Ненависть к Сталину меньше и меньше

    (6) 18 декабря 2023 года исполнится 145 лет со дня рождения Иосифа Виссарионовича Сталина.


         Борьба за счастье народа стала главной стезёй его жизни и деятельности.


          В 1903 году, после раскола РСДПР на большевиков и меньшевиков, Сталин поддержал большевиков. Во время гражданской войны и иностранной военной интервенции 1918-1920 годов входил в состав Совета Рабочей и Крестьянской обороны. Был членом Реввоенсовета Республики, членом Реввоенсовета Южного, Западного и Юго-Западных фронтов.


         В 1924 году Сталин разработал доктрину «построения социализма в отдельно взятой стране». Он постоянно подчёркивал, что плановое ведение хозяйства позволяет сбалансировать спрос и предложение, производство и потребление, а значит –  преодолеть такое проклятие рыночной экономики, как кризисы.  Он яростно выступал против капитализма, непременно аргументируя причину несогласия с этим строем.


            В Политическом отчёте Центрального Комитета 16 съезду ВКП (б)   (1930 год)  Сталин поясняет:

             « Если бы капитализм мог готовить производство не на получение максимума прибыли, а к систематическому улучшению положения народных масс, если бы он мог обращать прибыль не на удовлетворение прихотей паразитических классов, не на усовершенствование методов эксплуатации, не на вывоз капитала, а на систематический подъём материального положения рабочих и крестьян, то тогда не было бы кризисов. Но тогда и капитализм не был бы капитализмом».


          Находясь на посту секретаря ЦК партии, Сталин с мая 1941 года был председателем  Совета Народных комиссаров (Совета Министров СССР). Через неделю после начала Великой Отечественной войны  назначен Председателем только что образованного Государственного комитета обороны, а с августа 1941 года – Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами СССР.


          1418 дней длилась война, навязанная немцами. Потери СССР (согласно современным данным) составили 25-27 миллионов человек.


          Разрушенное хозяйство страны потребовало неимоверных усилий. Но уже в 1948 году страна вышла на довоенный уровень по большинству экономических показателей.


             В 1940-1950-ые годы советская экономика развивалась преимущественно по интенсивному пути, в основе которого лежала сталинская модель централизованной экономики, ориентированной на повышение производительности труда и снижение себестоимости производимой продукции. Несмотря на трудности послевоенных лет, правительство увеличивало финансирование из бюджета сферы образования и науки.


         В годы правления Иосифа Виссарионовича Сталина наша страна из аграрной превратилась в сильную индустриальную державу.


 
          Но сегодня мне хочется поговорить о другой стороне деятельности  Иосифа Виссарионовича. Скорее  об увлечении, в котором  он старался не  признаваться в годы своего правления.



            Некоторые недоумевают, как Сталин, родившийся в небольшом грузинском поселении, в бедной семье, смог за  30 лет  создать державу, ставшую  могущественной и уважаемой?



            Иосиф Джугашвили родился в семье сапожника Виссариона и его жены Екатерины. Но по свидетельству современников, получил достойное по тому времени образование. На его характер в значительной степени повлияла мать, женщина с жизнестойким характером, чувством собственного достоинства. Она мечтала, чтобы Сосо (так называли мальчика в детстве) стал священником, и благодаря содействию людей, у которых она работала, Иосифа приняли в духовное училище. Мальчик проявил большой интерес к образованию: приобщился к русской классической литературе, зачитывался зарубежными произведениями.


           Религиозное воспитание и образование, в котором заложены идеи добра и справедливости, заложили в Сосо необходимость критической оценки реальности.


            Училище он окончил с присвоением первого разряда, дающего право преимущественного поступления в духовную семинарию. В Тифлисской семинарии Иосиф вновь проявил свои лучшие качества. Пытливый ум, блестящая память, целеустремлённость и упорство позволили ему встать в шеренгу  лучших учеников.


          
              Здесь у него возникла потребность выражения собственных чувств,
взгляда на окружающее. Он пишет стихи.


            Так случилось, что с ними познакомился классик грузинской литературы Илья Чавчавадзе, редактор газеты «Иверия». Стихи Джугашвили ему понравились, и он, с разрешения Иосифа, опубликовал их в своей газете. Первыми стихотворения семинариста были: «Утро», «Луне», «Старик Ниника», «Князю Рафаэлю Эристави», «Чаша, наполненная ядом» «Пусть надежда возрождается».

