В память о партизанах

            Этот сюжет возник у меня внезапно. Один из авторов нашего сайта, познакомившись с публикацией «Подвиг Зои Космодемьянской.Она любила Родину!» переслал мне фотографию скульптуры Зои. Я была благодарна Сергею за такой подарок, потому что в годы, когда мы спокойно разъезжали по родному городу, смартфоны ещё отсутствовали, и мы полагались только на память, которую нам даровал Господь.


         На этом фото запечатлена статуя Зои, которая  установлена в холле метро «Партизанская». Возле неё букетик свежей гвоздики. Рядом с постаментом - девочка, которая подошла познакомиться с Зоей.  Лет семи-восьми. В руках она держит книгу. Прижалась к постаменту, на котором возвышается 18-летняя Зоя. Стоит. С одной стороны, с какой-то грустью. А с другой, как будто поддерживает её: «Зоя, это мы к тебе пришли. Спасибо тебе. Мы помним о тебе». Наверное, родители назвали малышке  имя героини и объяснили, что с ней произошло. Думаю, без подробностей – уж больно жестокую казнь совершили фашисты.

        И я благодарна родителям девочки, что с детства приобщают её к значимым событиям тех далёких-далёких, но  не угаснувших в нашей памяти трагических для страны дней. Какое бы она не носила название – СССР. Россия. Это – НАША страна. Это – наш ДОМ.
 

        Невольно  и я вернулась к воспоминаниям. В 1944 году эта станция вступила в строй. Тогда она носила название «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина». Название показалось длинным, и станция вошла в историю под именем «Измайлово». Это 1947 год (обратите внимание – Сталин был жив), а в 1963 года её  название вновь изменили - на «Измайловский парк».


          Здесь нередко отдыхали и мы.  Для нас с подружками самым любимым  парком, родным, был, конечно же, был Парк культуры и отдыха имени Горького.  Расположен он был от нас, как говорят, в шаговой доступности.


          Но Москва велика. В ней «экспонатов», безусловно,  больше, чем в музее. Ведь она широка, многогранна. В постоянном движении и росте. Потому и нам не сиделось на месте.


        Открыли для себя «Измайловский парк». Это окрестность вблизи метро с таким же названием. Парк поразил нас какой-то суровостью. Нет. Скорее торжественностью. Вековые деревья. Берёзы, липы, дубы, сосны, ели, клён, осина… Да ещё и другие, которым мы по тем временам и названия-то не знали. Ну и, конечно, рябинка. Она радовала нас своим цветом с детства – красные галстуки, красные флажки… В отличие от парка Горького, где мы нет-нет да и  баловались аттракционами, здесь мы любили просто прогуливаться.  Да и приятные «мелочи жизни»  под рукой: мороженое, газировка.


              А станция метро «Измайловский парк» уносила нас в вглубь военного времени. На противотанковые «ежи» и обезвреженные снаряды мы насмотрелись ещё в годы обучения в школе. В собственном дворе. И о войне были наслышаны вполне:  о многом знали   по рассказам наших родителей и родителей подруг, учителей. И о Зое Космодемьянской тоже:  в моей библиотеке, на книжной полке, стоит книга «Повесть о Зое и Шуре», подаренная мамой и папой.



              Здесь, на станции метро  «Измайловский парк» нас встречала Зоя. Даже в камне, она выглядела совсем юной. Спокойное выражение лица. Винтовка, которую мы в жизни не держали в руках и даже как-то побаивались, так органично смотрелась с ней. Сапоги. Солдат. Смелый, мужественный, готовый в любую минуту пожертвовать жизнью ради Родины. Что Зоя Анатольевна и сделала.



               Неподалёку размещена ещё одна статуя – партизана Матвея Кузьмича Кузьмина, повторившего подвиг Ивана Сусанина. Матвею Кузьмичу было 83 года, когда в его родную деревню Куракино Пензенской губернии явились немцы. Прослышав, что тот старожил этих мест и сильный хозяин, немцы хотели сделать Кузьмина старостой. Но Матвею Кузьмичу, сославшись на то, что он стар и плохо видит, удалось отказаться от этой «должности».

                Но когда перед немецким отрядом поставили задачу перейти в тыл к советским войскам, которые размещались в деревне Першино, и внезапным ударом нанести им поражение, немцы вновь  обратились к Кузьмину, пообещав немалую награду. Тот сделал вид, что согласился.

            Жители деревни с ненавистью смотрели ему вслед, когда Кузьмич повёл немцев в лес. И никто – ни земляки, ни немцы не заметили - как из дома вышел сын Матвея – Василий. Он прямиком направился к деревне Першино, где разместились наши. А Матвей Кузьмич тем временем стал водить фашистов окольными дорогами, чтобы выиграть время. Когда он вывел немцев к деревне, их встретил шквальный огонь.
                К сожалению, во время боя Матвей Кузьмич Кузьмин погиб. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Он - самый старый по возрасту человек, получивший эту награду в годы войны.


