Введение
Томас Гейнсборо
На исходе первой четверти XXI в. стала очевидна проблема глубокого духовного кризиса современного мира, в котором ни одна светская или религиозная, древняя или новая идеологии оказываются не в состоянии дать ответы на актуальные запросы беззащитного, мечущегося духа. Ни идеи выдающегося французского мыслителя Альбера Камю, которого ещё при жизни именовали «Совестью Запада», ни этика философов-стоиков Сенеки или Марка Аврелия не в состоянии преодолеть ту вселенную страха и беспокойства, которая пронизывает все пласты человеческого существования. Они предлагают лишь способы претерпевания бытия (океана сансары ), ничего не говоря о способе переправы на другой берег, на котором возможно угасание (нирвана ) терзающей человека тревоги.
Преодоление сложившегося кризиса видится возможным через решение проблем онтологии сознания. В связи с этим как никогда ранее назрела необходимость в полной мере воспользоваться знаниями, которые были накоплены за века созерцательной практики (дхьяны ) мудрецами Востока, и окончательно отказаться от высокомерного философского европоцентризма. Среди философов, в классическом смысле, первая такая попытка осуществлена Шопенгауэром. Этот не самый популярный, во многом недооценённый и, возможно, так до конца не понятый философ, по словам Евгения Торчинова «обнаружил новый (и вместе с тем древний) путь постижения метафизической сущности – путь самосознания: во внешнем мире реальное его ядро неприступно, мы познаем лишь феномены, но есть я сам, который и феномен, и вещь в себе. И вот, углубляясь в самого себя, я могу постичь ту загадочную сущность, которая совершенно недоступна для постижения извне… Суть субъекта и внешнего мира совпадает, и эта суть предшествует субъект-объектной дихотомии: Атман есть Брахман , подлинная самость и вещь в себе мира суть одно и то же ».
Таким образом, через гармоничный синтез философских учений Запада и Востока, а не просто через поиск разрозненных точек соприкосновения традиций, нам видится дальнейший путь развития философии новейшего времени, который в итоге может оказаться той самой «лодкой», столь необходимой для преодоления страданий духа.
Однако следует признать, что это скорее всего дело если и не отдалённого, но всё же будущего, тогда как проблему необходимо решать уже сейчас. И пока кабинетные философы, мыслители или представители различных конфессий в поисках решения будут пытаться вести диалог, обращает на себя внимание тот факт, что само провидение или какая иная сторонняя сила уже в этот самый момент создала феномен, который существует за пределами церквей, храмов или синагог, выбиваясь за границы традиционных религиозно-философских учений. Это своего рода религия без религии, вобравшая в себя традиционные вероучения, вырвавшиеся за рамки определённого исповедания и нашедшие своё воплощение в так называемой «массовой культуре» - кинематографической саге «Звёздные войны». В своей книге «О религии» американский философ и теолог Джон Д. Капуто пишет: «В наше время «Звездные войны» предлагают молодым людям высокотехнологичную религиозную мифологию, неприкрытое «дублирование» первичных религиозных структур за рамками религиозных институтов… В отличие от разного рода чепухи в стиле нью-эйдж «Звездные войны» представляют собой пример удивительного сочетания мистики и научной фантастики, необыкновенный симбиоз религии и постиндустриальных технологий».
Действительно, сложно не согласиться, что многолетняя популярность киновселенной «Звёздные войны» во многом объясняется и тем, что содержит многочисленные отсылки к мифологическим представлениям, а классические религиозные персонажи перенесены в мир высоких технологий будущего. Здесь находят своё место и святое семейство – в нём происходит непорочное зачатие младенца Энакина Скайуокера от некой Силы , который в последствии, подобно Падшему ангелу, превращается в дьявольскую фигуру Дарта Вейдера; и отсылка (в противостоянии республики и галактической империи) к борьбе между Царствием Божьим и воинством Князя тьмы; и явный намёк на Мессию (спасителя галактики) в образе Люка Скайуокера.
Со временем подобные фильмы, нравится это представителям официальной церкви или нет, приобретают статус своего рода новой религии. Нельзя не обратить внимание, что эта космическая сага в не тривиальной, а в довольно-таки эффективной форме провозглашает традиционные этические ценности, где религиозно-философские традиции, как западные, так и восточные, просматриваются чрезвычайно отчётливо.
