Недооценённый фактор - отношения

Развитие нашей психики не только расширяет наш опыт, но и качественно модифицирует наши отношения, которые проявляются и формируются из глубин нашей сущности, в зависимости от условий, намерений и необходимости. Относительность всех концептуальных и мировоззренческих форм выдвигает в системе наших ценностей новый статус феномена отношений, понимание сути которых помогает нам освоить куда, где, и как проявлять, должным образом, нашу субъективную сущность.

В горизонтальной проекции, мы являем следующие субъективные типы взаимоотношений:

«Я - Иной» - отношения непосредственные, многосторонние и естественные, открывают нашу субъективность для взаимодействия в потенциальных областях. Носят всеобщий характер;
«Я - Другой» - отношения опосредованные нашей субъективностью, двусторонние и необходимые для жизнедеятельности, порождены неокортикальной системой. Носят общий и конкретный характер;
«Я - Чужой» - отношения эгоцентрические, односторонние и предельно двойственные, порождены лимбической системой. Носят конкретный характер.

Развитие сознания характеризуется уровнем организации его отношений, преодолением антагонистической двойственности, проявлением наших потенций (возможностей, силы), реализацией нашей субъективности.

Раздвоенность наших представлений разделяет пространственно-временное поле, конституирует и фиксирует его, вместе с тем позволяет осознавать процессы и целостно участвовать в них. Процессы осуществляются в пространственно-временном континууме и всегда взаимосвязаны через потенциально-актуальные отношения. Наша пространственно-временная ориентация всегда субъективна и относительна. Для более целостной деятельности субъекта в Реальности необходимо перевести акценты его внимания от обозначающей явления позиции (пространственно-временная фиксация) к процессуальной (причинно-следственная), т.е. на отношения.

В социальной действительности отношения построенные на противоречивых основаниях (лимбических) приводят к деструкции и антагонизму, что поднимает вопрос о необходимости осмысления существующих взаимоотношений, преодолении односторонних манипуляций, основательного пересмотра нашего понимания сущности человека и реальности. Преодоление антагонизма во взаимоотношениях является, по сути, не преодолением двойственности, но правильным ее осуществлением, которое подразумевает диалог, солидарность, развитие и рост.

«Жизни неведомы какие-либо абсолютные единицы, но только центры отношений, непрерывные процессы единения, ибо действительность невозможно раздробить на отдельные, сами по себе существующие куски. Поэтому каждая её фаза и форма проявления есть член системы отношений и может быть осмыслена только в отношении к другим членам или ко всей системе в целом, благодаря чему в определении фаз непрерывного, нерасчленяемого потока жизни исключаются крайности утверждения как полной идентичности, так и её отрицания». Говинда А. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма Спб. 1993 , 58.

Человек, в отличие от животного, способен подняться над инстинктом (прошлым) и конкретной средой (настоящим), оценить ситуацию целостно и протяжено (будущее). Способность выйти за рамки текущих процессов действительности, позволяет человеку сознательно и намеренно строить свои взаимоотношения с Реальностью, расширять свой опыт, целостно улучшать условия жизнедеятельности.  Человек из царства подчинённости переходит в царство возможностей и ответственности.


Рецензии