Букет каменьев. Часть 1. Мрачный вихрь. Глава 11

         Глава 11. Кто скрывался в снежном вихре


         На четвёртый день после поминального торжества армия Королей гномов под командованием Трора-второго выступила в поход, чтобы отвоевать Морию. Караван телег, на которые сгрузили всё имущество, оружие и провиант, двигался по долине между Великой рекой Андуин и Мглистыми горами. Весь день погода была солнечной, морозной и тихой. Знать пяти гномьих родов вместе с Королями и Радагаст шли пешком наравне со всеми воинами, что несколько смущало хоббитов, которые ехали на повозке устланной сеном. К исходу первого дня пути обоз остановился на ночлег в распадке между отрогами Мглистых гор. Пока Радагаст о чём-то беседовал с Королями, хоббиты успели развести костёр и начали готовить ужин. Лёгкий ветерок отгонял дым на юго-восток. Кусочки мяса скварчали на огне, возбуждая у невысокликов волчий аппетит. Но тут подошёл маг.

        – Тушите костёр. Ужин откладывается, – поглядывая на небо, вещал Радагаст.

        – В чём дело? Зачем гномы строят баррикаду из повозок? Мы ждём нападения? – растерянно осматриваясь, спросил Бад.

        – Я узнал это место, – сказал маг. – Оно приснилось мне в пещерном тупике.

        – Вещий сон? – поинтересовался Грэн.

        – Именно так. Бадди, вложи мою сумку в свой мешок. Собирайте вещи и бегом в лесок. Скоро начнётся буря. Она сойдёт с вершин Троллистого плато.

        Маг достал свой жезл, а сумку отдал Дубоногу.

        Тем временем с северо-запада по небу, проглатывая звёзды, наползала серая пелена, усилился ветер. Темнота сгущалась. Надвинулись тучи, и посыпался колючий снег. Гномы загнали в ущелье всех лошадок. Узкую часть распадка между двумя длинными лапами горы бородачи отгородили от остальной долины плотными рядами повозок. Скрепив телеги между собой верёвками, они спрятались за эту загородку и под неё.

        Снег посыпался ещё гуще, когда к свисту и завыванию ветра добавился нарастающий гул. Северо-западный ветер закрутил непроглядную метель. Из скального лабиринта Троллистого плато по склонам Мглистых гор в долину спускался жуткий серый смерч. Под его напором кроны деревьев, росших в узкой долине между скалами, согнулись, как натянутые до предела огромные луки. Со страшным треском ломались ветки и верхушки деревьев.

         Хоббиты забились в щель между скалой и высокой раскидистой сосной с толстым стволом. Бад, стоя на коленях, прижимал свой заплечный мешок к корням дерева. Маг, повернувшись лицом к надвигающемуся ненастью, на краю лесочка спокойно ждал, когда ужасная воронка приблизится.

        В глубине ущелья дико ржали кони. Толпа возничих едва сдерживала взбесившихся животных. Хоббитов охватили отчаянье и ужас. Им трудно было дышать. Ураганный ветер залеплял лица и рты невысокликов горстями снега. Дубоног не смог удержаться. Сухой сучёк, за который он ухватился, сломался, и буран поволок хоббита вверх по склону отрога вместе с мешком. Грэн и Свэн успели схватиться только за мешок. На несколько мгновений они оторвались от земли, но сумели удержать рюкзак, а Бад, разжав кисть руки, исчез в ужасной круговерти смерча. Гномы вцепились в загородку из телег. Стремительный воздушный поток яростно рвал полы плаща мага. Капюшон за его плечами превратился в парус. Радагаст, наклонившись вперёд, воздел руку с магическим скипетром вверх и, громко произнося какие-то слова, направил его на огромную грязную, как казалось очевидцам, воронку. Смерч слегка отклонился в сторону и прошёл мимо него, обрушив свой гнев на телеги. В воздухе завертелось сено вперемешку со снегом, мешками и палатками гномов. Большие обломанные ветки вращались в мрачном вихре, придавая ему облик многорукого существа неимоверной силы.

        Ужасающее зрелище продолжалось не более четверти часа. Вырвавшись на равнину, мрачная воронка слегка уменьшилась в размерах и, разбрасывая всё, что сумела в себя вобрать, устремилась на юг. Ветер стал стихать, завывание метели и гул прекратились.

        – Бад пропал! – выбегая из леса, в ужасе широко раскрыв глаза, орал Грэн.

