Глава 3. Скрытая угроза

Если подвести краткий предварительный итог всему вышеизложенному, то станет вполне очевидным, что своеобразным идеологическим ядром или корнем буддийского учения является проблема страдания. Страдание – это всегда что-то очень конкретное, то, с чем мы постоянно сталкиваемся на протяжении жизни, чего боимся и всячески стараемся избежать, а ежели это не удаётся, то становимся подвержены гневу или отчаянию. Ввиду «омрачённости ума», как выражаются буддисты, мы не способны видеть истинную природу вещей (явлений), ибо корнем всех зол является состояние авидьи – невежества или незнания, понимаемое как «исходная омрачённость сознания». И если благородные рыцари ордена «Джедаев», занимаясь самосозерцанием, стремились, подобно античным философам, прозреть истину, дабы искоренить невежество и достичь состояния покоя, что дарует возможность узреть вещи «такими какие они есть», то их непримиримые оппоненты ситхи сумели обратить себе на службу гнев, страх, ярость, отчаяние или глубокую душевную боль – те самые «омрачения ума», коих даже обычный человек, не говоря уже о джедаях, стремится избежать. Вспоминается, как сражённый в поединке Оби-Ваном, смертельно раненный и полностью искалеченный юный Энакин Скайуокер вопрошает императора Палпатина о судьбе своей возлюбленной жены: «А где Падме? Она цела? С ней всё в порядке?» Его уже ждёт чудовищный ответ Дарта Сидиуса: «Похоже, что ты убил её в гневе ». И тогда, испытав ни с чем не сравнимую сердечную муку, Дарт Вейдер буквально преисполняется Силой. Конечно, хитрый, коварный и расчётливый владыка-ситх знал, какие струны души нужно задеть, чтоб нарастить мощь своего нового ученика.

Джедаи преуспевали в своём подвижничестве, а некоторые из них, такие как Магистр Йода или Люк Скайуокер, смогли по уровню могущества сравняться даже с величайшим из ситхов – Дартом Сидиусом. Однако внешняя форма Силы никогда не была истинной целью настоящего джедая, но «чистое видение» природы всех дхарм (феноменов), где нет разделения на сансару и нирвану, благое и неблагое, чистое или загрязнённое, было предметом их устремлений. Умиротворённый ум джедая уподобляется глади горного озера в безветренную ночь, когда она отражает на своей поверхности луну без малейшего искажения. Но стоит лишь появиться даже слабому ветерку (волнению ума), как отражение луны может и вовсе исчезнуть. Состояние чистого, незамутнённого омрачениями сознания делало джедаев почти непобедимыми в бою, позволяло сливаться с Силой и черпать в ней своё могущество. Если обратиться к истории, то можно заметить, что подобных методов придерживались и китайские монахи-воины, и японские самураи – последователи особой формы учения Просветлённого – чань-буддизма . Согласно буддийской традиции, это учение было передано Буддой во время так называемой «Цветочной проповеди», когда Первоучитель показал ученикам цветок и улыбнулся. Однако никто, кроме убелённого сединами старца Махакашьяпы, не понял смысла этого жеста Будды. Ответ Махакашьяпы был столь же прост и изящен, как и вопрос учителя – он тоже улыбнулся, показав цветок. В это самое мгновение мудрый старец пережил пробуждение (бодхи), став архатом. Состояние бодхи было передано ему Буддой непосредственным образом, минуя всякие устные или письменные наставления. С того времени в чань-буддизме началась прямая передача учения от «сердца к сердцу» (от учителя к ученику). Именно так и проходит обучение падавана у мастера джедая – «разум к разуму», как говорят в буддизме. Для передачи учения не нужны никакие священные писания, но лишь открытое сердце ученика. Потому магистр Йода, словно подражая китайскому патриарху чань-буддизма Хуэй-нэну , уничтожает священные книги джедаев, обращая слова наставления к Люку Скайуокеру: «Время пришло тебе оставить в прошлом идеи из затёртых книг!»
 
