Проповедник ч6гл1 белое топонимика
Мои постоянные читатели знают, что мне нравиться изучать названия. В них скрыта история и другая информация. Настораживает меня слово ‘ Белое ‘ в названии морей и озёр. Какой-то здесь намёк. Почему вдруг вода белая? Это может быть либо от пены, срываемой ветром с гребня волны. Либо от того, что из-за небольшой глубины в штормовую погоду поднимается грунт в виде взвеси. Вспомнил я интересный случай на Белом море с моим хорошим приятелем капитаном Гуровым. Собственно говоря, тогда и возникли первые опасения к термину «Белое». Расскажу его, потому что ситуация на Белом озере повторилась зеркально. Дело было в начале 80-х. Ельцин к власти пока не пришёл, морская геология бурно развивалась. АМНГР закупала новые суда, для ремонта и обслуживания которых купили в Болгарии новенькую плавмастерскую. На перегон оной поехали “приближённые к императору” вместе с жёнами, коих оформили поварихами, буфетчицами и т.д. Тащили их речные буксиры. Частенько делали остановки, чтобы покупаться, половить рыбку, осмотреть достопримечательности. В график, ессесно, не уложились. В Беломорске их уже ждал Гуров на «Нефтегазе». “Туристы” укатили в Мурманск. На судоверфи быстренько сделали конвертацию (заварили все двери, иллюминаторы). Завели буксиры и поехали. Уже на выходе из Белого моря радист принял штормовое предупреждение. Встали на якорь, и капитан на катере добрался до местной почты, позвонил в контору. Сообщил, что получено штормовое предупреждение, в море выйти не могут. Получил приказ: «Ты что, из графика и так вышли. Мы уже запланировали работы по постановке плавучки на место. Договоры с подрядчиками заключены на определённые дни. Выходите немедленно! Проскочите как ни будь». Что делать, приказ есть приказ. Вира якорь. Набиваем буксир, средний вперёд. Через семь часов пошли волны, засвистел угрожающе ветер. На обратный курс не ляжешь, перевернёт к ядреней Фене. По берегу много военных бухт, где можно было бы укрыться. Запрашивают добро на вход. Не разрешают захода. Десять часов боролись со штормом и попали на волны убийцы. Это явление бывает крайне редко, когда встречаются ветровое течение с другим. Тогда волны вздымаются вертикально, непредсказуемо. Образуется много пены, сдуваемой ветром. Гуров рассказывал, что море постарело, покрылось белой сединой и стало белым. В какой-то момент судно поднялось на волне, а мастерская ухнула вниз. Дзинь! Лопнула и со свистом размоталась прядь одного троса. Дзинь, дзинь! Лопнули остальные пряди. Плавучку развернуло, лопнул другой буксир. Один борт захлестнуло волной, подкинуло другой борт. Бульк- и она скрылась под водой. По приходу в Мурманск, на судно сразу пришла комиссия по расследованию аварии. Гуров рассказал, что вышел в море после получения штормового предупреждения по приказу начальства. Подтвердить документально не может, потому что это было по телефону. К счастью сохранился в кармане почтовый чек. Перед судебным заседанием к нему подходит юрист из конторы и говорит: «Кирилыч, почтовый чек не доказательство. Даже если тебя не осудят, ты никуда не устроишься. Предлагаем вариант. Ты признаёшь, что сам принял решение выйти в шторм на свой страх и риск. Получишь срок на “химию “, поработаешь на народное хозяйство. Материально поможем, а по окончании срока вернёшься кэпом на новое судно. Кирилыч подумал и потребовал расписку, что его возьмут на работу капитаном. Принял всю вину на себя и получил три года. По отбывании срока вернулся на прежнюю должность. В этот период мы с ним случайно пересеклись. Я уже работал старпомом. Вернулся из отпуска, а мой «Стерегущий» в Карском море. Предложили сходить рейс на” Нефтегазе” 3 пом. с Гуровым. Я согласился и так мы подружились с Кирилычем, что отходил всю навигацию. Мы облегчали жизнь друг другу. Капитан должен стоять вахту с 3 пом. с 8 до 12 и с 20 до 24. Нужно уточнить, что у моряков есть учебный диплом с указание мореходки и рабочие дипломы. С моим дипломом я не только мог нести самостоятельную вахту, но и работать капитаном. Кирилыч мог не выходил на вахту со мной. Мог поспать до обеда если ночью работал. При швартовых операциях 3 пом. находится на мостике и передаёт по связи команды капитана на бак и корму. Кирилыч сам это делал. Такая кооперация была у нас. Его рассказ про седое Белое море запомнил на всю жизнь.
Свидетельство о публикации №223082801451
А читать интересно. Может, Вы и правы насчет названия.
С уважением,
Нина Пручкина 2 29.08.2023 15:14 Заявить о нарушении
С уважением.
Александр Дубовский 2 29.08.2023 16:40 Заявить о нарушении