Мы говорим о душе человека...
(по материалам поисковой деятельности)
ребятам группы «Литературный поиск»*…
Так уж устроен человек, что при всей своей индивидуальности и самодостаточности он не может быть свободен от влияния той среды, в которой живет, работает, творит. Так или иначе, замечает он это или нет, он является отражением действительности, которая его окружает, её духовного потенциала... Что говорить о наших подростках, они, как губка, впитывают как хорошее, так и плохое.
Духовность в широком смысле (философское толкование) есть нематериальность, бесплотность;
это одухотворенность; наполненность духом творчества, творящим духом, верой.
В узком смысле мы видим духовность как тягу людей к вершинам культуры и совершенствованию своих творческих способностей.
Духовность детей (в контексте спецшколы) – сдержанность духа, гармонизация личностных качеств, уравновешивание общественного и личностного.
Смеем утверждать, духовность детей, воспитывающихся в школе закрытого типа, может прийти скорее извне. Это свойство личности взращивается, воспитывается, привносится.
Мы говорим о душе человека. О ней можно говорить опираясь на нечто духовное. Одним из духовных носителей, на наш взгляд, является литература.
Считаем, что теперь уместно говорить языком естамоновской** прозы об И.А. Клопове, литературном герое и реальном человеке, жителе села Верхотомское (Кемеровский район).
***
«… Недавно я был приглашён на встречу со школьниками Верхотомской средней школы. /…/ Кроме того мне предстояла встреча с героем моего рассказа «Дядя Ваня», с моим уважаемым педагогом, дорогим мне человеком, пусть и был он всего-навсего инструктором по труду.
Хотелось обняться с И.А.Клоповым, поговорить о детдоме, детдомовцах, короче, побыть с человеком, которому уже за восьмой десяток, но к которому всё ещё привязаны, всё ещё тянутся детдомовцы, многие и сами уже ставшие дедами и бабками…»
(Г.Естамонов. «Прощание с Верхотомкой»)
***
Мы редко бываем в детдоме,в стране своего детства. Стали взрослыми, умными, занятыми. Редко встречаемся друг с другом и ещё реже собираемся группами. Но если встречаемся, сколько всего хорошего вспоминаем вдруг:
- А помнишь дядю Ваню?
- Ивана Антоновича Клопова? Ну, как же! Кто его не помнит? – И это звучит, как пароль. Пароль детства /…/.
Мы все сейчас пацаны, неугомонная саранча. А среди нас –дядя Ваня, не такой, как сейчас, с беловатой, клочковатой порослью на висках, а с чёрной, пышной шевелюрой, высокий, широкоплечий, весёлый и умный рассказчик, добрый и знающий всё на свете учитель /…/.
- Почему же из вас никто ни по столярному делу не пошёл, ни по лесному? Зря, видно, я рассказывал и приучал вас к лесу. Эх, молодёжь!
(Г. Естамонов. «Дядя Ваня»)
***
Дядя Ваня – столяр. Для нас – дядя Ваня, для взрослых- Иван Антонович Клопов. У верстака стоит легко, уверенно, прочно.Большой – силища – коня поднимет. Смеётся:
- Ну что ты рубанком тычешь, словно шилом в подмётку? Держи его свободно.
/…/ Рубанок в руках дяди Вани поёт, и под пение это плывут стружки, тонкие и прозрачные.
- А теперь давайте посмотрим , что же вы уловили?
Мы стараемся в поте лица доказать дяде Ване, что мы кое-что поняли.
А он ходит от верстака к верстаку и, словно большой добрый волшебник, посвящает нас в таинства удивительных дел. Десятки мальчишеских глаз и ушей ловят каждое его слово и движение.
- Молодец, Юра! Смотрите, ребята, как у него свободно ходит рубанок, словно санки по снегу…
Юра красный от похвалы и внимания старается вовсю.
(Г. Естамонов. «Дядя Ваня»)
***
Душа не спит…
(девятиклассники пишут…)
*
«Я прочитал рассказ «Дядя Ваня» Г. Естамонова и понял: не перевелись ещё на Руси богатыри. Наш герой И.А.Клопов крепкого телосложения, физически силён, вынослив, как и подобает настоящему сибиряку…»
( Из сочинения С. Евгения)
*
« Я хочу, чтобы побольше было таких людей, как дядя Ваня. Очень любил детей, приучал их к труду, давал большие знания о лесе. Ребята любили своего инструктора по столярному делу за человечность, неиссякаемый юмор…»
( Из сочинения Б. Андрея)
*
«Дядя Ваня прошёл всю войну, но не огрубел сердцем. Детям блокадного Ленинграда он заменял отца…»
( Из сочинения Васильева Г.)
