Миниатюры из мини-путешествий. Теплице. Часть 5

Продолжение.
Часть 1 - http://proza.ru/2023/08/27/1022
Часть 2 - http://proza.ru/2023/08/28/20
Часть 3 - http://proza.ru/2023/08/28/907
Часть 4 - http://proza.ru/2023/08/31/167


ЖАТЕЦ

Поездка из Теплице в Жатец состоялась погожим сентябрьским днём и обещала быть и солнечной, и, в полном смысле этого слова, пьянящей: в программе была поездка в город с посещением музея хмеля и последующей дегустацией свежесваренного пива из местной пивоварни.

Жатец - город примерно в 70-75 км от Праги.
Он не является центром производства пива. Жатец — центр производства хмеля! Жатецкий хмель считается лучшим в мире, и раньше экспортировался по всему земному шару. «Жатецкий хмель, из-за своих уникальных свойств, всегда был мерой установления качества, стоял у истоков зарождения самых известных марок пива и сегодня является символом качества пенного напитка. Сейчас объёмы экспорта значительно снизились в связи с демпинговыми ценами китайских поставщиков. Но многие крупные производители, такие как Kрушовицe, Staropramen продолжают использовать жатецкий хмель» (из Интернета).

Экскурсию по музею хмеля, расположенному в здании бывшего склада, очень похожего на здание элеватора, проводил тоже Володя. Так вот случилось, что и гид у нас Володя, и в музее тоже, его тёзка, чех. Мне он запомнился, как довольно молодой, немного полноватый,  темноволосый парень. Его приветствие и пояснения к фильму звучали на чешском, наш гид переводил.  Но по  глазам я видела, что Володя-чех отлично понимает русский, но отчего-то не говорит на нём. Заинтересовало его имя. Он пояснил, что это был мамин «каприз».

Перво-наперво нас провели в небольшой кинозал. Там показали фильм об истории этого хмелевого края, особенностях и технологии возделывании хмеля, как культуры-основы для пивоварения. Потом мы поднялись на верхний этаж «элеватора». Несмотря на солнечный и тёплый сентябрьский день, там было очень ветрено: множество щелей, в некоторых местах с присвистом и завыванием, пропускали внутрь холодные струи ветра. В музее интересно, поскольку все мои познания о хмелеводство на тот момент были ограничены парой лиан хмеля, посаженных мамой на даче в память о её курском детстве и юности (в их колхозе выращивали хмель, оттуда, наверное и привезли на посадку его шишечки). Многочисленные фотографии с изображением полей хмеля, орудия труда, какие-то механизмы, тара для перевозки сырья, процесс подготовки его к производству пива, рассказ про часы, расположенные на стене здания музея. Они показывают не только часы и минуты, но и цикл работ по выращиванию хмеля, и соответствующие им знаки зодиака.

Володя-чех бойко и увлеченно рассказывал, Володя-гид переводил. Время экскурсии прошло быстро. Купив сувениры в сувенирной лавочке (я приобрела там мужу футболку с вышитым на груди фирменным знаком - улыбающийся человечек в виде шишки хмеля. Хорошего, кстати качества - долго прослужила), мы вышли на залитый солнцем двор. Там нам в одном месте ещё показали небольшой демонстрационный участок с растущим хмелем. Мужчины из группы негромко перешучивались в нетерпеливом ожидании «практических занятий» в пивной.

Ранее пиво являлось неотъемлемой частью стола, или, как сказал Володя, частью еды. Также, как, к примеру,  вино во Франции. Благосостояние города и его жителей зависело от урожая хмеля, поэтому все трудились не покладая рук. Это отображено на логотипе храма хмеля и пива. «Шесть вертикальных полос, символизирующих подпорки для выращивания хмеля — рабочие дни, и только одна горизонтальная, символизирующая день отдыха с обильным употреблением пива» (из интернета).

В стоимость билетов у нас включено было посещение кафе/бара-пивоварни с дегустацией трёх сортов пива: тёмного, светлого, ещё какого-то (не помню точно). Там прохладно, уютно. Уселись за большой деревянный стол всей компанией. В музее многие из нас подмёрзли на сквозняках и надеялись согреться в кафе.

На столе появились нарезанный сыр, горячие и довольно острые колбаски. Вынесли пиво. Женщины, увидев по три большие кружки с пивом замахали руками: «Ого! Такие огромные! Ни за что ни осилить!» Я тоже замахала (пиво пью редко и немного, в сильную охотку). Наши  отзывчивые мужчины сразу же  откликнулись, благородно предложив свою  помощь (спойлер: она не понадобилась - женщины умеют справляться с трудными задачами самостоятельно. Особенно с приятными).

Светлое пиво Володя обозначил как женское. С него и начали. Вкусно оказалось. И острые колбаски им запивать было хорошо. Лица слегка порозовели, разговор стал переходить в более личную плоскость. Кто-то из нас всё же спросил у него почему он не разговаривает по-русски? Ведь в Чехии в советское время русский язык даже в школах будто бы изучали. Лицо Володи-чеха слегка переменилось,  посуровело и он стал говорить что-то про 1968 год. По чешски. «Ага, понятно, тема не очень для него приятная. Ну штош...».