 
            Вот несколько строк из стихотворения «Луне»:


       Ты в чёрном небе – и светлее стало,
       Сияй, лучами бледными – играй…
       И светом ровным словно покрывало,
       С любовью озари МОЙ ОТЧИЙ КРАЙ!
                Тебе я сердце с трепетом открою…
                И руку протяну, - мне не до сна,
                Когда в ночи, в душевном непокое
                Тебя я вижу, светлая душа.


           В годы учёбы в семинарии Иосиф обогатил свои знания тонкостями фундаментальных наук, вплотную приблизился к революционной марксистской литературе. В его статьях и речах позже видна своеобразная речевая стилистика, присущая изложению  богословских сочинений.


           Вот, к примеру, начало выступления Иосифа Виссарионовича Сталина по радио 3 июля 1941 года:
   
       «Товарищи!  Граждане! БРАТЬЯ и СЁСТРЫ! Бойцы нашей армии и флота!  К вам обращаюсь я, друзья мои».


           В семинарские годы Джугашвили сознавал себя частью грузинского народа. Но со временем, приняв на вооружение, что люди отличаются друг от друга не по национальности, а по имущественному положению, он проникся интернациональной идеологией: «Я не грузин, я русский грузинского происхождения».



           Потребность в творчестве не оставляла  Иосифа Сталина всю жизнь. Вот ещё одно стихотворение -  «Послушник».  Оно датировано 1949 годом и найдено после смерти в архиве вождя. Это - стихи познания. Это - стихи боли. Это -  стихи осмысливания прошлого. И наконец, - это стихи ПОКАЯНИЯ.

 
                «Поговорим о вечности с тобою:»


       Так начинаются эти «необыкновенные» стихи. Я оценила их так не только, по  сути их размышления, но и по манере подачи. Впечатление, что рассказчик – твой давний и дорогой тебе человек.  Друг. Он сидит напротив тебя и рад, что может поделиться с тобой о много раз продуманном и пережитом.


                «Конечно, я во многом виноват».


          Признаётся он.  И  не бежит от этой вины, зная, что  речь идёт не о чём-то сугубо личном. В его мироощущении – жизнь целой страны. И понимание, что один он не в силах был совладать с этим необъятным, порою непостижимым, не оставляющим ни на минуту в покое и не позволяющим расслабиться хотя бы на миг.

                «Но кто-то правил и моей судьбою               
                Я ощущал тот вездесущий взгляд.
                Он не давал ни сна мне, ни покоя,
                Он жил во мне и правил свыше мной.
                И как раб вселенского настроя
                Железной волей управлял СТРАНОЙ.
                КЕМ БЫЛ ТЫ МОЙ ТАЙНЫЙ ВЫСШИЙ ПОКРОВИТЕЛЬ?
                Чего хотел он, управляя мной?
                Он словно раб, судья и исполнитель
                Был ВСЕМ над этой нищею страной»


          Мы не в силах полностью понять божественные помыслы. Они  находятся за пределами нашего понимания. Знаем только, что судьбы наши, человеческие законы, достоинство и поведение каждого – в руках Божьих. И глубокая благодарность ему за то, что он помог Иосифу Сталину быть неповторимым руководителем созданного государства и хранил его долгие годы.
               

                И было всё тогда непостижимо:
                Откуда брались силы, воля, власть?
                Моя душа, как колесо машины,
                Переменила миллионов страсть.
                И лишь потом, весною, в 45-ом
                Он прошептал мне тихо на ушко:
                «Ты был моим послушником, солдатом
                И твой покой уже недалеко».


         
          Прошли чуть более трёх лет, и на страну обрушилась страшная новость:
      -   5 марта 1953 года перестало биться сердце Иосифа Виссарионовича Сталина. Семь десятилетий отделяет нас от того времени, когда Иосиф Виссарионович ушёл в мир иной, а мы до сих пор не можем оценить его в полной мере. Было всё – и радость, и горе, плач… Но вряд ли кого эта весть оставила кого-то равнодушным.