*
«Столяр дядя Ваня умел озадачить ребят каким-нибудь вопросом, тем самым побуждал их к размышлению…»
( Из сочинения С. Ильи)
*
«У дяди Вани не было врагов. Его любили и взрослые, и дети. Это жизнелюбивый человек с замечательным чувством юмора, к тому же мастер на все руки…»
( Из сочинения Т. Евгения)
«Без срока давности
(сочинение)
Сочинение написал Мандров Илья, ученик 6-а класса ГСУВ0У «Кемеровская специальная общеобразовательная школа». Работа выполнена на основе краеведческих материалов кабинета русского языка и литературы (учитель: Будникова Валентина Ивановна)
«На старых фотографиях – война…
Немного пожелтели и помялись.
На память нам – они и тишина
От тех далеких страшных лет остались…»
Этот снимок военного или послевоенного времени я нечаянно обнаружил в краеведческом уголке кабинета русского языка и литературы. Со старой, выцветшей фотографии на меня смотрел немолодой мужчина в солдатской гимнастёрке, подтянутый, аккуратно подстриженный, в сапогах, начищенных до блеска. Большие, натруженные руки солдата опущены на колени, а во взгляде молчаливое спокойствие, особенная строгость и уверенность.
- Кто это? – поинтересовался я.
- Это Иван Антонович Клопов – житель села Верхотомское… Он же литературный герой, - ответила учительница и, несколько подумав, предложила полистать альбомные материалы, а также рекомендовала прочитать небольшой рассказ «Дядя Ваня» кузбасского писателя Г. А. Естамонова, бывшего воспитанника Верхотомского детского дома.
« Уходит время, а память остаётся», - подсознательно подумалось и не вдруг. Часто память сохраняется вот так: в выцветших снимках, документальных и художественных текстах, в чьих-то воспоминаниях; это память о тех обыкновенных людях, которые были участниками уже далёких событий и приближали победу. С головой погрузившись в чтение, изучение материалов по краеведению, вот что узнаю о дяде Ване…
Дядя Ваня, а точнее, Иван Антонович Клопов, коренной сибиряк, родился в деревне Верхотомка в 1910 году в многодетной и трудолюбивой семье, которая хлебнула, как говорят «лиха через край», прошла испытания войной и познала, какое это длинное и вселенское горе – война.
Просматривая альбом, я вдруг наткнулся на интересные материалы (из воспоминаний дочери Клопова), вот некоторые фрагменты:
«В начале Великой Отечественной войны, - пишет Н. И. Клопова, - моего отца несколько раз призывали в военкомат, но на фронт не брали из-за болезни. Ставили диагноз: порок сердца. В октябре 1941года он всё же был призван в армию и направлен на фронт. Служил в артиллерии, в должности старшины. Воевал на Калининском и Калининградских фронтах. Был контужен. Итак, вся война на передовой».
А далее Нина Ивановна повествует о том, как их семья: мама, дети, бабушка, с дедушкой (родители отца) с тревогой ждали с фронта писем, как приходила на отца «похоронка», как семья оплакивала своё горе, но, к счастью, отец оказался жив… Был он со своим подразделением в окружении под Ленинградом.
«Долго выходили из окружения, - продолжает Нина Ивановна, - шли болотами и глухими местами, голодали, продуктов не было. Но однажды нашли склад, где был сахар; склад был разрушен при бомбёжке. Чтобы сохранить силы и дойти до наших войск, бойцы ели эту землю, перемешанную с сахаром…»
За лесом ухнул
последний взрыв.
На землю рухнул…
Рыдал навзрыд…
...а жаворонка
Звучали трели,
Как и должно быть
В конце апреля.
Христом спасённый,
Войной распятый,
Случайно выжил…
Нина Ивановна вспоминает, как отцу удалось вывести из окружения своих солдат, а также сохранить миномёты, за что впоследствии он был награждён орденом «Красная звезда»… Есть много и других боевых наград у Клопова Ивана Антоновича (всего их двенадцать), среди которых медали «За отвагу», «За взятие Кенигсберга» и др.
