Эссе о Иудаизме. Элохим
В тексте два наиболее часто встречающихся слова для Бога: Элохим и YHVH, сокращенное имя Бога. Сложность со словом Элохим в том, что это слово во множественном числе.
Отрывок, который открыл мне глаза на смысл этого слова - это забавная история о слуге Авраама, который поехал искать жену для Исаака. Для того, чтобы дать задание слуге, Аврааму пришлось объяснить ему про Бога.
Вот как эта история начинается (24глава 1 секция):
«And Abraham said toward his servant—the old one of his house, who ruled in all that was to him, “Place, please, your hand, under my thigh,417 3 and I will make you swearc by YHVH, ELOHIM of the skies, and ELOHIM of the land, that you will not take a woman for my son from the daughters of the Canaanite, in whose midst I am sitting,.." (pp. 73-74).
Мой перевод:
Авраам сказал слуге — старому, который управлял всем хозяйством Авраама : «Положи руку под мое бедро, и поклянись YHVH, Элохимом неба, Элохимом земли, что ты не возьмешь для моего сына жену из дочерей Канаана, где я сейчас нахожусь...»
Авраам послал слугу за женой для Исаака туда, откуда он сам пришел.
Продолжение:
6 And Abraham said toward him, “Be guarded for yourself, lest you return my son there! 7 YHVH, ELOHIM of the skies, who took me from the house of my father, and from the land of those brought forth of mine,420 and who spoke to me, and who swore to me saying, ‘To your seed I will give this land,’ he will send his messenger before your face, and you will take a woman for my son from there. (p. 74).
Мой перевод:
Авраам сказал ему: «Но остерегайся возвращать моего сына туда! YHVH, Элохим неба, кто взял меня из дома моего отца, из земли моего рода, кто поклялся мне: Твоему потомству я дам эту землю, - Он пошлет тебе знамение, и там ты возьмешь жену для моего сына.»
Авраам говорит слуге, что YHVH — это Элохим неба и земли. Возможно, тем самым Авраам хотел сказать, что YHVH — это Элохим всего вообще, главный Элохим. Именно этот Элохим поклялся лично Аврааму, что земля Канаана будет принадлежать потомству Авраама.
Но слуга понял по-своему.
Он пришел туда, где Авраам родился, и остановился у колодца. Он обращается прямо к Элохим YHVH:
“YHVH, ELOHIM of my master Abraham, make it meet, please, before my face today, and do loyal-kindness with my master Abraham. 13 Look!—I am positioned by the spring of waters, and the daughters of the men of the city are going out to draw waters, 14 and may it be—the young woman whom I say toward her, ‘Make your jar stretch out please, that I may drink;’ and she will say, ‘Drink, and your camels I will make drinkc also’—she is whom you have made to be judgedc for your servant, for Isaac; and in this I will know that you have done loyal-kindness with my master.” (pp. 74-75)
Мой перевод:
YHVH, Элохим моего хозяина Авраама, сделай, чтобы все случилось сегодня, прояви доброту к моему хозяину. Видишь: я тут около колодца, и местные девушки спускаются сюда, чтобы набрать воды; и пусть девушка, которой я скажу «Протяни мне свой кувшин, чтобы я мог напиться», и которая мне ответит: «Пей, и твоих верблюдов я напою» - пусть она и будет суженой для Исаака, сына моего хозяина, и так я и узнаю, что ты проявил доброту к моему хозяину».
Слуга вовсе не поверил, что YHVH — Элохим земли и неба. Он понял, что YHVH — Элохим его хозяина. Слуга решил обратиться лично к Элохиму YHVH, чтобы тот дал ему то знамение, которое ему пообещал Авраам. Назвал явку, пароль и ответ, чтобы узнать девушку. И так все и получилось, как он просил.
А, может, этот слуга просто дал знать Богу, что возьмет в жены Исааку ту женщину, кто первой согласится напоить водой его и его верблюдов.
Интересно, как по-разному относятся к Элохиму YHVH Авраам и его слуга. Сам Авраам никогда ничего не просил, ждал, когда Элохим ему сам скажет, что ему надо. У Авраама договор с Элохимом YHVH, как если бы они были равноправными заинтересованными сторонами.
А считал ли Авраам YHVH единственным Элохимом, и должны ли мы так считать?
