Мы говорим о душе человека...

«МЫ ГОВОРИМ О ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА…»               


(по материалам поисковой деятельности)

                ребятам  группы «Литературный поиск»*…



Так уж устроен человек, что при всей своей индивидуальности и самодостаточности он не может быть свободен от влияния той среды, в которой живет, работает, творит. Так или иначе, замечает он это или нет, он является отражением действительности, которая его окружает, её духовного потенциала... Что говорить о наших подростках, они, как губка, впитывают как хорошее, так и плохое.

Духовность в широком смысле (философское толкование) есть нематериальность, бесплотность;
это одухотворенность; наполненность духом творчества, творящим духом, верой.

В узком смысле мы видим духовность как тягу людей к вершинам культуры и совершенствованию своих творческих способностей.

Духовность детей (в контексте спецшколы) –  сдержанность духа, гармонизация личностных качеств, уравновешивание общественного и личностного.

Смеем утверждать, духовность детей, воспитывающихся в школе закрытого типа, может прийти скорее извне. Это свойство личности взращивается, воспитывается, привносится.

Мы говорим о душе человека. О ней можно говорить опираясь на нечто духовное. Одним из духовных носителей, на наш взгляд, является литература.
Считаем, что теперь уместно говорить языком естамоновской** прозы об И.А. Клопове, литературном герое и реальном человеке, жителе села Верхотомское (Кемеровский район).


***

«… Недавно я был приглашён на встречу со школьниками Верхотомской средней школы. /…/ Кроме того мне предстояла встреча с героем моего рассказа «Дядя Ваня», с моим уважаемым педагогом, дорогим мне человеком, пусть и был он всего-навсего инструктором по труду.
Хотелось обняться с И.А.Клоповым, поговорить о детдоме, детдомовцах, короче, побыть с человеком, которому уже за восьмой десяток, но к которому всё ещё привязаны, всё ещё тянутся детдомовцы, многие и сами уже ставшие дедами и бабками…»

                (Г.Естамонов. «Прощание с Верхотомкой»)

***

Мы редко бываем в детдоме,в стране своего детства. Стали взрослыми, умными, занятыми. Редко встречаемся друг с другом и ещё реже собираемся группами. Но если встречаемся, сколько всего хорошего вспоминаем вдруг:

- А помнишь дядю Ваню?
- Ивана Антоновича Клопова? Ну, как же! Кто его не помнит? – И это звучит, как пароль. Пароль детства /…/.

Мы все сейчас пацаны, неугомонная саранча. А среди нас –дядя Ваня, не такой, как сейчас, с беловатой, клочковатой порослью на висках, а с чёрной, пышной шевелюрой, высокий, широкоплечий, весёлый и умный рассказчик, добрый и знающий всё на свете учитель /…/.

-  Почему же из вас никто ни по столярному делу не пошёл, ни по лесному? Зря, видно, я рассказывал и приучал вас к лесу. Эх, молодёжь!


                (Г. Естамонов. «Дядя Ваня»)


***

Дядя Ваня – столяр. Для нас – дядя Ваня, для взрослых- Иван Антонович Клопов. У верстака стоит легко, уверенно, прочно.Большой – силища – коня поднимет. Смеётся:

- Ну что ты рубанком тычешь, словно шилом в подмётку? Держи его свободно.
/…/ Рубанок в руках дяди Вани поёт, и под пение это плывут стружки, тонкие и прозрачные.

- А теперь давайте посмотрим , что же вы уловили?

Мы стараемся в поте лица доказать дяде Ване, что мы кое-что поняли.
А он ходит от верстака к верстаку и, словно большой добрый волшебник, посвящает нас в таинства удивительных дел. Десятки мальчишеских глаз и ушей ловят каждое его слово и движение.

-  Молодец, Юра! Смотрите, ребята, как у него свободно ходит рубанок, словно санки по снегу…
Юра красный от похвалы и внимания старается вовсю.

                (Г. Естамонов. «Дядя Ваня»)

***

Душа не спит…
(девятиклассники пишут…)

*
«Я прочитал рассказ «Дядя Ваня» Г. Естамонова и понял: не перевелись ещё на Руси богатыри. Наш герой И.А.Клопов крепкого телосложения, физически силён, вынослив, как и подобает настоящему сибиряку…»

                ( Из сочинения С. Евгения)

*
« Я хочу, чтобы побольше было таких людей, как дядя Ваня. Очень любил детей, приучал их к труду, давал большие знания о лесе. Ребята любили своего инструктора по столярному делу за человечность, неиссякаемый юмор…»

                ( Из сочинения Б. Андрея)

*
«Дядя Ваня прошёл всю войну, но не огрубел сердцем. Детям блокадного Ленинграда он заменял отца…»


                ( Из сочинения Васильева Г.)