А сам рассказ «Дядя Ваня», как я понял, - это повествование о большом таланте «быть Человеком». Наш герой прошёл всю войну, но не «огрубел сердцем», не утратил истинно человеческих качеств, до конца дней своих отличался живостью ума, чувством юмора. В мирной жизни у дяди Вани (герой, напомню, не придуман) врагов не было. После войны долго работал учителем трудового обучения
в Верхотомском детском доме, где воспитывались дети блокадного Ленинграда. Очень любил своих воспитанников, заменял им отца, приучал к труду, давал большие знания о лесе. Писатель Г. Естамонов в своей книге «Детдомовская любовь» отмечает, что мужской дружбой своего учителя гордились все детдомовские мальчишки.
В доказательство сказанному приведу также строки из прочитанного мной рассказа «Дядя Ваня»:
«Рубанок в руках дяди Вани действительно поёт, и под пение это выплывают стружки, тонкие и прозрачные, как балеринки. Лицо его весёлое, добродушное и вдруг сразу – строгое:
- А теперь давайте посмотрим, что же вы уловили…
Все трудятся в поте лица, каждый старается показать: он-то уж понял.
А дядя Ваня ходит от верстака к верстаку, словно большой, добрый волшебник, посвящает своих воспитанников в таинство удивительных дел. Десятки мальчишеских глаз и ушей ловят незаметно и преданно каждое его слово и движение». Дети, действительно, любили своего учителя за человечность, остроумие, находчивость, за его умение поговорить толково и с уважением о любой работе; за умение найти объяснение всему, что неясно. Общая беда военных и трудных послевоенных лет, таким образом, сплачивала людей, детей и взрослых, делала их родными и близкими.
«Мы, в прошлом пацаны, неугомонная саранча… стали взрослыми, умными, занятыми, редко бываем в детдоме, в стране своего детства… Но если встречаемся, сколько всего хорошего вспоминаем вдруг:
- А помнишь дядю Ваню?
- Ивана Антоновича Клопова? Ну, как же! Кто его не помнит? – И это звучит, как пароль. Пароль детства…» (из воспоминаний воспитанников)
Хоронили И. А. Клопова, по словам односельчан, со всеми воинскими почестями: был произведён салют… Не напрасно прожита жизнь… не напрасно. Я рад, что случайная фотография из краеведческих материалов нашей школы рассказала мне о замечательном человеке тех трудных военных времён. Хочу, чтобы было больше таких людей, как дядя Ваня.
Девятого мая 2022 года наш народ отметит очередную годовщину Великой Победы. С каждым годом всё меньше остаётся живых свидетелей Великой Отечественной войны, в том числе и в селе Верхотомское Кемеровского района…
Быть влюблённым в свой край, гордиться его земляками – этому учит наш кружок «Литературный поиск». Кружковцы не просто читают книги о своих земляках, но читают их с любовью, вниманием и пониманием глубины прочитанного, с уяснением главного жизненно важного вопроса: в чём же внутренняя красота, духовность, нравственная суть человека…
*Мой кружок «Литературный поиск» краеведческого направления функционировал в школе 10 лет(2005 - 2015гг.); по материалам работы данного кружка был создан учебно-методический комплект "Литературное краеведение от "А" до "Я".
** Г.А.Естамонов - писатель Кузбасса, бывший воспитанник Верхотомского детского дома, реорганизованного впоследствии в спецшколу для трудных подростков.
***Есть и иное определение духовности, православное - духовность как высшая часть души, всегда соединенная с Творцом, в которой находится совесть.
И как определение духовности самого человека: - Предпочтение Истины (Высшего, Божиего, святого) над всеми иными предпочтениями, привычками и желаниями..
(работа дополнена материалами рецензии - автор Сергей Одиниз)
Свидетельство о публикации №223092600570
Меня затронуло другое определение, сделанное автором - "Пароль дества", когда только одно имя человека, игравшего важную роль в твоем становлении, приносит в настоящее целый временной пласт из прошлого.
Дорогая Валентина Ивановна, не сомневаюсь, что и Ваше имя, является для поколений Ваших учеников именно таким "Паролем дества".
Здоровья Вам и творческих успехов!
Наталия Николаевна Самохина 23.10.2023 15:55 Заявить о нарушении
Думается, уместно данную публикацию пополнить очерком о дяде Ване (работа ученика,которая была представлена на конкурс - стоит обратиться к архивам)
Благодарю Вас, дорогая Наталия, что душой принимаете наш "Литературный поиск"... С уважением, Валентина
Валентина Будникова 23.10.2023 16:51 Заявить о нарушении
Наталия Николаевна Самохина 24.10.2023 03:53 Заявить о нарушении