А. П. Чехов в годы учебы

            
  Он родился в семье мелкого лавочника  (1860-1940).Его дед был крепостным и в
  40-х годах выкупился на волю. Отец , Павел Егорович был одаренным человеком,
  но отличался крутым нравом. Мать по воспоминаниям Чехова была доброй кроткой и
  разумной женщиной.Будучи по происхождению украинкой  она  всю жизнь
  разговаривала на украинском языке.
    О тяжелом режиме, который установил отец в своей семье: свидетельствовали   
    воспоминания писателя: «Деспотизм и ложь исковеркали  наше детство до такой
    степени, что тошно и отвратительно вспоминать».
    Чехов учился в частной греческой школе. С 1868 года в гимназии. За три года
    до окончания гимназии его отец разорился и семья из Таганрога переехала в
    Москву. Чехову на тот момент  было 16 лет и чтобы завершить обучение  он
    остался в Таганроге.
   Дочь друга Чехова Стебельского, педагог Ольга  Владимировна говорила что отец
   помнил Чехова и  говорил что Чехов-гимназист ничем замечательным не
   отличался. Стебельский  учился на медицинском факультете Московского
   университета одновременно с Чеховым (работал у известного гинеколога
   профессора Снегирева) а потом долгие годы был земским врачом в
   Екатеринославской губернии. Он любил своим детям рассказывать как они друг за
   друга сдавали экзамены. Один из друзей Чехова хорошо знал немецкий язык и
   Антоша попросил его сдать за него обязуясь сдать гистологию. Только  старый
    профессор, ничего не поняв, удивлялся какие странные эти русские студенты
    все 
  на одно лицо.
    В годы учения в университете Чехов встречался со студентом юридического
    факультета  Николаем Петровичем Березовским. Его сын рассказывал, что Чехов
    был очень веселым и общительным человеком «душа общества».  Среди московских
    знакомых молодого Чехова была семья Гамбурцевых. Их дом на Немецкой улице
    привлекал много молодежи. Частым гостем был Чехов он  играл в фанты в ити-же, танцевал, слушал музыку, изображал смешные сценки. Чехов лечил одну из сестер Гамбурцевых-Людмилу, которая ему нравилась. Летние месяцы семья проводила  под Москвой, в Звенигороде, где в июле 1884 года  очутился Чехов, заменяя уехавшего в отпуск  земского врача  Успенского. Ходил Чехов в плаще-размахайке, держался очень просто . Гуляя, гамбурцевы заходили к Чехову. После приема в больнице Чехов работал. Девушки останавливались у окна его домика и по-приятельски с ним болтали.
В звенигородской больнице Чехову помогал фельдшер Сергей Васильевич Барминцев. Хороший врач , славился на всю округу, но любил выпить. Дочь говорила что отец не был похож на чеховского фельдшера из «Хирургии».  Он прекрасно вырывал зубы и
   о Чехове говорил «душа человек». После отъезда Чехова больные спрашивали о
    нем: -Где тот доктор молоденький?  Писатель был у него в гостях, вытянув
    длинные ноги на папиной железной кровате и внимательно слушал его. Папа имел
    шубу на меху и называл ее «чеховка». Любил как Чехов шутить.
                Чехов и Гоголь
   Член-корреспондент АН СС Р Бердников Г.П. писал, что  особый интерес 
    представляет изучение «жизнедеятельности»  творчества Гоголя , в частности,
    с точки зрения его влияния на формирование стиля Чехова. В чеховских рассказ
    помимо упоминания о персонажах  Гоголя есть и как бы «повторение»
    гоголевских типов , приспособившихся  к обновленным , по сути-тем же
    жизненным ситуациям («Дорогая собака», «Шило в мешке», «Справка,, «Тонкий и
    толстый» В условиях своего времени Чехов не мог не видеть, что все те
    пороки, которые так ранили Гоголя, не ослабли, а укоренись  как
    господствующие  нравы.. В своих рассказах он показал  ненормальность
    обыденного, укоренившегося, считающегося нормальным.Это было не отступление
    от гоголевских традиций , а их продолжением и развитием в новых исторических
    условиях(142).82.02.019.журнал
   
     Примечателен тот факт, что  если первый рассказ «Тонкий и толстый»(1883)
     при всем художественном своеобразии был выдержан в духе гоголевской
     традиции в изображения «маленького человека, то вторая его редакция  (1886) 
     оказывается совсем иной. У Чехова нет и тени идеализации «маленького
     человека», такую поправку подсказала сама жизнь, к тому же ко времени
    Чехова  существенные коррективы  в гоголевской традиции уже внесли
    разночинцы-демократы 60-х годов. Чернышевский осудил рутинность  мышления
    маленьких людей типа гоголевского Башмачкина. Однако все это не означало что
    гуманизм  «Шинели» был утрачен, напротив, он получил развитие :протест
    против искажения  человеческой личности приобрел у  Чехова отчетливо
    выраженный общечеловеческий  характер.И это был шаг вперед в дальнейшей
    демократизации русской литературы.
      В течении 3-х лет он дает частные уроки, зарабатывая себе на жизнь,
      помогает родителям и растет творчески.


Рецензии