Если вдуматься, то можно заметить, что звёздная война как таковая проходит на самом деле не между двумя равными силами (светлой и тёмной стороной), а является результатом нарушения равновесия внутри одной-единственной Силы – некой вездесущей мистической стихии, подобной китайскому Дао.
В основном тексте даосской философии «Дао дэ цзин» («Канон Дао и дэ», или «Книга Пути и благодати»), авторство которого приписывается древнекитайскому философу Лао-цзы (букв.: «Престарелый мудрец», «Престарелый младенец», «Старец-младенец»), дао описывается как духовное, бестелесное, бесформенное, бесконечное и вечное начало, непостижимое органами чувств. Дао есть Абсолют и начало всех начал, оно неисчерпаемо и одновременно пусто.
«Смотрю на него и не вижу, а поэтому называю его невидимым. Слушаю его и не слышу, поэтому называю неслышимым » [Фрагмент 14].
Всё сущее проистекает из Дао и возвращается в него. Дао не Бог, а некая сверхъестественная сила, ведущая к совершенству. Совершенство же заключается в покое.
«Нужно сделать [свое сердце] предельно беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогда все вещи будут изменяться сами собой, а нам останется лишь созерцать их возвращение » [Фрагмент 16].
Таким образом, ведущая религиозная модель «Звёздных войн» нам видится скорее восточной, чем иудео-христианской, а благородные рыцари-джедаи , уделяющие немало времени углублённому самосозерцанию (медитации) и искусству владения световым мечом , гораздо больше напоминают японских самураев, чем тамплиеров или стоиков.
Обращает на себя внимание тот факт, что само отношение героев к Силе намекает на существующие в буддийской традиции три пути избавления от страдания , которое полагается причиной пребывания в сансаре. Первый из них – есть путь отречения (Сутра). Согласно тибетскому учителю Дзогчен Чогьял Намкаю Норбу, на этом пути «следует преодолеть все привычки и склонности, которые считаются препятствиями к освобождению ». Именно этим путём и следуют джедаи , в частности Оби-Ван Кеноби. Второй путь – путь преображения (Тантра), где «отношение… к страстям, отвергаемым на уровне Сутры, выражено в тантрийском изречении: «Чем больше дров (страстей), тем больше огонь (реализация) ». Этот путь избрали для себя ситхи . Однако, чтобы успешно практиковать Тантру, требуются более высокие способности, иначе подвижник рискует стать рабом своих страстей, что в итоге может привести его к гибели. Это мы и видим на примере императора Палпатина. Третий путь именуется путём самоосвобождения (Дзогчен). «Его главные практики [методы] работают непосредственно на уровне ума, их цель – ввести человека в изначальное состояние… В этом состоянии практик продолжает пребывать до полной реализации Великого Переноса или Тела Света» . Этот путь, требующий феноменальных способностей, сумел реализовать Люк Скайуокер, полностью растворившийся в Силе.
Подводя предварительный итог вышесказанному, стоит оговориться, что в проводимом исследовании мы, руководствуясь знаменитым тезисом античного философа Протагора о том, что «Человек есть мера всех вещей», хотим сделать акцент на идеях, характерных для школ древневосточной религиозно-философской мысли, и продемонстрировать их связь с изучаемым феноменом киносаги «Звёздные войны».
И первым шагом на нашем с вами пути будет исследование ключевого понятия древнеиндийской философии – дхарма. Это та самая Сила, без которой невозможным было бы само понимание как индийской философской мысли, так и исследуемой нами франшизы.
Затем последует краткий разбор основных положений первой мировой религии – Буддизма, учение которого навсегда изменило наши представления о нравственности и морали, и породило целую плеяду выдающихся мыслителей древности. Как мы полагаем, именно их идеи во многом послужили основой для мифологической картины мира «Звёздных войн».
Завершит же наше исследование глава посвящённая сугубо практическим вопросам, связанным с методами преодоления «страданий», которые в изучаемом нами феномене массовой культуры представлены как пути познания тёмной и светлой стороны Силы.
Хотелось бы ещё добавить, что первоочередной задачей для автора было желание поделиться с читателем не только плодами своих многолетних размышлений, но и создать текст, который был бы в равной степени как содержательным, так и увлекательным для чтения. О том, на сколько его труд увенчался успехом пускай судят читатели.
Свидетельство о публикации №223091900739