Христианский анархизм
Ван Ли-чжун, лицедей при дворе Фу Си.
Кем же был для Толстого Чертков? Видится образ Санчо Панса, верного оруженосца "рыцаря печального образа" Такая же бескомпромиссная, смешная для общества борьба с "ветряными мельницами" государства.
Вместо доспехов русский "Санчо" беззаветно несет слово своего учителя. И слово это, как и при создании материального мира, Бог.
Но босоногий бунтарь видит объектом своих атак не образные ветряные мельницы. Намного опаснее, но тем и захватывающе для него, впрочем и самой Системы, атаки на составные части этой чиновничьей цитадели. И крепость эта, разлагаясь изнутри, серьезно огрызается на вербальные выпады главного российского Дон Кихота.
Достается ему и от "златоглавых куполов", татушками отраженных на спинах коррумпированных чиновников монархической России. Бог наш, бьют в набат все эти воцерковленные "братки".
В седьмом году, параллельно выходу приложения о Боге (http://proza.ru/2023/08/26/405), Чертков пишет ответ на статью Семена Ан-ского "Что такое анархизм?"
Нетрудно предугадать, что и Толстой поставлен в один ряд с Бакуниным и Кропоткиным, не говоря уж о Прудоне. В статье Лев Николаевич, с соответствующей характеристикой, замыкает этот славный ряд. А это место, по методике Штирлица, самое запоминающееся. Тем более, фигура Льва Николаевича становится для многих культовой.
Что выделяет, характеризуя Толстого, Семен Ан-ский? Если коротко, любовь и ненасилие. Кто бы сомневался. Возлюби ближнего, даже врага. Не противляйся любому злу и будет тебе царствие божие не только на небе, но и в собственной душе.
Государство, по мнению Толстого, совершенно противоречит христианству:
"Власть правительства во всякомъ государств; поддерживается насиліемъ съ помощью войска. "Войско есть ни -что иное, какъ собраніе дисциплинированныхъ убійцъ"
Реально, анархист. Но духовный.
Как же государство поддерживает свою стабильность?
В статье Ан-ского выделено четыре способа воздействия правительства на поданных.
Гипнотизация народа. Достигается распространением среди масс религиозного и патриотических суеверий "которыя вліяютъ на людей, начиная съ д;тскаго возраста и до самой смерти.
Подкуп чиновников.
Устрашение.
Выделение из общей, одурманенной и забитой тремя предыдущими инструментами массы особого сорта людей, для дальнейшего превращения его в "безвольное и послушное орудіе для совершенія вс;хъ беззаконій и жестокостей, какія понадобятся правительству для порабощенія общества".
Круг замкнулся. Вертикаль власти устойчива.
Толстой же, по мнению Ан-ского разрушает и законы, и само государство, и собственность. "Онъ разрушаетъ формы общественной жизни, выработанныя тысячел;тними усиліями челов;чества"
Любой обыватель, страшась нестабильности, отвергнет подобное. Тем более, что взамен четырем главным скрепам Толстой предлагает приближение того времени, когда бывшие враги, перековав мечи на орала, крепко обнимутся.
Так и хочется воскликнуть "Make Love, Not War.All You Need Is Love!"
Так является ли Толстой типичным для того времени анархистом? Только давайте не поддаваться стереотипу в лице батьки Махно.
Ответ Черткова, изложенный в статье "По поводу христианского анархизма", как видится мне, все же отделяет фигуру Льва Николаевича от остальных. И это повышает рейтинг писателя в глазах современных гуманистов.
Владимир Григорьевич, опираясь на слова своего учителя, четко отделяет политический анархизм от христианского, по сути духовного.
Основное течение, как и само государство, зиждется на абьюзе. Общее поглощает своим насилием личное. Даже если ты самый свободный анархист, вынужден принимать установленные, в том числе и тобой, правила. Вместо одной системы насилия создается не свободное общество, а ещё более жестокий аппарат подавления личной инициативы. Она наказуема.
В христианском анархизме Толстого, как и у Детей Цветов, понятие государства отделено от духовного совершенствования личности.
Естественно и отрицание официальной Церкви, как одного из инструментов "гипнотизации народа", Толстым и его вневременными последователями.
(в этом плане легко выделить реальных Детей Цветов от конъюнктурщиков. Настоящий свободомыслящий человек причисляющий себя к этому движению, никогда, постарев, не крикнет во все горло "Гойда! Гаваж!". Да и официальный патриотизм, как инструмент воздействия на толпу, обойдет мимо)
Христианский анархизм, по мнению Черткова, несравненно глубже и шире политического.
Хочется дополнить, и гуманнее.
Да и сам анархизм слишком узок для свободно-христианского жизнепонимания. Именно, лично освобожденного от церковных догматов и рамок.
Закончить хочется словами самого "Санчо Панса" главного российского "Дон Кихота":
"Вытекающій изъ христіанскаго ученія анархизмъ, отрицающій насиліе и власть, такъ же мало исчерпываетъ содержаніе этого ученія, какъ мало видимый нами дневной светъ исчерпываетъ силу света, содержащуюся въ солнце."
Далее http://proza.ru/2023/08/29/972
Свидетельство о публикации №223082700402
"В христианском анархизме Толстого, как и у Детей Цветов, понятие государства отделено от духовного совершенствования личности."
Это верно, согласно Толстому, но я бы хотел отметить, что в христианстве, по-моему, невозможно "духовное совершенствование личности". Почему? Потому что христианство - это учение о посмертии, спасение в котором можно получить только по _милости_ бога, который непознаваем в принципе. Потому единственное, что нужно для спасения - это искреннее раскаяние. А для "духовного совершенствования личности" нет ни системы координат, ни возможности. У святости в принципе нет сравнительной степени и нельзя сказать, что некто сегодня святее, чем был вчера. И все лествицы и прочие святоотеческие откровения, как и все Предание - это додумано людьми.
А отношение христианина и государства описано в Марка 12:17 "Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему."
Потом было еще Римлянам 13:1 "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены."
Еще Один Дождь 28.08.2023 15:33 Заявить о нарушении
Мне жаль тех Детей Цветов, которые ища подобия под сводами Храмов, нашли отражение государства.
А таких в советской России было немало.
Миру-мир, с нетускнеющими идеалами.
С признательностью,
ЕС.
Евгений Садков 28.08.2023 18:26 Заявить о нарушении
А таких в советской России было немало."
На самом деле, это интересная тема для исследования. Вообще, то, как государства курировали духовные поиски - это сложный и интересный вопрос, но я не уверен, что его безопасно затрагивать.
Миру-мир, да.
С уважением и признательностью за поднятую тему (мне вообще Ваш цикл про Толстого и Черткова очень интересен),
Еще Один Дождь 28.08.2023 19:02 Заявить о нарушении
Но как и "Общество истинной свободы", созданное Владимиром Григорьевичем ещё до октября семнадцатого, движение хиппи ушло безвозвратно.
Как знать, возможно, после нынешнего периода насилия возникнет что-то подобное. И вновь дух великого гуманиста будет витать над светлыми головами.
Евгений Садков 28.08.2023 19:23 Заявить о нарушении