        – Его утащил смерч! – чуть не плача, крикнул, бежавший сзади, Свэн. 

        Хоббиты помчались догонять смерч. Радагаст остановил их возгласом:

        – Стойте! Нам его не догнать! И совладать с ним мы сейчас не сможем!

        – Что же делать?! Надо как-то спасать Бада! – Всё ещё глядя вслед мрачному вихрю, выпалил Грэн.

        Маг, склонив голову, помолчал несколько мгновений и произнёс:

        – Мы не сможем ему помочь. Надеюсь, что в скором времени Саурон выбросит Дубонога, как не нужную вещь. Теперь все мы в большой опасности.

        – Это был Саурон?! Что он может сделать с Бадом? – спросил Грэн.

        – Всё, что ему угодно, – нахмурив кустистые брови, бормотал себе в бороду Радагаст. – И, прежде всего, выведать нашу главную тайну. Очевидно, вы слишком рано меня разбудили в том тупике. Я не успел узнать самое главное – концовку вещего сна. Где мешок Дубонога?!

        – Вещи? Они-то там, в лесу, а вот Бад улетел, – всхлипув, сказал Свэн. – Надо сейчас же идти за смерчем и искать Дубонога!

        – Нет. Это бесполезно. Он не выпустит его из своих когтей, пока не допросит, а потом…– задумавшись, Радагаст замолчал.

        – Что потом?! – направив в лицо мага встревоженный, изучающий взгляд, спросил Грэн.

        – Узнаем позже, – тяжело вздохнув, молвил маг, – давайте вернёмся на стоянку.

        Удручённо согнув спины и опустив, опутанные печальными думами, головы, они поплелись к лесочку.

        Погода постепенно успокоилась. Небо расчистилось от туч, и купол над головами снова засверкал бриллиантами звёзд. Мороз, пытаясь согреться, начал забираться под плащи и куртки хоббитов, а они, не замечая этого и погрузившись в горестные думы, молча сидели на стволе упавшего дерева.

         Первым вернулся к реальности Радагаст. Он растормошил невысокликов и предложил развести огонь. Лагерь ещё долго гудел и копошился, как улей. Гномы собирали всё, что разбросал смерч.

        Тем временем мрачный вихрь по имени Саурон торопился к перевалу в Мглистых горах, по которому пролегал Большой Восточный тракт. Смерч вращал Дубонога с неистовой силой, до тошноты, затуманивая сознание и не давая родиться в его голове хоть одной мысли. Баду казалось, что ещё немного, и его нутро вывернется на изнанку. В этот момент невысоклик вдруг ощутил замедление, он будто повис внутри воронки, вращающейся с бешеной скоростью. Перед его помутившимся взором возникли очертания большой головы с, горящими пламенем ненависти, глазами.

        – Хоббит… снова проклятый хоббит, – пробился в сознание Бада низкий, словно потусторонний мерзкий голос. – Кто ты, зачем ходишь с гномами и магом? Отвечай, пока я не начал рвать тебя на куски!

        Дубоног твёрдо решил молчать, но вдруг, не понимая, как это может быть, услышал собственный голос.

        – Меня зовут Бадди Дубоног. Я помогал гномам в войне с орками. – Звучало в голове невысоклика.

        – Зачем тебе эта война?! – прогремел в голове хоббита зловещий вопрос.

        Бад с силой стиснул зубы и даже закрыл глаза, стараясь не произнести больше ни слова, но тут же услышал собственный ответ:

        – Я думал, что так отведу беду от своей родины.

        – А-а-ха-ха-ха-ха-а-а! – взорвался в голове Дубонога подавляющий, душераздирающий гомерический смех неимоверной силы. Невысоклику на миг показалось, что сейчас лопнут его барабанные перепонки, и он оглохнет. – Он думал! Я отучу вас не только думать, но и дышать! Скоро я доберусь до вашего Шира! А сейчас ты расскажешь мне всё, что знаешь о маге!

        Бад ощутил, как в его тело всё сильнее кинжалами впиваются ледяные замогильные когти. Его сердце вот-вот готово было превратиться в холодный камень. Невысоклик снова услышал свой голос:

        – Он лекарь, знаток природы, трав и минералов. Волшебством он превратил нашу комнату в зелёную лесную поляну.

        – Это я знаю и без тебя! – Взревел голос Саурона в голове Бада. – Тайну! Говори Тайну!