Позднее основные принципы чань (дзен) были сформулированы двадцать восьмым индийским патриархом школы созерцания Бодхидхармой: 1) «Не твори письменных поучений» (особое учение без священных текстов); 2) «Передавай традицию вне наставлений» (отсутствие безусловного авторитета слов и писаний); 3) «Прямо указывай на человеческое сердце» (передача с помощью прямого указания на реальность – особым образом от сердца к сердцу, от сознания к сознанию); 4) «Смотри в свою природу, и станешь Буддой» (необходимость пробуждения через осознание собственной природы).
 
Чаньские наставники всегда особо подчёркивали, что не существует никакого Будды вне сознания человека, порой облекая свои мысли в весьма грубые и шокирующие высказывания. Одна легенда гласит, что на вопрос мирянина о том, что такое Будда, мастер чань Линь-Цзы ответил, что это дыра в отхожем месте. Вот какое красивое и тонкое пояснение этого изречения мы находим у писателя-постмодерниста Виктора Пелевина:

«Представьте себе…  грязный и засранный нужник. Есть ли в нём хоть что-нибудь чистое? Есть. Это дыра в его центре. Её ничего не может испачкать. Всё просто упадет сквозь неё вниз. У дыры нет ни краев, ни границ, ни формы — всё это есть только у стульчака. И вместе с тем весь храм нечистоты существует исключительно благодаря этой дыре. Эта дыра — самое главное в отхожем месте, и в то же время нечто такое, что не имеет к нему никакого отношения вообще. Больше того, дыру делает дырой не её собственная природа, а то, что устроено вокруг неё людьми: нужник. А собственной природы у дыры просто нет — во всяком случае, до того момента, пока усевшийся на стульчак лама не начнет делить её на три каи».

Доктрина о Трёх Телах Будды (трикая) также была порождением буддизма Махаяны и гласила, что ради спасения всех чувствующих существ Будда в своём великом сострадании может проявлять себя на разных уровнях бытия в трёх телах. Как земной учитель Будда явил себя в облике исторической личности – царевича Сиддхартхи Гаутамы, располагая тем, что называется нирманакая («призрачное тело»). Однако Будда, согласно представлениям Махаяны, есть и вечный метафизический принцип, тождественный природе абсолютной реальности. С одной стороны – это своеобразный буддийский аналог Абсолюта, некое состояние «сверхбытия», называемый дхармакая («тело учения»), а с другой – особое «тонкое» тело - самбхогакая («тело пользования»), позволяющее Будде передавать наставления ученикам, даже покинув бренный подлунный мир. И сразу же вспоминаются слова магистра Йоды, обращённые к Оби-Вану Кеноби: «В одиночестве на Татуине учить вас будут… Старинный друг [магистр Квай-Гон Джинн] к бессмертию путь сумел открыть. Тот, кто из иного мира Силы возвратился – учитель бывший ваш… Вас контактировать с ним я научу ». Подобного уровня реализации (проявления тела самбхогакаи) достигнут впоследствии и магистр Йода, и Оби-Ван Кеноби, и его ученик Люк Скайуокер - во время своего финального поединка со внуком Дарта Вейдера Кайло Реном.