В путешествия я всегда беру с собой какую-нибудь сувенирную мелочёвку. Дарю понравившимся людям из соседей по купе, столу в санатории, водителей экскурсионных автобусов, горничных. Да мало ли кто может понравиться! Календари, салфеточки вышитые, наши вкусности какие-нибудь - по несколько штук у меня всегда в чемодане.  В тот раз у меня при себе были: набор монет, посвящённых 1812 году и монеты 25-рублёвого достоинства к предстоящей Олимпиаде в Сочи.

Набор я подарила перед отъездом Володе-гиду. Он был буквально ошарашен - во-первых набор понравился, а во-вторых, «без обид, не намекаю, но знаете, нас не часто радуют подарками!».
Для Володи-чеха у меня была припасена 25 рублёвая монета в подарочном оформлении. Мы сидели с ним рядом и я, почувствовав  в его голосе холодок, перевела разговор, поблагодарила за прекрасно проведенную экскурсию, протянула монету. Реакция этого человека меня удивила:  улыбнулся как малый  ребёнок, с любопытством стал крутить-вертеть монету в руках, разглядывая. Тут подошло время для дегустации кружки другого пива.  После неё за столом проклюнулись ростки всеобщего братания и  веселья. Володя-чех вдруг заговорил на русском языке. Между прочим, на очень даже неплохом.
После третьей кружки самого тёмного  пива, «мужского», наша компания затянула «Ой мороз, мороз!»,   «Катюшу», «Огней так много золотых…». Оба Володи, кстати,  пели с нами, почти с таким же энтузиазмом.
Жаль, время было ограничено, пришлось уезжать. Прощались, обнимаясь с Володей-чехом. Он - приглашал приезжать ещё, мы - обещали, конечно же. Хотя практически все понимали, что вряд ли вернёмся - в мире много других мест, где мы ещё не были. Усадив нас в автобус, он вновь достал монету из кармана, взглянул на неё и помахал нам вслед рукой.

Дело не в монете, конечно. Не Бог весть какой ценный подарок. Дело в том, что мы все, люди, со своими болями, убеждениями, заблуждениями, тревогами и мечтами, глубоко прячем потребность в простом внимании, дружеским взгляде, добром слове. Нуждаемся, что бы нас заметили и как-то дали понять: «Ты есть. Ты - важен. Ты тоже часть мира, как я, он, она. И все мы Человеки». Ну, мне так кажется. Не настаиваю.

ПС. Кстати, пива «Жатецкий гусь» в Чехии не существует. И в городе Жатец ни о каких гусях не слыхали. Оказывается, это  выдумка наших горе-маркетологов. Так же как выдумано дурацкое слово «хорошечно», ничего общего не имеющее с чешским языком. Знаю, что чехам это неприятно.
«Большого скандала не вышло, но они какое-то время возмущались тем, что их страну используют в таких целях. Президент Чешской ассоциации пивоваров Ян Веселый подтвердил, что никакой легенды, связанной с Жатецким гусем, не существует, и назвал рекламу пива «Жатецкий Гусь» (и снова в помощь мне интернет): «…украденной чешской идентичностью и грязными маркетинговыми ходами, так как вся рекламная кампания строится на обмане потребителя, который считает, что пиво и правда чешское».  И это ещё мягко сказано. Если поискать получше в интернете - там гораздо более жёсткие характеристики даны. 
А как по мне,  так это просто неумнО, некрасиво и даже позорно. Но я, правда,  не маркетолог (шут их знает кто и чему их там учит).
Конечно, может быть людей, никогда не бывавших в Чехии и городе Жатец, греет такое липовое приобщение к чешской культуре пивоварения. Но лично мне это неприятно и обидно - при всём богатстве русских традиций, русского языка у маркетологов не хватило фантазии придумать что-нибудь более оригинальное, своё. Правда,  некоторые «пивцы»  говорят, мол, продукт этот очень неплох (ну, если они не врут, то хоть на том спасибо). Но всё равно, рекламу пива и противного «хорошечно» не люблю, пиво с таким названием в знак протеста принципиально не покупаю. Всё же, думаю,  с настоящим чешским  оно вряд ли может конкурировать.
И нечего примазываться к чужой славе.


Продолжение пишется…
 


Рецензии
Здорово получается,когда всё видишь своими глазами.
Ничего придумывать не надо.Про хмель много нового узнала
А вот пиво не люблю. В молодости пробовала,но только
чудовищно заболела голова. Зато одна из дочерей без пива жить не
может. А вот вторая за 50 лет вообще никакого спиртного в рот
не брала- мигрень с 5-ти лет мучает. Спасибо за интересный
рассказ,за то,что своё вспомнила.
С уважением и добром

Анна Куликова-Адонкина   04.05.2024 14:52     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Анна, за прочтение и отклик.
Благодарю🌸

Наталина Смолл   05.05.2024 17:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.