Если мы возвращаемся к самому началу, то там говорится, что Элохим создал мир, небо и землю. Впервые имя YHVH появляется только во второй части, в четвертой секции; до этого все время речь идет о том, что Элохим без определенного личного имени создает все. Затем мы читаем:
«and YHVH ELOHIM shaped the soil-creature—dust from the soil,35 and he blew into his two nostrils breath36 of life; and the soil-creature became a living life-breather. (p. 33).»
Мой перевод:
«YHVH Элохим вылепил из земли существо — из пыли земли, и Он вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и земляное создание стало жизне-дышащим.»
YHVH Элохим создал человека. Создал ли YHVH Элохим весь мир, или Он начал творить живое, когда мир уже существовал? Это не совсем ясно. Во всяком случае, когда речь идет о создании живого, Тора говорит, что YHVH Элохим создал это.
А следующий параграф в части 4 первой главы Торы обычно понимается так, что существует целый класс Элохим:
22 And YHVH ELOHIM said, “Look!—the soil-creature has become like one from us, to know good and bad; and now, lest he send forth his hand and take also from the tree of life, and eat, and live for an age ...!”—23 And YHVH ELOHIM sent him from the garden of Eden, to service the soil from which he was taken. (p. 36).
Мой перевод:
И YHVH Элохим сказал: «Вот — земляное создание стал как один из нас, стал способным знать хорошо и плохо, и сейчас может также протянуть руку и сорвать с дерева жизни, и жить вечно...!» И YHVH Элохим выслал его из Эдемского сада, чтобы обслуживать землю, из которой его взяли.
Можно понять так, что другие элохимы существуют, и все элохимы знают добро и зло и живут вечно. Есть точка зрения, что одно из значений слова элохим - мощный дух.
Это позволяет по-новому взглянуть на эпизод в главе 3, где появляется "змея" и соблазняет людей съесть запретный плод. Эта змея очень хитрая.
"And the Nachash said toward the woman, “Dying—you will not surely die!59 5 For ELOHIM knows that in the day you eat from it that your eyes will be opened and you will be as ELOHIM knowing good and bad.”(pp. 34-35).
Мой перевод:
"Начаш сказал женщине: "Умереть-то вы точно не умрете! Элохим знает, что, как только вы откусите этот плод, ваши глаза откроются и вы будете как Элохим знать хорошо и плохо" ".
Эта змея ("начаш") слишком умна для животного. Она явно умнее человека. Она даже знает то, что скрывает Элохим YHVH. Есть все основания думать, что это существо тоже является мощным духом, элохимом. Таким образом, среди мощных духовных существ, элохимов, есть и вредные, которые как-бы действуют против Создателя (по крайней мере, так кажется). Склонность к "соблазнению", подталкивание к запрещенному поведению, отличает вредных представителей класса элохим, которые не раз еще появятся в еврейской Библии.
В истории про договор между Элохимом YHVH и Авраамом мы читаем:
Chapteг17:1 And Abram was a son of ninety years and nine years, and YHVH was seen toward Abram, and said toward him, “I am el shaddai, walk about before my face and be whole; and I will give my pact between me and between you, and I will make you abundant, in exceedingly, exceedingly measure.” 3 And Abram fell upon his face, and ELOHIM spoke to him saying, 4“I—look!—my pact is with you, and you will become father of a crowd of nations. 5 And not still will your name be called Abram—and your name will be Abraham, for father of a crowd of nations I have given you. 6 I will make you bear fruit, in exceedingly, exceedingly measure, and I will give you to be nations, and kings from you will go out. 7 And I have made rise, my pact between me and between you, and between your seed after you, for their life-cycles, for a pact age-lasting, to be to you for ELOHIM, and to your seed after you.
(pp. 58-59).
YHVH Элохим заключает договор с Авраамом. Требует от него быть без изъяна. И также требует, чтобы YHVH Элохим был Элохимом для всех поколений потомков Авраама.
По-видимому, это означает, что потомки должны поклоняться именно YHVH Элохиму, а не какому-то другому Элохиму.
Я делаю вывод, YHVH является особенным среди элохимов, потому что он создал жизнь на земле и человека. Он также выбрал Авраама для заключения договора с ним. Но категория «элохим» включает в себя не только YHVH. Возможны другие элохимы, которые не обязательно являются богами и не обязательно являются добродетельными. Все, что мы читаем в Торе, не противоречит этому.
Свидетельство о публикации №223091300753