Поисками обретения бессмертия занимались и ситхи. Однако методы их, равно как и мотивация, существенно отличались от тех, что использовали джедаи. Во многом в своих изысканиях преуспел коварный император Палпатин. Его целью было обретение физического бессмертия, которое бы позволило получить ему абсолютную власть над всеми галактиками. Покидать бренную телесную оболочку он отнюдь не стремился, однако прекрасно осознавал, что у всего есть свой ресурс, и когда он будет исчерпан, никакая Сила не поможет уберечь тело от естественной смерти. Даже магистр Йода, живший в полной гармонии с Силой, покинул мир, просуществовав около девятисот лет. И Палпатин призвал себе на помощь магию, воспользовавшись способом, весьма напоминающим одну из Шести йог Наропы  – йогой переноса сознания, правда в несколько искажённом виде . Внимательный зритель не мог не задаваться вопросом, почему Лорд ситхов несколько раз подвергал свою жизнь опасности, провоцируя сразить его световым мечом, взывая то к Люку Скайуокеру (Эпизод VI), то к своей внучке Рей (Эпизод IX). «Я чувствую твою ярость, я беззащитен. Возьми оружие, порази меня со всей своей ненавистью, и твой переход к тёмной стороне будет завершён!» - вкрадчиво произносит владыка-ситх, почти гипнотизируя с трудом сдерживающего себя Люка . Однако, вряд ли любящий жизнь, движимый страстями, жаждой власти и могущества Палпатин хотел лишь переманить на тёмную сторону Силы могучих воинов-джедаев.  Автору видится, что Дарт Сидиус вполне мог желать захватить молодое, полное сил тело своего врага, вытеснив его ослабленный аффектом ярости, мятущийся дух. И если во «Возвращении джедая» подобный замысел Палпатина кажется скорее догадкой или предположением, то в финальном эпизоде франшизы мы наблюдаем, как владыка-ситх напрямую обращается к своей внучке: «Убей меня, и твоя душа вберёт мой дух !» Да и своеобразное «воскрешение» Палпатина в теле собственного, хотя и искалеченного, клона говорит в пользу версии об особых способностях Дарта Сидиуса - перемещать свой дух. Упоминание о похожих возможностях можно найти в мифах и сказаниях Древней Индии, где различные махасиддхи  переносят своё или чужое сознание в тела недавно почивших, с целью обретения нового опыта или продления земной жизни.

Таким образом, мы видим, что последователи как светлой, так и тёмной стороны Силы искали в определённом смысле одно и то же, но цели преследовали разные. Подобно бодхисаттвам джедаи стремились оказывать помощь страждущим, тогда как ситхи искали личного могущества и власти, желая уподобиться бессмертным богам, управляющих всеми мирами.
 
Однако, можно с высокой долей уверенности сказать, что любой путь постижения Силы начинается с поиска пути преодоления страданий. И вновь мы возвращаемся к Четырём благородным истинам Будды, о которых тибетский наставник и учитель Чогьял Намкай Норбу пишет:
 
«Первая истина привлекает наше внимание к самому факту страдания, указывая на существование лежащей в основе всего бытия неудовлетворённости, неотъемлемой от нашего состояния. Вторая истина объясняет причину этой неудовлетворённости – двойственное состояние и неотъемлемая от него неутолимая жажда (или желание): субъект превращает свои объекты в нечто конкретное и всеми силами пытается ими завладеть. И эта жажда (или желание) в свою очередь подкрепляет и поддерживает иллюзорное бытие субъекта как сущности, отдельной от единой целостной вселенной. Третья истина учит, что страдание прекратится, если преодолеть двойственность и вновь достичь воссоединения. Наконец, четвёртая истина объясняет, что есть путь, ведущий к прекращению страдания – тот самый путь, который описан во всех буддийских учениях».

И если все буддийские традиции придерживаются фактически одинакового взгляда на существование страдания как главной проблемы, то пути для её решения предлагают разные. Согласно Намкаю Норбу, традиции Хинаяны и Махаяны придерживались так называемого «пути отречения», где причинами страдания считают три яда ума – неведение, привязанность и гнев. «Здесь эго сравнивается с ядовитым деревом, а применяемый метод подобен последовательному выкапыванию корней этого дерева ». Следуя «путём отречения», необходимо преодолеть все эгоистические побуждения, искореняя, выкорчёвывая яды ума.
 
«Гнев, страх, агрессия – тёмная сторона Силы это. Легко они приходят, дают в битве поддержку. Раз вступишь на тёмную тропу, навсегда она твою судьбу определит. Поглотит тебя она как ученика Оби-Вана!» - наставляет Йода Люка Скайуокера. Сложно не согласиться с наставником джедаев и великим подвижником Йодой. Так всё и случилось – переход Энакина Скайуокера на тёмную сторону произошёл в тот самый миг, когда он, поддавшись, пускай и справедливому, праведному, как сказали бы христиане, гневу, беспощадно вырезал целую деревню таскенов (народа песков), тем самым «мщение своё за смерть матери осуществив ». Для истинного джедая подобный подход неприемлем. Лишь постоянный, неусыпный контроль за страстями, отречение от гнева, страха, привязанностей да ясный ум даруют джедаю Силу, оберегая его от тёмной стороны. «Как отличить хорошую сторону от плохой?» - вопрошает Люк Скайуокер. «Ты поймёшь! – отвечает Йода. – Когда ты тих, светел, спокоен.»

