5. О трансмутации

Все металлы могут превратиться в золото и серебро,
которые ничем не отличаются от природных.

Альберт Великий «Малый алхимический свод», гл. 10.


    Возможно, ли превратить атом ртути в близкий по атомной массе атом золота? Наука сказала да и подтвердила это экспериментально. Однако, по мнению учёных, алхимики со своим примитивным инструментарием не могли осуществить подобную операцию, поскольку для преобразования атомного ядра требуются колоссальные энергетические затраты.
    Алхимики же учат, что с помощью искусства и самых простых подручных средств (хотя они и не так просты, как кажется), ртуть можно трансмутировать не только в золото, но и в серебро, свинец, олово, медь и даже в железо, а любой металл можно превратить в золото и серебро. И если верить их сочинениям – неоднократно доказывали своё утверждение на практике.
«Ртуть есть прародитель всех металлов, ничего невозможного нет и в том, чтобы и железо, например, вновь вернулось в свое прежнее состояние — превратилось в ртуть» (Альберт Великий «Малый алхимический свод», гл. 3).
Почему именно ртуть? Возможно, алхимики руководствовались тем, что ртуть была тогда единственным известным металлом, сохраняющим жидкую форму при комнатной температуре (температура плавления -38,8о С) и, нагревая металлы до температуры плавления, они  видели, что они, подобно ртути, приобретают жидкую форму. Отсюда и представление о ртути, как о протометалле, из которого образуется любой металл.
    «Должно заметить, что металлы отличаются друг от друга только своими акцидентальными (внешними) формами, но отнюдь не эссенциальными (сущностными). Следовательно, лишить металлы их проявлений — дело вполне возможное. Возможно, стало быть, также посредством алхимического искусства осуществить новое вещество, подобно тому, как все разновидности металлов образуются в земле от смешения серы, ртути и зловонной земли» (Альберт Великий «Малый алхимический свод», гл. 2).
   Полагаем, что без подтверждения на практике, эта теория едва ли бы продержалась в алхимии на протяжении более двух тысяч лет. Есть над чем призадуматься.
   Вспомним, рассуждения Платона о металлах, как видах  «твёрдой воды» или «плавких жидкостей» (см. «Тимей» 58 е - 59 с), которые остывая после расплавления, затвердевают подобно льду, между тем, лёд это, ни что иное, как кристаллизованная жидкость. Перефразируя философа можно назвать металлы «металлическим льдом».
   Любопытно, что Платон описывал воду, как жидкость, состоящую из частиц разной величины (в современном понимании – разновеликих атомов водорода и кислорода) («Тимей», 58 e). Металлы же («плавкая жидкость»), состоят из «крупных и однородных тел» (частиц), они «устойчивее и тяжелее» воды, и их «однородные частицы крепко сплачиваются между собою» (там же). Поразительно, что древний философ, пересказывающий основы пифагорейской натурфилософии, отмечает, что частицы металлов более крупные и тяжелые, чем частицы, из союза которых состоит вода. Но в данном случае, даже не это главное. Важно то, что он говорит о кристаллической природе металлов, задолго до Брава (1848 г.) и Маделунга (1909 г.), то есть описывает металлы как вещества с кристаллической структурой.
    Чтобы читатель лучше понимал ход наших рассуждений, сделаем небольшой экскурс по физике металлов. Начнём с того, что кристаллизация металла – это процесс перехода металла из жидкого состояния в твердое, с образованием кристаллических решёток. В общем, механизм кристаллизации выглядит так: при остывании жидкого металла, внутри него начинают формироваться зародыши (группы атомов), являющиеся центрами кристаллизации. Затем, по мере остывания металла, из зародышей вырастают зёрна (кристаллиты). Поскольку металлы состоят из большого количества кристаллитов, их называют поликристаллическими веществами.
     У кристаллического вещества наименьшим фрагментом, которое обладает всеми его свойствами, является элементарная ячейка, состоящая из одного или нескольких атомов. Элементарная ячейка это самый маленький фрагмент кристаллической решётки, из копий которого можно построить всю решётку. Кристаллические решётки по внутренней геометрии делятся на несколько типов. Элементарные  ячейки разных типов кристаллической решётки имеют не только разную конфигурацию, но и состоят из разного количества атомов.
     Мастера алхимии, различали процессы трансмутации и трансформации, утверждая, что подлинную трансмутацию металла можно осуществить только с помощью Камня Философов. Но, некоторые алхимики искренне полагали, что раз изменилось вещество, значит, претерпели такое же изменение и его частицы, не видя никакой разницы между трансмутацией и трансформацией. Между тем,  трансформация, это изменение формы (внутренней структуры) вещества, а трансмутация - изменение составляющих вещество частиц, что, согласитесь, далеко не одно и то же. Однако и многие комментаторы алхимических сочинений не улавливают этой разницы и зачастую принимают технологии по трансформации металлов за операции по их трансмутации, что объясняется отсутствием у комментаторов практических навыков работы с веществами. Бесчисленные ложные комментарии теоретиков вносят большую сумятицу в умы исследователей алхимии, зачастую загоняя их в  безвыходные интеллектуальные тупики. Поэтому, всякий добросовестный исследователь, желающий разобраться в текстах алхимиков, должен, помимо теоретических знаний, обладать личным опытом алхимической практики.
