Сказка о братьях Степане и Федоре

Жили-были на свете два брата, и были они сиротами. От отца с матерью им достался надел безродной земли и покосившийся домишко, без окон с дверью на одной петле.
Жили, конечно же, впроголодь. Когда люди добрые сжалятся, кус хлеба бывал в доме, а, когда на все про все, вода колодезная да сиротская слеза.

Подросли братья, думу думают, как дальше жить. А тут через их сельцо калики перехожие шли, с ними мальчонка-поводырь. Увидел братьев, обратился с речью:
-Помогите, чем сможете. И мы чем сможем – поможем, работой не погнушаемся.
Грустно улыбнулся старшенький Степан:
-Сами бедны, но коли так, вот хлебца из лебеды, лучок с огорода.
Младшой толкает Степана:
-Отдадим последки, завтра, что есть будем?

Старшой не стал слушать неразумные речи брата, позвал старцев в избенку, передохнуть. Сам принялся ухаживать за ними, как за близкими-родными. Сбегал к соседке, выпросил кружку молока в долг, тюрей гостей угостить.
А Федор, младшой который, снова брата упрекает:
- И так всему миру должны, а ты за ними, как мать родная за дитем ходишь. С них и взять нечего, лапти и те драные!
Гости, если и слышали неприветливые слова Федора, вида не показывали, мудро промолчали. Как отдохнули, в путь-дорогу засобирались. И вот, что братьям напутствовали:
-В заповедном лесу, в самой ее чаще, в овраге живет один старик. Он про все ведает, про тварей лесных, про птиц небесных, про людей  и их судьбинушку. Говорят, кто у него побывал, тот богатым стал, кого дельным советом, кого каменьями драгоценными одарил. Не побоитесь сгинуть в лесу, может и вам сходить да дар получить?
Степан с поклоном принял совет, а Федор отвернулся, как говорится: молодец красив, да на душу крив.

Немного погодя отправились братья в заповедный лес. Идут, а навстречу старушка с ярмарки идет, несушку с двумя цыплятами несет.
-День добрый, куда путь – дорогу держите, добры молодцы? – поздоровалась она.
-Не закудыкивай дорогу, старуха, - сказал Федор, как отрезал.
-Ищем, бабушка, старика, что живет в овраге, в самой чаще леса заповедного, - кротко ответил Степан, а сам платочек достал с хлебными крошками, в корзиночку к несушке высыпал, старушку водицей напоил.
Та  улыбнулась старшому и говорит:
-Лес не зря заповедным кличут. Лихо беде напасть, скоро можно пропасть. Ни пейте водицы с ручья, не троньте ни птицы, ни зверя лесного, с дерева ветки не сломи.
Поклонился Степан советчице. А Федор отмахнулся и, ничего не говоря, пошагал один. На перепутье выбрал торный, широкий путь. Старшой вздохнул, покачал головой, решил идти другой дорогой. Не широкая, а узкая тропочка показалась более верной.

Как говориться: год – не неделя, все будет, да не теперя. Федор не маялся в пути. Про наказ старушки он давно позабыл. Напился из ручья, перепугав пучеглазых рыб. Дальше есть захотелось, недолго думая, веток наломал, костер запалил. Гнездо разорил. Наелся до отвала и захрапел до утра.
Степану же слова старушки запали в самое  сердце. Измаялся от жажды, но водицы не замутил. Изголодался, но ни птахи, ни лесного зверя не потревожил. Замерзал, но даже хворосту не набрал. Улыбался чистоте вод и журчанию ручья. Любовался красоте заповедного леса, заслушивался щебетанию птиц. А ночью улегся под березой и смотрел на небо. Звезды подмигивали, будто старому знакомому. Луна пряталась за тучи, стараясь не мешать отдыху путникам.