         Иосиф Виссарионович и сам предвидел недоброжелательное отношение к нему части людей.  В его архиве найдены и такие строки: «После моей смерти… на мою могилу неблагодарные потомки навалят кучи мусора, но через много лет ветер истории их развеет».


           А не пришло ли это время?


          Для прощания с вождём не созывали людей. Это был нескончаемый поток доли и слёз. Слова горечи о тяжёлой утрате летели со всех концов страны и из-за  рубежа. «Отец, прощай! Прощай, родной и до последнего вздоха любимый отец!  Как многим мы тебе обязаны,- писал из станицы Вешенской Михаил Шолохов.


             Церемония прощания проходила в Колонном Зале. Сталин лежал в гробу в окружении знамён, ветвей и роз, а в его изголовье установили флаг СССР. У гроба – почётный караул. Проститься со Сталиным пришли не только москвичи, но и жители других регионов страны.  Прощание длилось три дня и три ночи, чтобы дать возможность всем желающим попрощаться.


             Похороны состоялись 9 марта, а забальзамированное тело вождя было помещено в Мавзолей, рядом с саркофагом Владимира Ильича Ленина.


             С утра до позднего вечера 10 марта трудящиеся на Красную площадь. Медленно проходили мимо Мавзолея, на тёмном граните которого начертаны бессмертные имена  Ленина и Сталина.


             Скорбные для всей страны минуты отражены в стихотворении Веры Инбер.   Поэтесса призналась, что «… перо своё… питала кровью».  Трагические дни похорон В. И. Ленина, героический подвиг блокадного Ленинграда – столько пережито. И не смогла она оставить без внимания  смерть Сталина. Видя на Мавзолее имя вождя народов, поняла,  что  «посмертный сон, лелея, ощущать живым не перестали:

            
              Будут здесь войска идти парадом,
              Говор зазвучит разноязычий…
              Мирно спи, великий Сталин
               Со своим учителем великим»


             Бесчисленное количество венков, доставленных отовсюду для возложения на гроб Иосифа Виссарионовича. Теперь их принесли сюда, на Красную площадь.  Они  заняли всё пространство вокруг Мавзолея. Покрыли собой трибуны. Разместились вдоль Кремлёвской стены, от Спасской до Никольской башен.


              С любовью к ушедшему создавались эти венки. Работницы ниточной фабрики в городе Ногинске Московской области украсили свой венок шелками различных расцветок. Трудящиеся Грузии и республик Средней Азии сплели свои венки из душистых роз. Они лежат рядом с венками из лавра и мимоз с берегов Черноморья и тёмной хвоей венков от трудящихся северных областей.


              На алых с траурной каймой лентах – слова, идущие от всего сердца. Надписи на русском языке перемежаются с украинскими, белорусскими, грузинскими, немецкими, французскими и многими другими.



                Когда вождя народов не стало, Хрущёв вышел на тропу борьбы со сталинизмом.

                В 1956 году выступил  с секретным докладом, в котором жёстко раскритиковал Сталина и политику, которую он проводил.
               

                На следующий год Хрущёв всерьёз взялся за соратников Иосифа Виссарионовича. Он понизил в должности, а затем «отправил на пенсию»: Молотова, Маленкова и Кагановича.


                В 1961 году, пообещав 22 съезду КПСС построить к 1980 году коммунизм, Хрущёв, в канун 7 ноября, проводит тайное перезахоронение Иосифа Виссарионовича из Мавзолея под стены Кремля.



                Перед захоронением с мундира Иосифа Виссарионовича сняли Звезду Героя Советского Союза и золотые пуговицы, заменив  латунными.  Тело Сталина положили в обычный деревянный гроб, а к крышке прибили его фуражку – Генералиссимуса Советского Союза. Это звание было присвоено Сталину 27 июня 1945 года.


                Скорбь народа Великой Державы была неизмерима. Не укладывалось в голове, что Человека, стоявшего у истоков СССР, больше нет.
 

              8 марта 1953 года восьмиклассник Володя Высоцкий, пройдя мимо гроба покойного Сталина, вернулся домой и написал стихотворение «Моя клятва». Вот несколько строк из него:


               - В эти скорбно - тяжёлые дни
                Поклянусь у могилы твоей
                Не щадить молодых своих сил
                Для великой Отчизны своей.
                Имя Сталина в веках будет жить,
                Будет реять оно над землёй,
                Имя Сталина нам будет светить
                Вечным солнцем и вечной звездой.