    Трансформацию металлов, осуществляли с помощью очищения и обжига, а также введением в сплавы веществ-модификаторов, способных оказывать влияние на формирование кристаллической структуры металлов.
    Известно, что некоторые металлы, например, железо, ртуть, олово и др. способны по достижении определенных температур изменять кристаллическое строение, т. е. трансформировать тип элементарной ячейки своей кристаллической решетки. Этот феномен называется аллотропией или полиморфизмом. Явление аллотропии говорит о возможности искусственным способом заставить атомы вещества, имеющего кристаллическую решётку одного типа, выстроиться в виде кристаллической решётки другого типа. В результате чего можно получить вещество, с совершенно другими физико-химическими характеристиками, хотя и с тем же элементарным составом.
    Ярким примером аллотропии веществ являются графит и алмаз, состоящие из одного химического элемента – углерода. В алхимической литературе встречаются, наряду с рецептами фальшивых драгоценных камней, упоминания о том, что алхимики могли получать искусственные камни ничем не отличающиеся от природных. Например, чтобы изготовить натуральный алмаз из графита, нужно просто так расположить атомы углерода, чтобы они выстроились в гранецентрированную кристаллическую решётку. В природе за этой простотой стоит температура в 900-1300 С, давление в 40-50 тысяч атмосфер и период в несколько миллионов лет. А также маточная среда в виде кимберлитов или лампроитов. Учёные научились выращивать искусственные алмазы, но все они не тождественны по кристаллической решётке природным алмазам и уступают им в твёрдости. Вопрос, действительно ли алхимики владели более совершенными способами  получения минералов, остаётся открытым.
     Очищение металла от примесей способно радикально изменить его свойства, поэтому данным технологиям в алхимии придавалось большое значение. Мы знаем, что абсолютно чистых металлов не существует. Все металлы, природные или полученные искусственно,  являются сплавами - соединением двух и более металлов (и неметаллов).  Поэтому кристаллические решётки металлов никогда не бывают идеальными по строению, из-за посторонних примесей атомов других веществ – металлов, газов и т. д. А искажения кристаллической структуры базового металла примесями может вызывать значительные изменения его физико-химических свойств. На знании этого принципа построены все алхимические технологии по очищению металлов от инородных примесей и по получению сплавов с заданными характеристиками, в том числе и фальшивых золота и серебра.
     По мере очищения базового металла от примесей он меняет свои: цвет, плотность, температуру плавления, коррозионную стойкость, пластичность и массу, и чем чище металл, тем сильнее меняются его свойства. Для очистки металлов применялись самые различные техники: растворение в кислотах и щелочах, осаждение, кальцинация, плавка и проч. Целью этих операций было получение металла предельной чистоты.
    Из современных источников, мы знаем, что, например, сверхчистые (наивысшей чистотой на сегодняшний день считается наличие примесей в базовом металле в количестве 0,000000001%) медь, цинк, свинец, никель, алюминий, титан и даже хрупкие хром, ванадий, марганец и бериллий обретают хорошую пластичность, легче куются и вытягиваются в проволоку, имеют повышенную устойчивость к коррозии. Какой степени чистоты металлы получали алхимики, мы точно не знаем, но судя по описаниям («твёрдая» и «голубая» ртуть, «огненная медь», «белое серебро»), можно предположить, что весьма высокой.
     К примеру, очищение веществ от сорбированной влаги может приводить к резкому изменению их физико-химических свойств. Согласно современным данным, температура кипения высушенной ртути поднимается с 358 С до 425 С, но стоит ей соприкоснуться с влажным воздухом, как температура кипения возвращается к обычному значению. Между тем, об этом достаточно подробно писал ещё Гебер и даже приводил способы «фиксации» высушенной ртути, чтобы она сохранила приобретённые качества и более не изменялась.
    Добавим, что свойства металлов изменяли и при помощи различных добавок модифицирующих веществ, получая сплавы с заданными характеристиками. Так, например, готовили фальшивое золото из меди, добавляя к ней порошок стекла и малахита (см. Ар-Рази «Книга тайны тайн», 154 а). Таких рецептов в алхимических сочинениях встречается великое множество. И именно эти технологии часто путают с трансмутацией и используют как основание для резкой критики самой её возможности.