        – Камни… камни, – услышал свой собственный сдавленный голос Дубоног. Бад снова закрутился, завертелся внутри ужасного смерча. Он не мог сообразить, сколько всё это продолжается, его мысли сковал метрвецкий холод, и сознание померкло.

 

        Двадцатого декабря, дойдя до Большого Восточного тракта, войско гномов остановилось в замешательстве. Перевал утопал в снегу до самых вершин.

        – Вот так сюрприз, – удивлённо глянув на Радагаста, произнёс Грэн. – Похоже, что здесь выпал весь снег, положенный по норме на всю зиму для всего Средиземья.

        – Это можно было предположить, – изрёк Радагаст. – Ведь после бурана, устроенного в ущелье, Саурон направился на юг. Надо отыскать вход в пещеры.

        – Искать не придётся, – заверил Король Флоин. – После изгнания орков из окрестностей перевала нам известна каждая лазейка. Проводник выведет вас на западный склон гор.

        – Тогда не мешкая – в путь. Время не терпит. Будьте бдительны, особенно по ночам. Продвигайтесь осторожно. Без разведки не делайте ни шага. У меня нет сомнений, что оркам Мории уже всё известно о вашем походе, – советовал Королю Трору Радагаст.

        Далеко за Мглистыми горами занимался рассвет, а на западной стороне хребта маг и хоббиты, пройдя по лабиринту подземелья, только вошли в долину. На горизонте, у опушки леса на белом просторе чёрным пятном выделялся посёлок Подолесье.

        – Здешний народ любит поспать подольше. До сих пор ни один дымок не поднялся в небо, – обратил внимание Грэн.

        – Это странно и подозрительно…– встревожено сосредоточив взгляд, молвил Радагаст. – Надо поспешать.

        Маг широким шагом направился к посёлку.

        – Куда уж быстрее? Мы и так еле за тобой поспеваем, – пыхтел сзади Свэн.

        – О, прошу прощения, дорогие друзья. Столько мыслей в голове копошится. Я совсем забыл, что вы ещё не до конца излечились, – приложив руку к груди, замер и молвил маг. – Но сейчас не время устраивать привал. Возьмём в посёлке повозку, тогда отдохнёте и отоспитесь.

        – Да, мы ничего… уже готовы в бой, – произнёс Грэн. – В Подолесье нас ждёт горячий завтрак. Эта мысль придаст нам сил, правда, Свэн?

        Норкинс, поправляя мешок за спиной, только кивнул.

        – Вот и прекрасно. Тогда не будем терять времени, – маг отвернулся и зашагал дальше.

        Чем ближе они подходили к посёлку, тем, почему-то тревожней становилось на душе. Вот уже и ограда отчётливо видна. Частокол местами сильно накренился, а кое-где и вовсе лежал на снегу. Сторожевой вышки не было видно совсем.

        – Орки на них напали, что ли? – терялся в догадках Грэн, проходя мимо башен, между которыми раньше были ворота.

        Перед путниками предстала картина жуткого разорения и полного хаоса. Кровли на полуразрушенных, покосившихся и местами обгоревших избах отсутствовали полностью. Неприятно щекотал нос запах гари. Кругом валялись превращённые кем-то в хлам вещи, а посреди посёлка возвышался свеженасыпанный холмик земли.   

        – Вероятней всего, мы не найдём здесь ни повозки, ни кусочка хлеба, – произнёс Норкинс.

        – Эту беду принёс Саурон, – остановившись перед захоронением, вещал Радагаст. – Он сам сделал то, что должны были выполнить орки. Уничтожил посёлок и закрыл перевал, по крайней мере, до весны. Побудьте здесь. Мне необходимо на некоторое время уединиться. 

        Маг погрузился в свои мысли и неторопливой походкой согбенного под тяжестью лет старца направился к привратным башням посёлка. Хоббиты постояли перед общей могилой, повздыхали и стали крутить носами во все стороны света.

        – Что, так и будем здесь стоять и мёрзнуть? – шмыгнув носом, спросил Грэн.

        – Радагаст сказал, чтобы ждали его здесь, – напомнил Свэн.

        – Но он же не приковал нас цепями, как орки в пещере, – изобразив, как это должно выглядеть, сказал Тук. – Давай проведём ожидание с пользой для дела.

        – Что ты имеешь в виду? – предполагая услышать из уст Тука очередное рисковое предложение, спросил Норкинс.