                На следующем постаменте -  фигуры трёх человек: юноша, пожилая женщина и старик. Это - «Народные мстители». Так увековечена память партизанского движения, которое в значительной степени повлияло на исход   Великой Отечественной войны.


                Автор всех этих работ – заслуженный деятель искусств РСФСР, советский, российский скульптор-монументалист Матвей Генрихович Манизер.

 

                Он принимал активное участие и в оформлении ещё одной значимой станции. 76 скульптур, установленных в арках на станции метро «Площадь Революции" восхищают москвичей и гостей столицы с 1939 года. Здесь своеобразный музей скульптуры. Революционный солдат с револьвером, матрос, пограничник с собакой, рабочий с шестерёнкой, птичница с курицей и другие стали символами истории…   Нос собаки пограничника пассажиры метро давно дотёрли до блеска из-за желания, согласно сложившейся в народе легенде, получить благополучие, удачу.
       
         
             Во время Великой Отечественной войны Матвей Генрихович передал присуждённую ему Сталинскую премию в Фонд обороны. 5 марта 1953 года в его московской квартире раздался звонок: «Надо снять маску». Но с кого не уточнили. Манизер уехал снимать маску со Сталина, о смерти которого сообщили только на следующее утро.



              А теперь пришло время вернуться на станцию «Измайловский парк», которая по оформлению полностью отмечена подвигами партизан и работников тыла.


              2005 год. 60 годовщина со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне.  Московский Совет ветеранов войны и труда возглавляет Владимир Иванович Долгих. Совет занимался вопросами социального обеспечения пенсионеров, патриотическим воспитанием молодёжи, увековечиванием памяти защитников Отечества.


           И вполне естественно обращение членов Совета к мэру Москвы Юрию Михайловичу Лужкову с просьбой о переименовании станции «Измайловский парк» на «Партизанская». Лужков поддержал ветеранов и подписал соответствующее постановление.


                Владимир Иванович знал войну не по рассказам очевидцев. Он ушёл на фронт добровольцем, приписав себе лишний год. 5 декабря 1941 года красноармейцу Долгих исполнилось 17 лет, а 6 декабря рота противотанковых ружей вступила в первый бой. Началось контрнаступление советских войск. Битва за Москву. В 1943 году он получил тяжёлое ранение. Боль в ноге не отпускала до конца жизни.

                По окончании войны получил высшее образование. Работал директором Норильского горно-металлургического комбината. Это особое предприятие. Не будь его, вступившего в строй в канун Великой Отечественной войны, советская промышленность не имела бы танковой брони.

 
               Просьба ветеранов о переименовании станции метро в «Партизанская» вполне уместна и обоснована.



             А вот замена названий станций метро Борисом Ельциным не оправдана. Мало того, что он в одночасье разрушил великую страну – СССР, он успел внести свои «правки» и на просторах московского метрополитена.


            В 1990 году одним росчерком пера в один день были переименованы сразу 10 станций.  Так, «Кировскую» переименовали в «Чистые пруды», «Дзержинская» стала «Лубянкой», «Площадь Ногина» - «Китай-городом».  «Проспект Маркса» получил название «Охотный ряд», «Площадь Свердлова» - «Театральная», «Горьковская» - «Тверская».  «Калининскую» переименовали в «Александровский сад»,  «Колхозную» в «Сухаревскую», «Щербаковскую» в «Алексеевскую».  А станция «Ленино» превратилась в «Царицыно».
 

                С Владимиром Ивановичем Долгих мне посчастливилось пообщаться. В 2008 году по инициативе москвичей, чьё детство пало на грозные военные годы, была создана Общественная организация «Дети Великой Отечественной войны» города Москвы. 15 июля 2008 года она зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ. Горжусь, что была в числе учредителей.


                Работы, особенно в первые годы, было с лихвой. Прежде всего, определили членов организации, одиноких и больных. Поскольку никаких денежных средств у нас не было, могли  позволить небольшие покупки из личных средств. Это на предмет посещения их дома. Но все  были довольны даже телефонному общению.


                Наладили «шефство» над кадетами Морского корпуса имени Героев Севастополя и Казачьего корпуса имени Михаила Шолохова. Устраивали для них встречи с участниками войны, писателями, журналистами.

 
                Своего помещения (даже комнатки) у нас не было, и таких встреч в связи с этим, могло бы не быть. Вот здесь нам на помощь и пришёл Владимир Иванович Долгих, который предложил организовывать  встречи в зале Совета ветеранов.

             В первой он тоже принял участие. Помню, как с горечью  произнёс: «Война – это самое страшное, что есть на свете. Что бы ни происходило, надо избегать войны, которая приносит людям неисчислимые беды и страдания».      


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.