    Самым весомым аргументом против алхимической трансмутации металлов является отсутствие  достоверных фактов её экспериментального подтверждения. А известные артефакты, например, золотые медали Фердинанда III за 1648 год или 7 килограммовый медальон, изготовленный мастером Венцелем Зейдлером, из алхимического золота и серебра в 1677 году, требуют дополнительной проверки не только их состава, но и неопровержимых доказательств, что они были получены именно алхимическим способом, то есть при помощи Камня Философов.   
     В 1963 году нидерландский профессор Ниевенбург попытался  повторить Великое Делание с помощью методов современной науки. В результате эксперимента,  он получил не Камень Философов, а сверкающие красные кристаллы химически чистого хлораурата серебра. Так была «научно доказана» ложность алхимической теории.
     Разумеется, эксперимент Ниевенбурга является скорее забавным курьёзом, чем действительно научным доказательством невозможности изготовить Камень Философов. Потому что, во-первых, неизвестно какой именно алхимический рецепт  пытался повторить вышеупомянутый учёный? Во-вторых, действительно ли он совершил все операции в полном соответствии с  алхимическими предписаниями? И, наконец, в-третьих, какие базовые вещества он использовал в своей работе, поскольку наряду с режимами огня, исходные вещества для Великого Делания держались алхимиками в строгом секрете?
     Наша цель не убедить читателя в том, что алхимики практиковали трансмутацию металлов, а рассмотреть это явление с разных точек зрения.  Чтобы затем разобраться в сложнейшем вопросе: возможно ли в принципе изготовить такое вещество (легендарный Камень Философов), благодаря которому металлы могут трансмутировать?
     Самым важным доказательством такой возможности, для нас являются перечисленные Гебером способы испытания алхимического золота и серебра на подлинность. Чтобы определить, действительно ли в результате эксперимента получен благородный металл (то есть произошла трансмутация) или всего лишь гомогенный сплав, напоминающий его внешними свойствами, Гебер предлагает подвергнуть его ряду испытаний: тиглем, цементацией, накаливанием, плавлением, парами кислот, гашением раскалённого металла, сжиганием с серой, кальцинацией и восстановлением, поглощением ртути.
     Дополнительно Гебер приводит и «основное правило для всех видов испытаний: если металл, который изменяется благодаря какому-либо лекарству (Камню Философов) … не имеет настоящего веса в таком же объеме, а также настоящего цвета совершенного металла, в который намеревались его трансмутировать, значит, мастер ошибся в своем труде, а его лекарства – ни что иное, как обман и фальшь» («Сумма совершенств», кн. 2, ч. 3).
      Только тот, металл, который выдерживал все испытания, признавался подлинным серебром или золотом, полученным путём алхимической трансмутации.
Подробное описание операций однозначно свидетельствует о том, что такие испытания применялись на практике. Ведь, нет никакого смысла разрабатывать столь сложные технологии тестирования, если алхимическое золото или серебро, не было приготовлено хотя бы один раз.
     Завершая наши размышления о трансмутации, скажем, что наука ещё очень далека от полного понимания природы всех физико-химических процессов, а потому, учёным следует воздерживаться от категорических суждений по поводу алхимической теории и практики. История учит нас: то, что сегодня кажется невозможным, завтра вполне может оказаться достоверным и реальным. Тем более, что тема аллотропии, интерметаллидов, изомеров, изотопов и суператомов наукой не исчерпана, что, на наш взгляд, сулит исследователям ещё много неожиданных и удивительных открытий.
    Например, если бы кто-то, лет пятьдесят тому назад, заявил, что из атомов химических элементов можно сконструировать суператом, который проявляет свойства других химических элементов, это показалось бы фантастикой, если не ерундой. Но в наше время эта фантастическая гипотеза стала реальностью. Современные исследователи обнаруживают всё большее количество суператомов, которые получили название кластеров. Суператомы, образованные атомами одного химического элемента, действительно проявляют свойства отдельных атомов совершенно других элементов. Учёные объясняют этот феномен тем, что внешний электрон каждого атома попадает на орбиталь охватывающую все атомы в кластере, что позволяет им иметь общую замкнутую оболочку электронов, которые вращаются вокруг группы атомов в целом, и эти электронные слои имеют свойства аналогичные внешним слоям элементов из периодической таблицы.
     Немного пофантазируем и мы. А что если алхимики нашли способ создавать суператомы не из десятков атомов, а из триллионов и более? И конструируя такие гигантские кластеры, получали не крошечные, невидимые суператомы, а зримые и осязаемые объёмы вещества, состоящего из атомов одного химического элемента, но тождественного по свойствам веществу из атомов другого химического элемента? Или…
    Впрочем, пока всезнайки не забросали нас камнями, оставим наши околонаучные фантазии и поспешим обратиться к следующей алхимической загадке – Камню Философов.