*
«Столяр дядя Ваня умел озадачить ребят каким-нибудь вопросом, тем самым побуждал их к размышлению…»

                ( Из сочинения С. Ильи)


*
«У дяди Вани не было врагов. Его любили и взрослые, и дети. Это жизнелюбивый человек с замечательным чувством юмора, к тому же мастер на все руки…»


                ( Из сочинения Т. Евгения)


«Без срока давности
(сочинение)

Сочинение написал Мандров Илья, ученик 6-а класса ГСУВ0У «Кемеровская специальная общеобразовательная школа». Работа выполнена на основе краеведческих материалов кабинета русского языка и литературы (учитель: Будникова Валентина Ивановна)

«На старых фотографиях – война…
Немного пожелтели и помялись.
На память нам – они и тишина
           От тех далеких страшных лет остались…»

      Этот снимок военного или послевоенного времени я нечаянно обнаружил  в краеведческом уголке кабинета русского языка и литературы.  Со старой, выцветшей фотографии на меня смотрел  немолодой мужчина в солдатской гимнастёрке, подтянутый, аккуратно подстриженный, в сапогах, начищенных до блеска.  Большие, натруженные руки солдата опущены на колени, а во взгляде молчаливое спокойствие, особенная строгость и  уверенность.
 
- Кто это? – поинтересовался я.
- Это Иван Антонович Клопов – житель села Верхотомское… Он же литературный герой, - ответила учительница и, несколько подумав, предложила полистать альбомные материалы, а также рекомендовала прочитать небольшой рассказ «Дядя Ваня» кузбасского писателя Г. А. Естамонова, бывшего воспитанника Верхотомского детского дома.

« Уходит время, а память остаётся», -  подсознательно подумалось и не вдруг. Часто  память сохраняется вот так: в выцветших снимках, документальных и художественных текстах, в чьих-то воспоминаниях; это память о тех обыкновенных людях, которые были участниками уже далёких событий и приближали победу. С головой погрузившись в чтение, изучение материалов по краеведению,   вот  что  узнаю о дяде Ване…


   Дядя Ваня, а точнее, Иван Антонович Клопов, коренной сибиряк, родился в деревне Верхотомка в 1910 году в многодетной и трудолюбивой семье, которая хлебнула, как говорят «лиха через край», прошла испытания войной и познала, какое это длинное и вселенское горе – война.

   Просматривая альбом, я вдруг наткнулся на интересные материалы (из воспоминаний дочери Клопова), вот некоторые фрагменты:
   «В начале Великой Отечественной войны, - пишет Н. И. Клопова, - моего отца несколько раз призывали в военкомат, но на фронт не брали из-за болезни. Ставили диагноз: порок сердца. В октябре 1941года он всё же был призван в армию и направлен на фронт. Служил в артиллерии, в должности старшины. Воевал на Калининском и Калининградских фронтах. Был контужен. Итак, вся война на передовой».

А далее Нина Ивановна повествует о том, как их семья: мама, дети, бабушка, с дедушкой (родители отца) с тревогой ждали с фронта писем, как приходила на отца «похоронка», как семья оплакивала своё горе, но, к счастью, отец оказался жив…  Был он со своим подразделением в окружении под Ленинградом.
«Долго выходили из окружения, - продолжает Нина Ивановна, - шли болотами и глухими местами, голодали, продуктов не было. Но однажды нашли склад, где был сахар; склад  был разрушен при бомбёжке. Чтобы сохранить силы и дойти до наших войск, бойцы ели эту землю, перемешанную с сахаром…»

За лесом ухнул
последний взрыв.
На землю рухнул…
Рыдал навзрыд…
...а жаворонка
Звучали трели,
Как и должно быть
В конце апреля.
Христом спасённый,
Войной распятый,
Случайно выжил…

 Нина Ивановна вспоминает, как отцу удалось вывести из окружения своих солдат, а также сохранить миномёты, за что впоследствии он был награждён орденом «Красная звезда»… Есть много и других боевых наград у Клопова Ивана Антоновича (всего их двенадцать), среди которых медали «За отвагу», «За взятие Кенигсберга» и др.

А сам рассказ «Дядя Ваня», как я понял, - это повествование о большом таланте «быть Человеком». Наш герой прошёл всю войну, но не «огрубел сердцем», не утратил истинно человеческих качеств, до конца дней своих отличался живостью ума, чувством юмора. В мирной жизни у дяди Вани (герой, напомню, не придуман) врагов не было. После войны долго работал учителем трудового обучения
 в Верхотомском детском доме, где воспитывались дети блокадного Ленинграда. Очень любил своих воспитанников, заменял им отца, приучал к труду, давал большие знания о лесе. Писатель Г. Естамонов в своей книге «Детдомовская любовь» отмечает, что мужской дружбой своего учителя гордились все детдомовские мальчишки.
 В доказательство сказанному приведу также  строки из прочитанного мной рассказа «Дядя Ваня»:
«Рубанок в руках дяди Вани действительно поёт, и под пение это выплывают стружки, тонкие и прозрачные, как балеринки. Лицо его весёлое, добродушное и вдруг сразу – строгое:
- А теперь давайте посмотрим, что же вы уловили…
Все трудятся в поте лица, каждый старается показать: он-то уж понял.
А дядя Ваня ходит от верстака к верстаку, словно большой, добрый волшебник, посвящает своих воспитанников в таинство удивительных дел. Десятки мальчишеских глаз и ушей ловят незаметно и преданно каждое его слово и движение». Дети, действительно, любили своего учителя за человечность, остроумие, находчивость, за его умение поговорить толково и с уважением о любой работе; за умение  найти объяснение всему, что неясно. Общая беда военных и трудных послевоенных лет, таким образом, сплачивала людей, детей и взрослых, делала их родными и близкими.
«Мы, в прошлом пацаны, неугомонная саранча… стали взрослыми, умными, занятыми, редко бываем в детдоме, в стране своего детства…  Но если встречаемся, сколько всего хорошего вспоминаем вдруг:

