Паня

                Паня

   В пору младенчества моего брата Юрика появилась в нашем доме восемнадцатилетняя Паня. Родом из-под Смоленска. Раньше она служила домработницей в обеспеченной профессорской семье с большими претензиями, у нас, как мне кажется, она нашла гораздо больше свободы и роздыха. Простое курносое лицо, каштановые с темно-рыжим оттенком накладные косы, уложенные вокруг головы, полноватая фигура с тонкой талией. По её рассказам, она очень нравились деревенским парням. И мечтала о счастье.
 От одного из них, служившим в то время в армии, Паня получала письма с припиской «Жду ответа, как соловей лета» или «Люби меня, как я тебя». За него то она и собиралась выйти замуж. Но при условии, если он будет жить в Москве или где-то поблизости.
Письма Пане приходили на  адрес ее родственников, живших на Краснопролетарской улице.  В то время эта улица состояла в основном из одно и двухэтажных домов, Храма преподобного Пимена, здания типографии «Красный октябрь» и двух пяти - шести этажных кирпичных домов. Как-то, собираясь за письмом, Паня пригласила меня. Помню плохо освещенную узкую лестницу в подвал, тяжелую металлическую дверь в квартиру, ключ под половичком. Первое, что бросилось в глаза, крохотная комнатка, метров пять - кухня. Вторая чуть больше, сверкнувшая неожиданной
белизной свежевыпавшего снега: на кровати покрывало, на подушках, поставленных уголком - накидка, снизу подзор. На круглом столе круговерть снежинок и лилий. И все белое, ажурное! На столе,  почти в центре, почтовый  конверт . Паня разрумянилась, ямочками вспыхнули щеки.
Прежде чем написать ответ, она долго тренировалась в каллиграфии, наряжая буквы затейливыми узорами. Обычно она занималась этим, пристроившись как-то боком к моему письменному столу, в то время, когда я делала уроки. Посадив братца на колени (ему тогда было месяцев восемь- девять) и, придерживая его левой рукой, правой выводила кренделя, на подвернувшейся ей под руку странице. Юрик в это время слюнявыми пальчиками подбирался к какой-нибудь из моих тетрадок и принимался по ним скрести, делая хватательные движения.
Помнится, попала в его ручонки тетрадь по русскому. После проверки учительницей, вернулась ко мне с вопросом:
- Белавина! Что с тетрадкой?
- Это брат помял!
- Ха, ха, ха! – призывая в свидетелей учеников, засмеялась она.-  Брату восемь месяцев! Придумай что-нибудь получше.
- Это  правда!
Но ответ повис в воздухе, продолжалась раздача тетрадей.

   С воспоминаниями о Пане связана ещё одна история. Кроме присмотра за братом, она стирала его пеленки и даже во время дежурства мыла как-то пол в нашей коммунальной кухне. Накипятив воды, вылила его в медный таз, именно в тот момент, когда я мыла у рукомойника руки. Кто-то окликнул меня и я, сделав шаг в сторону, вступила в кипяток. Боль была жуткая, я заорала... Потом пришлось, привязав к обожжённой ноге тапочку,  долго ездить в поликлинику, где распевала вместе с чудным доктором революционные песни.
- Так, - оглядев ногу на первом приеме, - спросил он, глядя мне в глаза одновременно добро и строго, - петь ты умеешь? И не дождавшись ответа, запел сам.
- Подпевай, громче, громче! 
И взяв пинцет, начал сдирать кожу.
Пели мы и на перевязках...

А потом наступило лето и наше семейство переехало на съемную дачу в деревню Бузланово. У нашей хозяйки было три сына. За среднего Паня вышла замуж. Перед свадьбой она обесцветила жениху волосы и сделала химическую завивку...

Со всеми членами нашей семьи Паня ладила прекрасно, но самые тёплые отношения у неё сложились с моим отцом: уж, очень он был тих и доброжелателен. А вот с мамой у них иногда бывали разногласия. Моя мама с детства любила пение и даже в молодости училась по классу вокала. К тому же по старо московской традиции в комнате почти все время было включено радио. Когда передавали что- нибудь музыкальное, мама усиливала звук и наслаждалась. Паня же просила выключить, поскольку «От ваших опер у меня голова болит».
Выйдя замуж, Паня переехала к мужу. Чуть позже от завода, где он работал, они получили квартиру в Красногорске. Ее мечта сбылась. Не Москва, конечно, но город и от столицы близко.
 Принесла ли она ей счастье?


Рецензии
Вот она, Паня.Девушка из народа.Простая душа,а тоже космос.
И своё понятие, и своя мечта.Что её держало высоко? Не важно, что хочет хозяйка,выключить эту музыку, потому что Пане не нравится.Ценр земли по самоощущению.Жить в Москве, ни много, ни мало.Видно, и силой внутренней обладала.Заставить жениха волосы выкрасить покруче других талантов.Да и художественным чутьём
наделена.В конце автор в понятном интеллигентском сомнении вопрос поставила о счастье для Пани.
Мне кажется, что Паня в любой ситуации не пропадёт и будет счастлива
ничтоже сумняшеси.
Очень хорошая зарисовка самобытного характера получилась.

Зинаида Синявская   05.09.2023 15:58     Заявить о нарушении
Спасибо. Паня - важный для меня персонаж.

Нана Белл   05.09.2023 17:00   Заявить о нарушении
Может быть, я не правильно истолковала описанный персонаж?
Обидеть не хотела.

Зинаида Синявская   05.09.2023 17:48   Заявить о нарушении
Дорогая Зинаида, Паня могла бы быть счастлива и какое-то время, наверно, счастлива была, но случился девяносто первый...

Нана Белл   06.09.2023 23:38   Заявить о нарушении