Драма - орфограмма бином фантазии

ДРАМА- ОРФОГРАММА

(бином фантазии)

                Моим дорогим
                ученикам...



Детский писатель Джанни Родари открыл «бином фантазии», с помощью которого можно придумать сколько угодно сказок или историй, не обладая талантом писателя.
Выберите вместе с Вашим ребёнком два слова. Надо, чтобы их разделяла известная дистанция,  чтобы соседство слов было необычно. Тогда воображение будет активизироваться, стремясь установить между ними связь. Например, «конь – пёс» - это не бином фантазии. Это всего лишь простая ассоциация внутри одного вида животных. Зато «пёс - шкаф» - это уже стимул. Тут можно рассказать сказку про пса со шкафом на спине, про пса, у которого есть шкаф, про пса, вдруг появившегося из платяного шкафа и т. д. (из методической копилки учителя)*.

Однажды  на уроке русского языка случилась  «драма», и  виной тому, представьте себе,  стало слово «орфограмма»…  Что-то напоминает рифму? А, может быть,  бином фантазии?

Часто говорю детям, что для учителя вершиной обучения должно стать то, чтобы в будущем ученик превзошёл своего наставника и стал его заслугой и гордостью.

Чтобы подкрепить свои слова, привожу множество примеров из жизни, фильмов и литературы, связанных с изучаемыми темами. Например, дети знают, что поэт В.А. Жуковский назвал поэму «Руслан и Людмила» Пушкина лучшей и сказал, что ученик превзошёл своего учителя. Они также знакомы с другими примерами из литературы, где ученики достигают высот, превосходящих достижения своих наставников.

Стасик, ученик шестого класса, решил удивить своего учителя. Он захотел показать, как много он знает. Ученик решил не откладывать это на потом и сделать сюрприз прямо сейчас. И вот, удобный случай представился.


 На следующий день занятий, как только  учитель  вознамерился  объявить тему урока,   Стасик опередил события вопросом:

-  Вот вы…  (обращение к учителю, разумеется, по имени-отчеству) нам вчера говорили, что  «драма» пишется с двумя буквами «м».  А по словарю… А нам воспитатель сказал… Мы посмотрели, там …

Воспитанник, как выясняется, поспорил на самоподготовке с кем-то из друзей о написании слова «драма» с неоспоримым утверждением, что на доске у В.И. слово было написано с двумя буквами «М».   Воспитатель приостановил спор, предложив дискутирующим заглянуть в словарь С.И. Ожегова (настольная книга каждого педагога нашей школы). Смекалистый  Стас, убедившись в истинном написании слова, понял, что в его руках  нежданно-негаданно  появился «козырь» в вопросе "щегольнуть" своими познаниями  перед учителем. И как тут не воспользоваться таким  промахом учителя?   Шанс даётся далеко не всегда…
 
И вот теперь, сбивчиво изложив суть своего вопроса,  ученик стал  уверять  всех в том, что это слово  на доске он видел, и написано оно было с двумя буквами «М».
Я растерялась. Где это слово так "пошалило" надо мной, ведь оно никак в содержание моих уроков пока не вписывалось... По классу прокатилась лёгкая  волна  замешательства, что отразилось в суетливых  взглядах и   движениях воспитанников. Заметно было, что они силились вспомнить нечто  подобное во вчерашних урочных событиях, недоуменно пожимая плечами.   
А перед  классом как на духу  "возвышаюсь" я,   сбитый с толку учитель, теряющийся в догадках,   где и в чём мой вчерашний промах?

Принялась машинально,  несколько  растерянно перебирать свои планы- конспекты, лежащие на столе, чтобы убедить себя, но в чём… Мальчишки тоже, в такт моим движениям, зашелестели страницами своих тетрадей и учебников, кто-то озадаченно, кто-то с нескрываемым любопытством, а  «сидящий» рядом с нашим «героем» ученик явно уже выражал  свою солидарность с другом.  Нигде (ни в черновиках, ни в чистовиках, ни на страницах пройденных тем в учебнике)  злосчастное  слово  не вырисовывалось, не проявлялось…

   -  Дойдём до изучения  произведений с жанровыми особенностями: «комедия, драма, трагедия»,- там слово «драма» уж точно засверкает всеми своими гранями как на уроках литературы, так  и на уроках  русского языка, - в сердцах думалось мне.