- А помнишь дядю Ваню?
- Ивана Антоновича Клопова? Ну, как же! Кто его не помнит? – И это звучит, как пароль. Пароль детства…» (из воспоминаний воспитанников)
    Хоронили И. А. Клопова, по словам односельчан, со всеми воинскими почестями: был произведён салют…  Не напрасно прожита жизнь…  не напрасно. Я рад, что случайная фотография из краеведческих материалов нашей школы рассказала мне о замечательном человеке тех трудных военных времён. Хочу, чтобы было больше таких людей, как дядя Ваня.

    Девятого мая 2022 года наш народ отметит очередную годовщину Великой Победы.  С каждым годом всё меньше остаётся живых свидетелей Великой Отечественной войны, в том числе и в селе Верхотомское Кемеровского района…




Быть влюблённым в свой край, гордиться его земляками – этому учит наш кружок «Литературный поиск». Кружковцы не просто читают книги о своих земляках, но читают их с любовью, вниманием и пониманием глубины прочитанного, с уяснением главного жизненно важного вопроса: в чём же внутренняя красота, духовность, нравственная суть человека…






*Мой кружок «Литературный поиск» краеведческого направления функционировал в школе 10 лет(2005 - 2015гг.); по материалам работы данного кружка был создан учебно-методический комплект "Литературное краеведение от "А" до "Я".

** Г.А.Естамонов - писатель Кузбасса, бывший воспитанник Верхотомского детского дома, реорганизованного впоследствии в спецшколу для трудных подростков.

***Есть и иное определение духовности, православное - духовность как высшая часть души, всегда соединенная с Творцом, в которой находится совесть.

И как определение духовности самого человека: - Предпочтение Истины (Высшего, Божиего, святого) над всеми иными предпочтениями, привычками и желаниями..

 (работа дополнена материалами  рецензии - автор Сергей Одиниз)
   


Рецензии
Не сомневаюсь, что эта глубокая публикация педагога-литератора Валентины Ивановны Будникововй заставит многих размышлять над определением духовности, как высшей части человеческой души. Признаюсь, что не сильна в формулировании подобных всеобъемлеющих определений.

Меня затронуло другое определение, сделанное автором - "Пароль дества", когда только одно имя человека, игравшего важную роль в твоем становлении, приносит в настоящее целый временной пласт из прошлого.

Дорогая Валентина Ивановна, не сомневаюсь, что и Ваше имя, является для поколений Ваших учеников именно таким "Паролем дества".

Здоровья Вам и творческих успехов!



Наталия Николаевна Самохина   23.10.2023 15:55     Заявить о нарушении
Только наша "БОГИНЯ КНИЖНОСТИ"(отличная идея - нужна десятая муза)смогла усмотреть в скромной публикации самое важное - мы, деятельностью своего кружка, воскресили имя литературного героя И. А. Клопова, была организована встреча с писателем Г.Естамоновым (используя материалы поисковой деятельности, дважды мальчишки приняли участие в конкурсах сочинений о войне). Дядя Ваня живёт в памяти односельчан, бывших детдомовцев и ребят спецшколы. Когда я публикую материалы "Мы говорим о душе человека", то рассчитываю на участников диалога, Вам подобных.
Думается, уместно данную публикацию пополнить очерком о дяде Ване (работа ученика,которая была представлена на конкурс - стоит обратиться к архивам)
Благодарю Вас, дорогая Наталия, что душой принимаете наш "Литературный поиск"... С уважением, Валентина

Валентина Будникова   23.10.2023 16:51   Заявить о нарушении
Дорогая Валентина, думаю, что пополнить публикацию очерком о дяде Ване не только уместно, но просто необходимо! А Ваш "Литературный поиск" - это поиск пути к пробуждению человеческой души. Трудно переоценить значимость его деятельности!

Наталия Николаевна Самохина   24.10.2023 03:53   Заявить о нарушении
Уже пополнила!

Валентина Будникова   24.10.2023 05:22   Заявить о нарушении
Прекрасное дополнение!

Наталия Николаевна Самохина   24.10.2023 09:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.