        – Не бойся, Свэн, я не собираюсь заманить тебя в ужасное приключение, – уверял друга Грэн. – Давай обследуем руины посёлка. Возможно, удастся найти…

        – Клад! – съязвил Норкинс.

        – Какие-нибудь полезные вещи, которые бывшим хозяевам уже ни к чему, – печально закончил фразу Тук.

        – Холодно топтаться на одном месте, – сказал Свэн, всем своим видом показывая, что поддерживает идею Грэна. – Хорошо бы размяться.

        Хоббиты сорвались с места почти бегом и начали поиски «ценностей». Они заходили в пустующие, наполовину развалившиеся дома и сараи, залезали в погреба, если до них можно было добраться. Им, как детям, всё было интересно. В результате поисковых мероприятий разведчики подобрали и упаковали в свои заплечные мешки всякую всячину, забытую людьми. В завершение экспедиции, зайдя в одну из уцелевших конюшен, хоббиты наткнулись на телегу и небольшую кучу сена. Вдруг она зашевелась, и на свет выполз Дубоног. Его лицо было испещрено мелкими шрамами.

        – Бадди?! – подпрыгнув от радости, вскрикнул Свэн и захлопал в ладоши.

        – Ты что с неба свалился? – улыбаясь во весь рот, спросил Тук.

        – Похоже на то, – поглядывая на дыру в соломенной крыше и поглаживая шишку на голове, ответил Дубоног.

        – Ну, ты везунчик! – удивлённо качая головой, произнёс Грэн. – Вырваться из лап Саурона! Он выбросил тебя, как старую, рваную куклу?!

        – Это был Саурон?! Я начинаю вспоминать… по моим ощущениям, похоже, что так оно и было, но вначале он долго терзал меня вопросами и чуть не заморозил могильным холодом. – Почёсывая голову, бормотал Дубоног. – Я тут вторые сутки околачиваюсь, постепенно приводя мысли в порядок.

        – Почему ты тогда, перед бураном, не забросил мешок за плечи? Ты был бы тяжелее, и смерч не смог бы тебя поднять. Из-за твоей глупости, моё сердце чуть не разорвалось от горя. – Упрекал друга Свэн.

        – Я боялся за вещи мага, – виновато поглядывая на хоббитов, сказал Бад, – я мог удержаться за мешок, но отпустил руку, опасаясь, что вы не удержите мешок и он улетит вместе со мной.

        – Бестолковый хоббит по твоей милости мы от волнений постарели, наверное, лет на десять, – сказал Тук. – Забирай своё имущество. Надоело таскать его за собой.

        Хоббиты обнялись и расположились на сене. Бадди угостил друзей солениями, вареньем, глиняные горшочки с которыми он нашёл на развалинах, и невысоклики с удовольствием устроили полдник. Вдруг скрипнули ворота конюшни, и вошёл Радагаст.

        – Дубоног?! Живой?! Подойди ближе. Дай я на тебя посмотрю. Он пытал тебя? О чём спрашивал? Что ты ему рассказал? – засыпав хоббита вопросами, внимательно всматривался в его глаза маг.

        Бад поведал всё, что сумел вспомнить и, съёжившись под строгим, проникновенным взором Радагаста, ожидал своей участи.

        – Я проболтался? – глядя в глаза мага, робко спросил Дубоног.

        – Твои глаза не лгут, и это очень важно. Значит, ты не поддался влиянию Зла. Камни ты, конечно, упомянул зря, но держался молодцом. Надеюсь, что Саурон ничего не понял. Другой на твоём месте выболтал бы всё, что знал.  Оказывается вы, хоббиты, очень крепкие орешки. На этот раз нам несказанно повезло, причём дважды, – облегчённо вздохнув, грузно сел на край повозки Радагаст. – Во-первых, Саурон видимо очень торопился и поэтому его допрос был сумбурным, а во-вторых, он, конечно, поспешил избавиться от тебя. Если бы он отнёс тебя в Мордор…

        Сведя брови к переносице, маг снова погрузился в свои думы, а хоббиты, боясь помешать течению его мыслей, тихонько выжидали.   

        – Как ты нас нашёл? – не выдержав долгого молчания, поинтересовался Свэн. – Мы ждали, что ты нас позовёшь, и не торопились.

        – А торопиться надо, – очнувшись, изрёк маг и поспешно встал. – О! Прекрасная повозка и в хорошем состоянии! Она нам сейчас очень кстати!