Рецензии
Здравствуйте, Лео.

По-моему, получилась очень интересная глава. Все изложено логично и доступно для понимания. Гипотеза о «гигантских кластерах из суператомов» тоже не лишена смыла. На сегодняшний день научным сообществом признается 4 фундаментальных взаимодействий между элементарными частицами: гравитация, электромагнитное, сильное и слабое. Возможно ли существование других, пока неизвестных науке, фундаментальных взаимодействий? Конечно, да. Возможно ли, что алхимики не только о них «знали», но и могли их использовать для трансмутации? На мой взгляд, скорее ответ будет отрицательным, если только не допустить, что алхимики умели «работать» с плазмой. Но это уже слишком круто даже для алхимиков).

С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   07.03.2024 21:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, рад, что Вам было интересно познакомиться с моим текстом о трансмутации. Думаю, алхимики действительно вряд ли работали с плазмой (хотя, кто их, чертей, знает :) ). Однако, разбираясь с их, на первый взгляд, довольно простыми техническими приёмами позволяющими, например, растворить серу в абсолютном этаноле или добыть красное масло из кораллов, не перестаёшь удивляться проницательности и изощрённости человеческого ума. Если же рассматривать более сложные технологии, как, к примеру, умягчение и фиксация веществ, то легко допустить, что для трансмутации алхимики вполне могли обойтись и без заморочек с плазмой.

Всего доброго!

Лео Корсо   07.03.2024 23:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.