ЕГЭ по литературе 2024 без Пушкина, Лермонтова...

Когда я увидела это сообщение в ленте новостей, подумала, что это фейк.
Но это не фальсификация, а проектная версия ЕГЭ по литературе. И, судя по тому, как уверенно этот проект защищают чиновники от образования, неофициально решение уже принято.
Основной задачей теперь является лишь убедить общественность (педагогов и родителей), как хорошо будут жить их дети с минимальными знаниями о произведениях классиков "золотого века" русской литературы.
Например, читаем:
"МОСКВА, 29 авг — РИА Новости.
Распространенная информация об исключении произведений российских классиков, таких как Фонвизин, Пушкин, Жуковский, Грибоедов и Лермонтов, из ЕГЭ по литературе 2024 года не соответствует действительности, сообщила пресс-служба Минпросвещения России".
Мой вопрос: о чем идет речь: о ЕГЭ по литературе 2024 года или о ПРОГРАММЕ по литературе?
Читаем далее:
"Отметим, что ни одно из произведений, являющихся вершинными произведениями древнерусской литературы, литературы XVIII и первой половины XIX веков, не исключено из программы", — говорится в сообщении.
Таким образом, видим, что русская классика в ПРОГРАММЕ по литературе осталась.
Но что же изменилось? Что вызвало такую тревогу общественности?
Читаем дальше:
"Там также добавили, что "в соответствии с отечественной традицией преподавания литературы произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя" изучают в основной школе, а их знание проверяют при проведении основного государственного экзамена" (ОГЭ).
Таким образом, "золотой век" останется только в экзамене после 9-го класса - в ОГЭ.
А ОГЭ сдают, насколько я знаю, также по выбору. Таким образом, причина исключения классиков из ЕГЭ - их изучение в более младших классах.
Читаем дальше:
"Как отметили в Минпросвещения, для выполнения заданий ЕГЭ по литературе традиционно дается возможность привлекать не только изученные в 10-м и 11-м классах произведения, но и произведения из программы основной школы..."
То есть, изучать, внимательно читать, оценивать произведения русских классиков детей никто не обязывает, ученикам просто "дается возможность".
Таким образом, русскую классическую литературу, наш "Золотой век", перевели в разряд второстепенных и необязательных материалов.
Читаем далее:
"В федеральную программу старшей школы включены лучшие произведения советской литературы, в частности произведения Н. А. Островского, роман "Молодая гвардия" А. А. Фадеева, произведения о Великой Отечественной войне, добавили в министерстве."

А зачем противопоставили классиков 19 века и 20 века? Изучение произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и других авторов 18-19 веков мешает изучению произведений о Великой Отечественной войне?

Подобные проекты изменений в образовательном процессе не могут никого оставить равнодушными. Особенно преподавателей литературы.
Вот что пишет преподаватель Татьяна Шипилова:
"Теперь ЕГЭ "подогнали" под ФОП (федеральную образовательную программу) по литературе 10-11 классов.
Имеется в виду, что те, кто сдают ЕГЭ по литературе в 11 классе, в 9 классе, соответственно, сдавали ОГЭ по этому же предмету, а значит, хорошо знакомы с Пушкиным и Ко. А если даже не сдавали ОГЭ по литературе, то в школе точно проходили и поэтому знают, что Обломов не единственный лишний человек, есть еще Онегин и Печорин....
Как мы видим, не только чиновники далеки от народа, но и деятели ФИПИ далеки от реалий школьного образования. У меня в этом году уже набралось 8 учеников, из которых только двое сдавали ОГЭ по литературе... Все остальные только сейчас познакомились со структурой ЕГЭ, и большая часть из них вообще ничего нужного не читала. Да и вообще, откровенно говоря, такой подход очень странный: опираясь на эту логику, вузы на ГОСах должны спрашивать не весь материал за все годы обучения, а только за последний семестр – ну а что, все остальные темы были же пройдены и отвечены на предыдущих экзаменах...".
Очень точно подмечено о "странном" подходе.