        – Это мы её нашли, – гордо заявил Тук. – Только без лошади, она совершенно бесполезна.

        – Это дело поправимое, – с хитрым выражением лица подняв палец вверх, произнёс Маг. – Давайте выкатим её наружу.

        – Радагаст собирается запрячь в телегу тройку, – обратился к друзьям Грэн. – Тройку хоббитов.

        – Хватит и пары, – возразил маг. – Пары оленей. Только вы побудьте здесь, возле телеги, пока я побеседую с лесными друзьями.

        Пока Радагаст отсутствовал, невысоклики успели устелить повозку сеном и увидеть по одному короткому сновидению. Маг появился в сопровождении пары красивых и сильных оленей. Невысоклики, отвесив нижнюю челюсть, с умилением и восторгом рассматривали животных, а те, в свою очередь, успели сделать вывод, что хоббиты вовсе не страшные и не опасные существа. Радагаст ловко запряг оленей в телегу, и путешествие продолжилось.

        – Ехать на колёсах, конечно, приятнее, чем сбивать ноги на камнях, – рассуждал Грэн, развалившись на душистой сенной подстилке. – Но как мы переберёмся на ту сторону гор?

        – Удобство – это не главное, – погоняя оленей голосом, молвил маг. – Важна быстрота. Нам предстоит многое успеть. Поедем на юг вдоль западных склонов Мглистых гор.

        – Огласи, пожалуйста, весь список дел, – жуя сухую травинку, одним глазом глянул на Радагаста Бад.

        – Всему своё время, – сказал маг, весело глядя на блаженствующую компанию хоббитов. – Пока отдыхайте и набирайтесь сил.

        – И всё же, что нам предстоит сделать в первую очередь? – не удовлетворился ответом Свэн.

        – Сначала нужно побывать у западных Врат Мории и поглядеть, что там сейчас делается. Возможно, орки расчистили завалы и снова открыли проход. И хватит вопросов. Дайте спокойно поразмышлять, – начиная терять терпение, огрызнулся Радагаст.

        Маг, отвернувшись, тяжко вздохнул и до ужина у костра не проронил больше ни слова. Олени резво трусили по Зелёному тракту. В эту пору года его никак нельзя было назвать зелёным, но снега на дороге было совсем мало. И вообще, когда-то безлюдному, ухабистому пути, заросшему травой и кустами, теперь совсем не подходило его прежнее название. После ремонта, это была ровная, хорошо укатанная и ухоженная дорога из Минас Тирита через Роханский Проход в северную столицу королевства, город Форност.

         Ещё несколько раз солнце, завершая свой дневной маршрут, пряталось за горизонтом. Горы, как казалось хоббитам, потихоньку ползли на север. Однажды в закатных лучах путники увидели Карадрас. Сверкая белой шапкой, гора гордо возвышалась над припорошенной снегом долиной Дубаина. Грэн развлекал компанию выдержками из Красной Книги, в которых повествовалось о приключениях отряда «содружества кольца», произошедших в далёкой древности в этих местах. Особенный интерес к рассказам Тука проявлял Радагаст, поскольку очень мало участвовал в тех давних событиях.

        Утром с трудом удалось отыскать то, что осталось от дороги, проложенной когда-то от Зелёного тракта к западным Вратам Мории. Местами она сильно заросла, местами полностью разрушилась. Оставив повозку у ступенчатого водопада, по которому сбегал мелкий ручей, хоббиты и маг приблизились к западному входу в пещеры Мории. От затхлого, гнилого озера, описанного в Красной Книге, осталось только, укрытое снегом, высохшее ложе, по дну которого бежал чистый ручей. Это был исток реки Лебяжей.

        – Здесь в последний раз трудились Эльфы Высокого Рода, прежде чем уйти на Заокраинный Запад, – грустно осматривая местность, молвил Радагаст.

        – Восстанавливать Врата Мории они, как видно, не стали, – всматриваясь в развалины под отвесной каменной стеной гор, сказал Бад. – И гоблины тоже.

        – Что ж, отсюда оркам не вырваться, – сделал вывод Маг. – Вход завален надёжно. Этого нам достаточно. Едем в Исенгард.



Начало:http://proza.ru/2023/07/13/772
Предыдущая глава:http://proza.ru/2023/08/24/1106
Следующая глава:http://proza.ru/2023/08/24/1135


Рецензии