Другого подхода преодоления страданий, именуемого «путём преображения», стали придерживаться последователи Тантры или Ваджраяны. Согласно их воззрению, даже простые человеческие слабости можно превратить в оружие, а посему не следует понапрасну искоренять или уничтожать аффекты - гораздо разумнее преобразовать их в духовную силу и мудрость, подобно средневековому алхимику, трансформирующему неблагородный метал в золото. Однако, как говорилось ранее, этот путь таит в себе и многие соблазны, а уж опасности подстерегают на каждом шагу. И вновь Люк Скайуокер обращается к Йоде: «Тёмная сторона сильнее?» И мастер ему поспешно отвечает: «Нет, нет, нет! Проще и притягательнее ». Не будем скрывать, что мудрый магистр джедаев Йода, как полагает автор, немного лукавит. Нужно признать, что не было джедая даже приблизительно равного Йоде по силе, но даже он, при всем своём, а это не вызывает у нас сомнений, могуществе, не смог одолеть Палпатина. «Я в изгнание отправиться должен. Фиаско я потерпел», - произносит Йода, едва избежав смерти в поединке с Лордом ситхов. Разумеется, мудрый и реализованный гуру обязан уберечь своего ученика от опасностей «пути преображения», пускай даже и посредством маленькой «лжи», ибо что есть, согласно Махаяне, любой феномен (дхарма)? Конечно – лишь пустота  (шуньята).

Но есть ещё и третий путь преодоления страданий – путь самоосвобождения. Его основные принципы изложены в учении Дзогчен, что переводится как «великое совершенство». Согласно Торчинову, который считает это доказанным фактом, Дзогчен возник на стыке Ваджраяны и китайской школы Чань, став их своеобразным синтезом. Однако нам гораздо интереснее не корни происхождения Дзогчен, а прикладное значение этого направления тибетского буддизма. Как утверждает всё тот же Чогьял Намкай Норбу, «практикующий [Дзогчен] живёт обычной жизнью, не нуждаясь ни в каких правилах, кроме своей собственной осознанности, но всегда пребывая в состоянии изначального единства благодаря объединению своего состояния со всеми проявлениями, составляющими его переживание, причём со стороны совершенно не заметно, что он занимается практикой. Вот что имеется ввиду под самоосвобождением, вот что имеется ввиду под названием Дзогчен, которое означает «Великое совершенство…»

Конечной же точкой «пути самоосвобождения» является реализация Тела Света, когда «вместо разложения на составляющие его [материальное тело] элементы, оно растворяется в сущности элементов, которая есть свет ». Подобных высот практики, полностью растворившись в Силе, достиг Люк Скайуокер, едва завершив свой «астральный» поединок с Кайло Реном. Однако прежде Люк со всей ясностью увидел и осознал, выражаясь языком учения Будды, пустотность всех дхарм. Даже благородные джедаи, воины светлой стороны Силы, при всём старании не смогли полностью уберечь себя от страстей. «Теперь, когда они вымерли, джедаев идеализируют, боготворят. Но если убрать миф и судить по деяниям, увидишь, что они погрязли в пороках – лицемерие, гордыня. На пике могущества они проморгали Дарта Сидиуса, создавшего империю им на погибель. Именно магистр-джедай несёт ответственность за обучение и рождение Дарта Вейдера » - такие слова обратил Люк Скайуокер к мусорщице Рей, внучке Палпатина.

Подводя предварительный итог всему вышесказанному в этой главе, можно вполне уверенно констатировать, что скрытую угрозу таит в себе не тёмная или светлая сторона Силы, но Сила как таковая, а посему любой, дерзнувший её постичь, не застрахован от поражения.


Рецензии