Вагнер

Командор ордена Британской империи Джон Рональд Руэл Толкин, в совершенстве владевший 14 древними языками и придумавший ещё 19, в том числе древнеэльфийский квенья и первогномский кхуздул, – гениальный писатель, автор всемирно известных произведений в стиле высокого фэнтези “Хоббит, или Туда и обратно”, “Властелин колец” и “Сильмариллион” на самом деле не является автором идеи о Кольце Власти. Автором истории о Кольце Власти примерно на сотню лет раньше Толкина стал Рихард Вагнер. Его знаменитый цикл опер под названием “Кольцо Нибелунга” открывается “Золотом Рейна”. Кстати, во второй опере этого цикла – “Валькирии”, звучит сцена, которая стала визитной карточкой композитора – “Полет валькирий”. Полёт вагнеровских валькирий, начавшийся в ночь с 23 на 24 июня, как известно, завершился в небесах ровно через 60 дней…
Впрочем, это уже совсем другая история.
Для любителей классической музыки 19-го века творчество Рихарда Вагнера стало настоящей революцией, кардинально изменившей сами представления людей о музыкальных произведениях! Неслыханно: ради одной только постановки “Кольца Нибелунга” был специально построен новый оперный театр! Проект театра разработал лично Вагнер, с учетом акустических эффектов зала. Именно ему пришла в голову идея прикрыть оркестровую яму козырьком, дабы зрители могли свободно слышать голоса исполнителей, а не только заглушающую их музыку. Премьерные показы постановки прошли с 13-го по 17-е а августа 1876 года. С тех самых пор представления жителей всего мира об оперном искусстве изменились навсегда. Помимо музыкального фестиваля в Байройте, который ежегодно собирает лучших мировых музыкантов, существует ещё один неординарный памятник Рихарду Вагнеру: сказочный замок Нойшванштайн в горах Баварии, воздвигнутый по воле короля Людвига II Баварского в память о гениальном композиторе. В интерьерах помещений замка Нойшванштайн явно прослеживаются сюжеты бессмертных произведений композитора.
На этом месте прервёмся. Моё повествование о Вагнере, безусловно, вскоре продолжится, но прежде хотелось бы напомнить уважаемым читателям о том удивительном явлении, на которое все мы зачастую либо не обращаем внимания, либо обращаем, но как-то вскользь, параллельно текущим своим мирским делам и надобностям, кажущимся нам гораздо более важными, однако фактически моментально стирающимся из людской памяти после их исполнения: вроде копошились постоянно, делали-делали-делали что-то, а… вспомнить-то совершенно не о чем – комариный звон ради комариного звона!
Однако, Вселенная устроена несравненно мудрёнее, чем мы о ней полагаем. Тысячелетиями передовая как бы наука высмеивала библейские сказки о создании мира за семь дней. Гневно осуждала их наивность и безграмотность. Наконец, путём наимудрейших вычислений и передовой учёной логики наука провозгласила теорию большого взрыва: мироздание возникло из ничего из виртуальной (то есть – Воображаемой! Кем? Чем? Почему? – нет ответа) точки в течение миллиардной доли мгновения и сразу везде. Чем это умнее древних сказок о семи днях творения? Ничем. Гора наук в результате тысячелетних потуг родила даже не мышь, а вообще ничто, никак и нигде. Телескоп Джеймс Уэбб, обнаруживший на границе, за которой якобы ничего не было и не могло быть, поскольку не было ничего, галактики с возрастом большим, чем время, которое математики отвели от начала существования Вселенной, прямо указывает на то, что все их прежние глубокие научные выводы по сути теперь не стоят содержимого выеденного яйца.
Не надо корчить из себя всезнаек. Мы ничего толком не знаем о мире, в котором находимся. И это – самое умное, в чём мы можем признаться хотя бы самим себе!
Можно ли в наше время встретиться, например, с Шиллером? Не во сне, не под воздействием галлюцинаций? Нет, конечно. Так прежде сказал бы и я. До встречи с Шиллером: в санатории “Южное взморье”, на берегу Чёрного моря знойным летом 2013 года. Человек по имени Шиллер был чистокровным грузином с фамилией Парулава и дежурным врачом обычного санатория, в котором я тем летом отдыхал с семьёй по профсоюзной путёвке.
Можно кивнуть головой и сослаться на случайность? Можно. Но дело в том, что я много лет был знаком с Гамлетом. И не я один. С Гамлетом, принцем датским из одноименной шекспировской пьесы знакомо всё грамотное человечество, справедливо считающее его вымышленным литературным героем. Но я-то с ним разговаривал, причем много лет! Общался! И не единожды по разным поводам и болячкам обращался к нему за помощью! И не только я: полгорода Красноярска знало профессора-онколога и поэта Гамлета Арутюняна! Гамлет был популярной личностью! Хотя и не принцем. Но ничем не хуже. И – оставил о себе добрую память среди живущих.
Говорят, что снаряды дважды в одну воронку не попадают. А трижды? Чуть больше года назад в одной из городских больниц в мою палату подселили соседа. В тот яркий солнечный апрельский день жена принесла по моей просьбе только что поступившую из типографии мою новую книгу “Неизвестный Пушкин” и передала её мне через окно, поскольку палата была на первом этаже и выходила окном на больничный двор. Мог ли я, только что взяв в руки своего “Неизвестного Пушкина”, догадаться о том, что неизвестный мне господин Пушкин уже находится в одном помещении со мной - буквально за моей спиной? Конечно, не мог. И что зовут его Александром – тоже. Пришлось дарить свою книгу “Александру Пушкину - на добрую память”. Такое ни придумать, ни забыть невозможно!
30 августа этого года я встретился с Вагнером. Он был похож на Григория Котовского – не физической комплекцией, но прической: голова, бритая до зеркального блеска. Блестящий сосудистый хирург! Умный взгляд пристальных глаз. Вопросы, требующие чёткого и точного ответа. Знаю, что скоро мы с Владимиром Викторовичем Вагнером встретимся снова. По делам.
После этой недавней встречи мне и захотелось написать обо всём: о Шиллере, Гамлете, Пушкине и Вагнере. И о том месте, где случаются такие встречи, о нашей Вселенной, про которую наука как бы говорит, что знает всё, а ничего не знает…   


Рецензии