"Изменения в кодификаторе
Теперь кодификатор насчитывает всего 12 основных текстов, которые могут попасться в первом блоке первой части КИМа, т.е. для заданий 1–5:
А.Н. Островский. Драма «Гроза»
И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
А.П. Чехов. Пьеса «Вишнёвый сад»
М. Горький. Пьеса «На дне»
А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»
А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
Самих авторов, естественно, больше (Тютчев, Фет, Есенин, Цветаева, Ахматова и иже с ними никуда не делись, как добавились Куприн, Андреев, Шукшин и еще масса писателей XX века, а также зарубежная литература), но все они теперь могут попасться только во 2-й части, т.е. в большом сочинении (задание 11), или во втором блоке (9 задание по лирике). А вот Фонвизин, Грибоедов, Жуковский, Пушкин, Лермонтов и Гоголь, как видите, куда-то делись: их теперь в кодификаторе ЕГЭ по литературе нет".

Я не преподаватель литературы. Но разве только преподавателей должно интересовать, ЧТО именно изучают дети в школах? Ведь в соответствии с этими изменениями, молодые люди будут знать только названия произведений великих классиков "Золотого века".
А должны не просто знать произведения: сюжетные линии, характеры героев, основные идеи, но должны полюбить эти произведения, почувствовать их художественную ценность, постараться понять замысел автора. Увидеть красоту русского языка, оценить гениальный литературный дар классиков.
И только после этого можно говорить о воспитании патриотизма.


Рецензии
Поиск авторов и произведений, которые бы заинтересовали учеников в школе и ещё бы развивали - это трудный процесс. С кем я разговаривал не читали или не смогли дочитать в школе "Войну и мир"- это произведение не захватывает, бесконечные описания, для чего 18 раз переписывала жена Льва Толстого это произведение? Чего хотел автор?
А Достоевский? Тяжёлое впечатление производит на школьника его роман о Раскольникове, он не захватывает, а создаёт надломленность внутри, возникала сумбурность, когда его читаешь. Чего он воспитывает? Считаю, что ничего. Достоевский не писал роман "Преступление и наказание" для детей, как и роман "Идиот". Не понятны детям метания персонажей, не могу сказать "героев" этих романов, после первых частей романа "Идиот", когда думаешь: ну вот дальше будет идти по нарастающей интересно, Достоевский как бы сникает и переходит на занудное описание, не вызывающее отклика внутри, так как это не живо выдумано. Какие выводы можно сделать из этих романов? Зачем автор их писал, а точнее кому, какой отклик он хотел на эти романы?
Д.С. Мережковский описал мир этих людей в произведении "Лев Толстой и Достоевский" (жизнь и творчество), но ему нужно было много лет, чтобы раскрыть их и было ему не 17 лет.
Некрасов: поэма "Кому на Руси жить хорошо", ещё в школе у меня вызывала внутреннее отторжение и вызывала и у других. Я думал: "зачем я читаю эту поэму?" Ничего располагающего не вызывала у меня она внутри. О чём поэма? О том как трудно жить народу на Руси? Некрасов о них переживал? Может быть, он впадал в такое состояние, когда проигрывал в "Английском клубе"?
Тургенев, если не брать его "Отцы и дети", "Ася", "Первая любовь", то, в основном, это скука. Дети в школе отклика на эти романы не имеют, не для них они написаны, переживания там более в позднем возрасте могут возникнуть и как-то быть понятны.
Чехов - это талант, в его произведениях не один уровень понимания! Шолохов: Рой Медведев писал о том, что вызывало сомнение, что автор романа "Тихий Дон" Шолохов.

Виктор Коротков   15.09.2023 09:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор, за отзыв и за тему, которую Вы затронули.
Но ответить на эти вопросы заметкой в несколько строк невозможно. Будет время, я напишу более подробно. Согласна с Вами, что авторы Золотого века писали явно не для детей и подростков. Хотя есть у них произведения и для юных читателей.
С уважением,

Нина Мелодина   15.09.2023 11:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.