Ранним утром братья вышли к сторожке старика. Сам сидел на крыльце, плел лапоточки, хмурил брови, что-то бормотал в седую бороду.
Подошли братья. Степан шапку снял, низко поклонился, поздоровался. Потом молча встал, ожидая, когда на него обратят внимание.
Федор же кивнул:
- Мы долго тебя искали. Говорят, золотом одариваешь…
- Таки золотом? – удивленно переспросил старик.
- Да! Каменьями самоцветными, - алчно блеснули глаза младшого.
- Раз говорят, так оно и есть, - пожал плечами хозяин, - мне бы воды испить.
Степан и Федор кинулись к колодцу, зачерпнули ведром холодной колодезной водицы. Наполнили каждый по туеску, что рядом лежали.
Старик не спеша отложил лыко. Взял было туесок Федора, тот отпихнул брата в последний момент.
- Ох! – выплеснул хозяин воду. – Не хорошая, с кровью намешана.
Потупился Федор, ждет,  что скажут Степану, ведь из одного ведра черпали.
Степан поклонился, подал.
- Хороша! - утер усы и бороду довольный старик. – Испробуй. Такую нигде не сыщешь.
Старшой удивился, что тот имя его знает. Отпил водицы, утолил жажду. Ох, что такое?! Будто исцелился, заново родился, да силенок прибавилось, горы свернешь, не запыхаешься.
Младшой нетерпеливо воскликнул:
- Обмануть хочешь? Я выполнил твою просьбу, где мое богатство?!
- Будут тебе богатства. Чего не пожелаешь, так тому и быть, исполнится твоя просьба, - молвил хозяин, - в наших краях остановилась на отдых иноземная королева. Говорят, она ищет того, кто выполнит ее одно желание. Кто исполнит, тот станет мужем-королем. В качестве приданного несметные сокровища, каменьев и золота в достатке до седьмого колена.
Степан поблагодарил, поклонился до земли и пошел тем же путем, откуда пришел. Федор чуть не бегом, не сказав ни слов благодарностей, ни попрощавшись, потурился по своей дороге.

Вернулись братья в сельцо, а его не узнать. Кругом шатры огромные. Люди в богатых одеждах снуют. Слуги кушанья разносят, с ног сбиваются. Рыцари доспехами блещут, оруженосцы мечи натачивают.
У самого красивого шатра люди толпятся. Глашатай возвещает:
- Исполните пожелание королевы, будь старик – отцом станете, молодец – мужем…
- Какое? Какое?!
- В шкатулке находится диковинное семечко. За ночь вырастите дерево. На верхушке находится кольцо. Сможете добыть, станете мужем прекрасной Алели. Будете править страной, владеть несметными богатствами.
Оробел Степан, не под силу такое заковыристое задание. А Федор одурманенный обещаниями:
- Извольте! Легче легкого! Ждите завтра поутру  меня с колечком и готовьте пышную свадебку..

Выдали братьям диковинное семечко.
- Что делать будем? – спрашивает старшой.
Сам не рад. Ему люба была другая-Марьюшка из их сельца. Про то лишь его сердце ведало. Но брата бросать не хотел.
- Пошли снова к ведуну! – воскликнул в гневе Федор. – Он обещал богатства. Мы, что лапти зря топтали?
- Дай-ка взглянуть на эту невидаль, - протянул руку Степан.
Не успел прикоснуться к семечку, как услышал тоненький голосок:
- Посади меня в землю, полей водицей из ручья. А там увидишь, что будет.
Подивился Степан, услышав такое. Глядит на брата, а тот и ухом не ведет, убирает коробочку в карман.
- Слушай, может, посадим семечко? Польем водицей…- предложил, было, старшой.
- Ага, ты делай, - лениво ответил младшой, а сам решил украсть другое кольцо у какого-нибудь знатного вельможи.
Дерево же не может вырасти за ночь!
Федор наблюдал за братом и с места не сдвинулся, чтобы помочь. А Степан заботливо посадил диковинное семечко, полил водой из ручья. Наконец оба уснули, а утром не поверили своим глазам.

Вот те раз! Выросло два деревца! Возле младшого – искривленное, маленькое, на котором даже листочков не было. А около Степана – высоченное, стоит не шелохнется, кроной тучи подпирает. Федор указывает на высокое дерево и говорит:
- Брат, вот мое. А это уродливое – твое. Во сне ворочался и меня отодвинул, я перелег, чтобы тебя не потревожить.
Степан кивнул, мол, со всяким может случиться, вчера так умаялся.
- Значит кольцо там. Полезли? – испытующе посмотрел Федор.
- Хорошо, - простодушно ответил брат.
Долго ли, коротко ли, но братья стали подбираться к вершине. Затрепетали листочки, зашелестели:
- Степан, ты меня вырастил. Кольцо только ты сможешь взять.
Подивился этим словам старшой. Откуда он понимает язык деревьев, уж не кажется все это ему?