Озадаченные головоломкой   Стаса, однако, вынуждены продолжать урок  по изучению очередной орфограммы, что  предусмотрено учебной программой.
 
Подхожу к доске и вновь, как вчера, чётким каллиграфическим  почерком  записываю   слово «орфограмма» с выделением красным мелком проблемных для написания данного слова  букв, в том числе и двух букв ММ ( слово словарное, его надобно многократно прописывать,чтобы прочно запомнить). Дети старательно пишут вслед за мной, с тем чтобы работать  далее над словом по  заданию.

И вдруг громким, тяжким вздохом Станислава  оглашается класс… и  слышится придавленный  шёпот  честного признания:

- Так это было слово не «драМа», а «орфограММа»…

Да… мы с ребятами правильно поняли оплошность Стасика: слова «драма» и «орфограмма» -  далеки по значению, но есть сходство в звучании, хорошо рифмуются. И посему урочную «драму» в «трагедию»  превращать не стали. Чтобы взбодрить настроение упавшего духом Станислава, "из кислого лимона  сделали лимонад":
 подросткам было предложено придумать четверостишие к нашему необычному уроку.

У  "признанного" стихотворца Станислава (читайте другие миниатюры) появились новые  рифмованные строки:
Не учишь орфограммы -
И на уроке – драма…
Учите орфограммы!
Вот - моя реклама…

      Герой урока, как видим, не просто мастерски справился с  упражнением под названием «Бином фантазии», он своим четверостишием изобрёл   приём мнемотехники, благодаря которому теперь никто не спутает по сходной ритмической организации слова: «драма» и «орфограмма».
Стас – изобретатель. ОН – ПОБЕДИТЕЛЬ…



 

• Упражнение «Бином фантазии»

Соедините в единую словесную вязь пары слов:

осень-крик;

облака-лошадка;

буква – молния.


Рецензии
В начальном периоде обучения я чмтал не только книжки, но и журналы "Мурзилку", Весёлые картинки", в которых приводились примеры орфоргамм, палиндромов и прочих экстравагантных словесных выкрутасов! Тогда я уже играл в шахматы, с которыми меня познакомил друг детства моего Гена Буканович. Следил внимательно за противостоянием Карпова и Каспарова. Болел их партиями. И вдруг (одно из знаковых слов Ф.М. Достоевского по статье Юрия Карякина) явно увидел их сущностное соответствие в соотношении: Каспаров - ас Карпов! Познее отослал находку в редакцию "Комсомольской правды" в экспериментальный творческий клуб "Верблюд", в котором я принимал участие в конкурсе. Через определённое время пришёл ответ от профессора, руководителя данного мероприятия, что с такой орфограммой меня примут в любой клуб! Так искреннее увлечение зеркально отразилось в словесном выражении!
Большое спасибо, уважаемая Валентина Ивановна, за интересное повествование из своей творческой биографии большого педагога!
Всего наилучшего!
Стихира в лад!

Валерий Буслов   27.03.2024 00:49     Заявить о нарушении
Конечно, я не могу знать всё! Это и понятно! Но в своей области я порхаю легко и свободно по той причине, что я это изучал, сколько бы времени на это не уходило. Например на то, чтобы просто прочитать Библию у меня ушло чуть более шести десятков лет. Сперва её просто у меня не было. Это раз! Но я занимался и Ближним Востоком, и Древним Египтом, и Древней Индией. Когда же её приобрёл буканистическом маганизе, ещё дореволюционного года издания, то какая-то сида просто-напросьто не давала мне читать: открою Книгу книг, возьмусь за чтение, а оно не идёт. Так было и во Владивостоке, и в Болотном, когда ухаживал за мамлй. В центральной библиотеке карточка, если она сохранилась, может свидетельствовать о том, сколько раз я брад Книгу книг на дом. Но смог прочесть от корки и до корти только в последний раз, который случился через полвека и когда я был полностью готов к пониманию СУТИ данной книги. Доизучив культуру Древней Индии,Ю разобравшись с календарём индейцев майя и прочитав саму еврейскую Тору.
Стихира в лад!

Валерий Буслов   27.03.2024 15:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.