       По-разному реагировали в стране на смерть Сталина.  Это естественно. В любой семье, большой и малой случаются конфликты. А здесь – огромная держава. Люди творческие выражали свою скорбь в стихах.
 

                «В этот час величайшей печали
                Я тех слов не найду,
                Чтоб они до конца выражали
                Всенародную нашу беду.
                Всенародную нашу потерю,
                О которой мы плачем сейчас,
                Но я в мудрую партию верю –
                В ней опора для нас!»   
               
       Александр Твардовский всегда стремился к предельной простоте и ясности. Его стихи всегда отличались глубиной и силой. В своих лирических стихотворениях он размышлял о времени и его решающих моментах, о высокой ответственности человека перед своей страной, собственной совестью. Стихи о войне пронизаны болью, горем и состраданием.


        Ольга Берггольц в годы войны, находясь в годы войны в осаждённом Ленинграде, пережила все ужасы блокады. Искренние, но суровые интонации её стихов доносят до нас колорит того грозного, неповторимого времени. Военная тема занимала в её творчестве видное место. Это цикл стихов о Сталине и трагедии в стихах «Верность».

                Обливается сердце кровью…
                Наш родимый, наш дорогой!
                Обхватив твоё изголовье,
                Плачет Родина над тобой.

 

               Скорбные строки Николая Тихонова покоряют душевными воспоминаниями об Иосифе Виссарионовиче:

                Как он учил бесстрашию людей,
                В таких боях, что в мире не бывало,
                Как жизнь любил, как он любил детей,
                Как о себе заботился он мало!
                И всем народам близкий человек,
                Он был для них любимей всех на свете,
                Мы именем его назвали век,
                И этот век – светлейший на планете!


          О том, что поэта увлекали сильные люди, подметил Максим Горький. Героизм, активность, то есть всё, что крайне необходимо России. 



          Вершиной творчества Маргариты Алигер является её поэма «Зоя». Автор написала о Зое так, что «эта девочка чужая стала дочкой тысяч матерей». А сама поэтесса признавалась, что все перемены, которые происходят в стране. Каждый трудовой день Родины. Всё, что тревожит и потрясает её, - всё это рано или поздно становится стихами. И эта её озабоченность проявилась в посвящении Сталину:

                «Когда Отчизна провожала
                его в последний путь далёкий,
                была я только каплей малой
                в людском рыдающем потоке.
                В поступке каждом, в каждом слове
                клянусь ему служить без срока
                и до последней капли крови   
                быть каплей этого потока».


         Лев Ошанин родом из очень музыкальной семьи. Мать преподавала в музыкальной школе, два брата были певцами, сестра пианисткой. А сам Лев Ошанин утвердился в русской культуре как поэт-песенник. Даже скорбное Сталину как бы наполнено музыкой. Это такой задушевный рассказ о тех далёких-далёких днях. Рассказ-воспоминание:

                Когда мы мимо гроба проходили,
                В последний раз, прощаясь молча с ним,
                Мы вспоминали о великой силе
                Того, кто тих и недвижим,
                О том, как жил он, лучший на планете,
                Кто побеждал всегда, в любой борьбе,
                О том, кто думал обо всех на свете
                И слишком мало думал о себе».

 

          Слова соболезнования по кончине Иосифа Виссарионовича лились нескончаемым потоком. Переживали в городах и весях страны. Слова поддержки приходили со всех концов земли.


           В 1998 году Виктор Боков пишет:
 
                Ненависть к Сталину меньше и меньше,
                А был когда-то бурный накат.
                История - не примитивные вещи,
                И не глупый затёртый плакат.
    

           И так хочется, чтобы спустя 70 лет после смерти вождя, наконец-то успокоились люди и не продолжали лгать себе и истории. Пора бы уже научиться отделять зёрна от плевел.

        «Одна неправда нам в убыток. И только правда ко двору», - напоминает нам Александр Твардовский в поэме «По праву памяти».   

               


Рецензии
На это произведение написано 66 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.