Добрались братья до макушки дерева. Видят, на самой высокой ветке сверкает в солнечных лучах колечко. Ярко-ярко, словно звездочка полуночная. Федор потянулся к нему, а оно в руки не дается. А тут еще откуда-то ветер бродяга появился, опасно ветви раскачивает.
- Братишка, поддержи меня, я попытаюсь, - предложил Степан.
Дотянулся, а колечко само в руки упало.
- Дай его мне! – взмолился Федор. – Я подержу, а ты перехватишься, чтобы удобнее спускаться было.
Отдал старшой кольцо, да только стал перехватываться. Этим воспользовался коварный брат. Схватил кольцо, да и толкнул Степана. Тот не удержался, полетел вниз.

Федор заторопился к королеве,  не увидел, как брата подхватили и унесли прочь птицы, иначе бы тот точно разбился о землю с такой высоты.
- Фьюить-фьюить, не бойся, не уроним, - щебетали птиц.
У Степана сердце зашлось, как высоко летели, но у земли опомнился. Сердечно поблагодарил и птиц, и дерево за помощь. И вот стоит он, и не знает, что делать ему дальше. Слышит, трубы трубят. Глашатаи провозглашают Федора королем, мужем заморской королевы Алели.

Долго стоял Степан не знал, как поступить, потом решил пойти к брату. Но не смог, ноги отказали. Выбежал тогда из заповедного леса олень:
- Садись, Степан, донесу, пока ноги снова ходить не станут.
- Спасибо, - смутился наш герой.

Стража в изумлении расступилась при виде восседающего красивого юноши на гордом олене:
- Это видно какой-то принц прибыл на свадьбу.
Степану невдомек, что как только они появились на людях, его одежда преобразилась. Вместо драных лаптей, сафьяновые сапожки. Вместо запыленной латаной перелатанной рубахи золотые одежды.

Подъехал к столам, что ломились от всякой заморской снеди, гостям, что пили и ели, восхваляя короля с королевой. Алели мило улыбалась Федору, который столько золота и каменьев нацепил на себя, что еле дышал от тяжести украшений, но все ему было мало.
Увидев брата живым и невредимым, младшой побледнел, но решил слукавить, нисколько не стыдясь своего злодейства:
- Что тебе надобно, незнакомец? Раз незваным заявился, выпей хмельного вина. А оленя – на кухню, пусть на вертеле запекут.

Услыхал такие речи Степан, возмутился. Вскочил на ноги, закрыл собою оленя:
- Не сметь трогать моего друга! Не побоюсь сказать, моего брата-оленя! Он не предавал меня, в отличие от тебя. Зачем ты так со мной? Я бы с радостью тебе отдал кольцо, не стал бы препятствовать твоему счастью. Бог с тобой! Я прощаю все, что сотворил ты, неразумный мой брат.

Степан поклонился всему честному народу, и покинул с оленем свадебный пир.
- Что-что не так с кольцом? – заволновалась королева.
- Ничего. Это все зависть брата. Я кольцо добыл! Вот околеть мне на месте, коли я вру!
Только произнес эти слова Федор, как упал замертво, и не стало его на белом свете. Королева Алели недолго горевала, тут же обручилась с рыцарем из соседней страны.

А Степан? Он построил дом, женился на любимой Марьюшке. Их дом, вон там, с края сельца, к заповедному лесу близехонько стоит. Болящие, с немочью, все идут к нему. Он всем помогает. Не только людям. Зверям лесным, что забегают, птицам небесным, что залетают. Деревьям, всем-всем, потому что понимает их, сострадает, утешает, исцеляет.

Видимо такой дар получил от хозяина заповедного леса, как Вы думаете?


26.08.17.


Рецензии
Поучительно. Можно детям вслух читать. Спасибо.

Владимир Лыгин   05.10.2023 12:01     Заявить о нарушении
Благодарю за отклик.
С уважением, Ирина.

Ирина Ману   10.10.2023 18:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.