О Рокотове

   Вначале мы расскажем о Рокотове Федоре Степановиче. Родился в середине 1730-х
   в имении князей Репниных Воронцово, недалеко от  Москвы. А  умер 24 декабря
   1808 года. Похоронен был  на кладбище Новоспасского монастыря в Москве. Но
   его могила до наших дней не сохранилась.
   Сегодня у исследователей его художественного творчества  нет точной версии
   его  происхождения. По одной он представитель псковского дворянского рода
   Рокотовых, состоял в Московском Английском клубе — обществе, членами которого
  могли быть только представители аристократии. По другой, он был крестьянином
  Репниных, или внебрачным сыном князя Петра Репнина.  В 1755 году Рокотов уехал
  в  Петербург, где поступил в Сухопутный шляхетский корпус. Кроме математики и
  военного дела, там преподавали гуманитарные науки, музыку и живопись. В конце
  1750-х он закончил Сухопутный шляхетский корпус и поступил на службу в
  кадетский корпус, где получил чин сержанта. А в 1760 году стал студентом
  Академии художеств. Рокотов долгое время совмещал творчество и военную службу
  — из кадетского корпуса он ушел только в 1780-х годах. Тогда же дослужился до
  чина ротмистра, который давал право на дворянство.
  К 1757 году относится первая известная картина живописца — «Портрет молодого
  человека в гвардейском мундире». На ней написано: «Писал Рокотов 1757 году
  Марта «15» дня». Художник  Игорь Грабарь предположил, что это автопортрет
  Рокотова. Герой картины смотрит не прямо на зрителя, а в сторону. Повернута и
  его голова. В такой позе художники часто изображали себя на автопортретах из-
 из-за того, что им приходилось смотреть в зеркало во время рисования. В том же
 году им была написана  картину «Кабинет И. И. Шувалова». Это единственная
 работа художника, которая не относится к жанру портрета. По требованию фаворита
 Елизаветы I, основателя Академии художеств и Московского университета Шувалова,
 Рокотов в точности воспроизвел полотна, которые висели в кабинете чиновника.
 Искусствовед Алексей Лебедев писал об этой работе художника: «Кабинет Шувалова»
 не просто intevrieur, не портрет шуваловской комнаты, а попытка заглянуть во
 внутренний мир самого Шувалова, попытка через изображение вещей, любимых
 человеком, показать, чем живет сам человек». Оригинал картины не сохранился до
 наших дней, но известна копия, которую написал ученик живописца в 1779 году.
 Педагогами Рокотова в  Академии художеств  были гравер Луи Ле Лоррен и
 портретист Пьетро Ротари. Они писали в стиле рококо: использовали пастельные
 тона, моделей часто изображали в задумчивости. Эту манеру перенял Рокотов. Уже
 через два года живописца назначили адъюнктом — помощником профессора. Он
 преподавал другим воспитанникам Академии художеств.
 Известным художником, Рокотов стал,  благодаря фавориту Екатерины  Ивану
 Шувалову, который среди талантливых юношей узрел Федора и доставил его в
 Петербург из Москвы, где тогда, благодаря дочке Петра Елизавете создавалась
 Академия художеств. Учился Федор у иностранцев и за свою работу впоследствии
 просил  в 15 раз меньше заморских художников, хотя школа у него была отличной.
 В Третьяковской галерее находится более сорока работ его кисти. В 1763 году его
 пригласили в Москву писать коронационный потрет Екатерины. Ему удалось
 изобразить «почти Геральдический по своей  отточенности  профиль императрицы.
 Портрет был выписан при полном параде со скипетром и державой.Увидев себя на
 портрете Екатерина распорядилась чтобы впредь  изображали ее лицо  по
 оригиналам Рокотова.
 В 1950-х годах искусствоведы обнаружили челобитную Екатерины II  c просьбой
 освободить от крепостной зависимости племянников, которую художник написал в
 1776 году: «Высочайшим вашего императорского величества указом повелено было
 сие мое прошение в Московскую губернскую канцелярию принять и <…> по силе
 законов дать оным малолетным для свободного житья у меня на воспитании <…>
 учинить о том решение…»
 Он стал пользоваться большой популярностью в Москве . Всегда в работе у него
 находилось несколько портретов. С них смотрели белолицые барышни с модными  в
 то время пышными прическами. И румяные графы.


Рецензии