Выдумщик и фантазер

               
     19 мая1879 году Достоевский отправил в «Русский вестник» половину 5
      книги «Братьев Карамазовых». Он написал письмо К. Победоносцеву –
      оно важно для творческой истории романа  и для оценки его
      философского смысла.  Эту книгу Достоевский считал кульминационной
     и назвал  «Pro» и «Contra», а смысл книги: богохульство и опровержение
     богохульства.  Богохульство написано и отослано, а опровержение  он
     решил отправить в июльскую книгу.
      Богохульство взял, как сам понимал и чувствовал, как оно происходит
      теперь в  России, а преимущественно у молодежи, научное и
     философское опровержение  бытия божия. Отрицается  изо всех сил создание
      божие, мир божий и смысл его.
       Достоевский делил философов не по великому основному вопросу об
       отношении мышления к бытию, а потому  веруют ли они  в бога или не
      веруют. На теистов и атеистов. В письме Победоносцеву он назвал
     убеждения атеистов всех оттенков-богохульством.
    По свидетельству самого Достоевского кульминацией романа "Братья
    Карамазовы» является образное и сюжетное  по возможности сильное
      впечатление. 
     Убедительное обоснование атеизма  с тем, чтоб  опровергнуть  в
    следующей книге. Не от лица к лицу, как он пишет  а в поучении.
    Философская жизнь эпохи наложила резкий отпечаток на жанровое и
    композиционное  строение «Братьев Карамазовых».
      Некоторые считают главным героем романа Дмитрия. Это не так.  Да и 
       сам писатель нигде и никогда не относил главы,  посвященные Дмитрию
      к кульминационным.
     В книге 3 главных героя, 3 конфликта. Эти конфликты соотносительны
      друг другу, их скрепляет идейная иерархия.Степень семейного родства
     играет в нем подчиненную роль . Свой высший накал философская
     трагедия романа приобретает  партии Ивана. 
         В романе соблюдается столь свойственные для Достоевского единство
       времени, места и действия. Время действия -два с половиной –три
      месяца, причем на убийство и на судебный процесс с предварительным
      следствием  отведено  по 2 дня. Место действия не столица. Не Петербург
      не Москва.
      Достоевского мучило, как отнесутся к написанному его редактор
     журнала.
       У него был случай с редактором Катковым, который вычеркнул важные
        страницы  посвященные диалогу Раскольникова и Сони Мармеладовой и целую
        главу в «Бесах». Да и с цензурой не совсем ладилось. Она в «Записках из
         Подполья» уничтожила конец за  неортодоксальную трактовку религиозной
         темы. Образное философствование Достоевского  было столь  оригинально,
         что многие считали его  выдумщиком, фантазером, отступником от
         реализма. Идиота Мышкина первоначально понял один Щедрин, да и то его
         трактовка оставалась гласом вопиющим в пустыне.


Рецензии