумит, цветет отчизна,
Но ты не хочешь петь...
И кроме права жизни,
Есть право умереть.
    - А как же вторая версия об убийстве?- спросите вы.- Если признать, что Есенин сам наложил на себя руки, то для нее нет оснований?
   Простите, но я нигде не утверждал, что поэт покончил с собой. Он в силу разных причин мог сделать это, он шел к этому , писал об этом:
-В зеленый вечер под окном
На рукаве своем повешусь...
 Может быть, ему и удалось преодолеть кризис тридцатилетнего возраста. Ведь, судя по мнению многих современников, он в декабре 1925 года ехал в Ленинград не умирать, а начинать новую жизнь. Ему помешали. Ему явно помогли уйти в мир иной. Этому становится все больше явных и неявных свидетельств.
       Чего-чего, а врагов у него хватало и в партийных верхах, и в ОГПУ. Уж больно беспокойным и несговорчивым был поэт с замашками хулигана. Правда, за это просто могли подвести под тюрьму или расстрел. Время было смутное и жестокое. Но почему-то его не стали арестовывать, а имитировали, как считают авторы ряда исследований, самоубийство через повешение. Благо жизнь поэта давала богатую почву предполагать подобный исход. Значит, кто-то очень влиятельный не хотел шума и открытого следствия.
      Есть весьма убедительная версия, утверждающая, что этим «кто-то» был соратник  первого лица в Ленинграде Григория Зиновьева- председатель Совета Труда и Обороны Лев Каменев. Они в декабре 1925 года готовили очередную схватку со Сталиным за командные высоты. И по какому-то стечению обстоятельств в руки Есенина попала восторженная телеграмма Каменева, отправленная им в 1917  году в адрес брата царя. Ее оглашение в тот момент могло серьезно ослабить позиции  Каменева и Зиновьева в борьбе со Сталиным.
      Есенин перед отъездом в Ленинград сам проболтался о наличии у него телеграммы одному знакомому, который, как выяснилось позже, был связан с ОГПУ. А дальше начинается цепочка предположений о том, как было разыграно самоубийство Есенина.
     Их можно и оспаривать. Но абсолютно достоверно доказано, что перед смертью Есенин был кем-то избит. В его номере видны явные следы обыска. Ряд его вещей и бумаг бесследно пропали. Осмотр места предполагаемого самоубийства и следствие были проведены из рук плохо. Гостиница «Англетер» в то время являлась своеобразной  опорной точкой ОГПУ, в которой жили ее сотрудники, и приезд в нее Есенина даже не был зарегистрирован. Еще не закончилось следствие, как по газетам прокатилась волна некрологов о самоубийстве Есенина. И тон им задал Троцкий.
      Но на этом таинственные и трудно объяснимые события , связанные с так называемым самоубийством поэта, не закончилось. Через некоторое время и даже годы при странных обстоятельствах погибли или были расстреляны все, кто  участвовал в следствии или выступал свидетелем на нем.
 Зверски была убита и жена Есенина Зинаида Райх, которая, видимо, что-то тоже знала о подоплеке этого зловещего ленинградского дела. Она писала письмо Сталину и требовала нового расследования причин смерти Сергея Есенина.
  О чем-то догадывалась и мать Есенина. Не случайно она в день похорон заказала по сыну панихиду. А верующие, как известно, самоубийц  не отпевают.
      Вот и судите, какая из версий вернее. Я думаю, что  еще долго будет существовать и та, и другая. Может быть, появится и какая-то новая. Уж больно далека порой дорога до истины. Многое унесли в Лету и три десятка лет замалчивания  самого талантливого поэта советской России.
     Несомненно и то, что со временем мы узнаем много нового о жизни и смерти, о творчестве  Сергея Есенина. На смену есенистам старшего поколения  придут новые любители и почитатели его творчества.
 Они тоже будут искать ответы на загадки жизни и смерти поэта. Они будут, наверно, более умело открывать Есенина для себя и своих современников. И их оценки, думаю, будут строже и точнее. Ибо, как сказал Есенин- «Большое видится на расстоянье».
   
  Мы знаем все, не зная ничего...

