Блок. Ты говоришь, что я дремлю... Прочтение

«Ты говоришь, что я дремлю…»
 





                Ты говоришь, что я дремлю,
                Ты унизительно хохочешь.
                И ты меня заставить хочешь
                Сто раз произнести: люблю.
 
                Твой южный голос томен. Стан
                Напоминает стан газели,
                А я пришел к тебе из стран,
                Где вечный снег и вой метели.
 
                Мне странен вальса легкий звон
                И душный облак над тобою.
                Ты для меня — прекрасный сон,
                Сквозящий пылью снеговою…
 
                И я боюсь тебя назвать
                По имени. Зачем мне имя?
                Дай мне тревожно созерцать
                Очами жадными моими
 
                Твой южный блеск, забытый мной,
                Напоминающий напрасно
                День улетевший, день прекрасный,
                Убитый ночью снеговой.
                12 декабря 1913






Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Исходя из нумерации строф, сделанной Блоком, можно предположить, что первоначально стих. "Ты говоришь, что я дремлю ... " и "Я вижу блеск, забытый мной ... " были взаимосвязаны.
     »

     И цитатное родство в них осталось. В прошлом было:

 
                «Я вижу блеск, забытый мной,
               
                …Тот голос низкий и грудной,
 
                …Каким ответила подруга
                На первую любовь мою.

                …В те дни, когда бушует вьюга

                …Напоминают иногда,
                Напоминают мне – о счастьи.
                12 декабря 1913»
    
     Здесь:

                Твой южный блеск, забытый мной,
                Напоминающий напрасно
                День улетевший, день прекрасный,
                Убитый ночью снеговой.
                12 декабря 1913

     Они связаны и сюжетно. В исходном стихотворении – продолжение, развитие ситуации прошлого. Там – герой “на балу”, здесь герою “странен вальса легкий звон”, там он мгновенно узнал “ тот голос низкий и грудной”, здесь ему голову кружит “ южный голос ”, там вздыхал, что вспоминает его только в тоске бесконечных вьюг, здесь называет те дни юности –“прекрасными”, а всё (и Л.Д. в том числе), случившееся после – “снеговой ночью”, убийцами юности.
     В стихотворении прошлый бал продолжается – ранее он только изумлялся на женщину, напомнившую ему “первую любовницу”, на свою реакцию на неё, здесь – он уже танцует с нею, он уже с подчиняется ей, и она в полном осознании своей власти:

                Ты говоришь, что я дремлю,
                Ты унизительно хохочешь.
                И ты меня заставить хочешь
                Сто раз произнести: люблю…

;


Рецензии