    И вот прошло 94 года с тех пор, как трагически ушел из жизни Сергей Есенин.  Периоды замалчивания сменялись периодами восхваления, застои переходили в перестройки, а имя и стихи  прославленного русского поэта, как прежде, продолжали волновать умы и души людей. Они и сегодня волнуют наших современников и порождают все новые споры о неувядаемости его поэзии, о причинах преждевременной гибели.
      Нового масла в огонь подлил кинофильм-биография «Сергей Есенин», в котором роль поэта сыграл Сергей Безруков. Он несомненно, привлек внимание  многих новых поклонников  к трагической фигуре поэта, но показал его весьма поверхностно и однобоко. Перед нами предстал весьма обаятельный пьяница, хулиган и бабник. И было трудно понять, когда же и как он писал такие чудные стихи.
      К счастью, до этого и в это время появилось намало новых  серьезных исследований творчества и биографии поэта, которые  представляют в другом свете сложную и противоречивую натуру Сергея Есенина, особенности его творчества.
   Меня, например до глубины души тронули статьи директора Московского государственного музея Сергея Есенина, кандидата филологических наук Светланы Шетраковой, которая  верно подметила в творчестве поэта космические мотивы. Не только подметила, но и привезла в Ригу выставку «О Русь, взмахни крылами!», на которой вполне логично соседствовали Юрий Гагарин и Сергей Есенин.
    Она убедительно напомнила, что первые стихи, которые прозвучали в космосе , были стихи Есенина — его  «Капитан Земли». И это Сергей Есенин задолго до космических полетов в своей работе «Ключи Марии» писал: « Человек есть чаша космических обособленностей и наступит время, когда опрокинутость земли сольется с опрокинутостью неба».
    Время нанесло сеьезный удар и по негативным оценкам поэзии Сергея Есенина. Сегодня даже трудно поверить, что Марина Цветаева могла написать: «Но ничего русской поэзии Есенин не дал. Нельзя же считать вкладом в нее «Исповедь хулигана» или смехотворного «Пугачева». Безотносительно же — это до крайности скудная поэзия, жалкая и беспомощная».
    Ну что тут сказать.Может быть и сегодня есть эстеты, которые разделяют это мнение Цветаевой. Но для миллионов читателей и сегодня любимый поэт и его произведения даже в наше меркантильное время не залеживаются на полках даже у нас в Латвии. Более того, недавно латвийское издательство «Zvaigzne» издало симпатичный сборничек стихов Есенина... на русском языке. Издало потому что, как пояснили маркетологи, «на него спрос есть».
      Прошло больше полвека с тех пор, когда я впервые услышал стихи Сергея Есенина. Но они, как и раньше, волнуют душу. И как прежде,  в них для меня есть что-то необычное и удивительное, а может быть, волшебное. Я как и раньше стараюсь, чтобы и в моих стихах было больше нежности, откровенности, образности. Как и прежде, я учусь у Есенина,. Правда, увы, без его разрешения и без особого успеха. Об этом и признаюсь  в своих стихах:
Я писал, я приблизиться пробовал,
Я хотел на него походить.
И любить этот мир по-осмобому,
По-есенински верить и жить.
Только жизнь по-другому сложилась,
Я ее по другому сложил,
И другие стихи у меня получились,
И не так, я, наверно, любил.
Мне уже не прославить Латгалию,
Не воспеть ее чудную рожь,
Но хочу, чтоб Есенина знала
И в Латгалии молодежь.
     Время медленно, но верно склоняет чашу весов пользу мнения о том, что Есенин не сам ушел из жизни. Что ему «помогли». Одна из версий и даже, на мой взгляд,. вполне правдоподобна отражена и в фильме «Сергей Есенин».
      Требует тщательного анализа и заявление бывшего чекиста Николая Леонтьева, который заявил: «Я вот этой рукой застрелил Есенина».
       Но, как и раньше это только версии.  И даже, если когда-то через годы мы узнаем, что это так  и было, у нас не будет однозначных ответов на вопрос «Почему?».
        И не случайно в одном из своих стихотворений Евгений Евтушенко сказал:
И про отца родного своего
Мы знаем все, не зная ничего.
        Мы тоже о своих отцах знаем многое, знаем что они делали, как поступали  втой или иной ситуации, но только предполагаем, почему они действовали именно так, а не иначе.
        Подобное происходит с нашей оценкой жизни и творчества Сергея Есенина. Мы узнаем о нем все больше. Он становитсся нам все ближе и понятнее. У нас появляются все новые версии. Но истина и в впредь останется с ним.
                Петр АНТРОПОВ


Рецензии
Добрый день, уважаемый Пётр.
Благодарна за статью о Сергее Александровиче Есенине.
Воистину не только велик, но и гениален.
Любить Россию и воспевать её как Есенин-никто не сможет.
Он сын Руси, её певец, её гусляр.
Мне тоже больше нравятся стихи о Родине, о деревнях и пашнях, о снегах и березках.
Это наше-русское , родное.
До самого донышка души проникают.
И кто бы, чтобы ни говорил- Россия его помнит, и народ любит, и звучат великолепные песни на его душевные стихи, а клён и Константиново стали есенинской визитной карточкой.
Ещё раз огромное спасибо.
С искренним уважением,

Варвара Сотникова   24.12.2023 16:10     Заявить о нарушении
Спасибо! У вас чуткая душа...

Пётр Антропов   30.12.2023 18:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.