Сумеречная зона
Постмодернистская форма фильма строится вокруг идеи уничтожения бинарной оппозиции – противостояния света и тьмы. В процессе повествования происходит стирание чёткой грани между этими категориями. Главный герой картины Антон Городецкий постоянно балансирует на грани между понятиями добра и зла, которые едва не приводят его к гибели (сцена с падающим стеклом, грозящим разрезать его пополам, когда его буквально разрывают надвое тёмный сын с одной стороны и светлая возлюбленная с другой).
Фильм изобилует многочисленными отсылками к мифологической и религиозной картинам мира. Характерно, что имя главы «Дневного Дозора» тёмного мага Завулона (ивр. Звулун) отсылает нас к десятому сыну патриарха Иакова, родоначальнику одноимённого Колена Изральева; руководитель «Ночного Дозора» светлый маг Гесер – персонаж тибетской мифологии, небесный всадник, покровитель воинов, и объект развитого религиозно-мифологического культа, восходящего к добуддийской, бонской традиции Тибета; а имя хранителя «мела судьбы» Зоар совпадает с названием основного произведения в корпусе каббалистической литературы, где содержатся мистические комментарии (мидраш) к Торе (Пятикнижие Моисеево).
Противостояние Дозоров отсылает к закону единства и борьбы противоположностей диалектического материализма.
Взгляд из эпохи Модерна:
Из-за отсутствия чёткой системы моральных координат, герои фильма, погрязнув в интригах и преследуя личные цели, пытаются возложить ответственность на некие, не существующие в действительности, сверхъестественные силы, проводниками которых они являются, забыв о том, что только сам человек творит собственный жизненный сценарий. Отсюда и попытка героев «переписать» свою судьбу с помощью волшебного артефакта, вместо решения жить дальше, подвергнув критическому переосмыслению свои установки. Будучи несовершенным, человек наделён силой разума, способным подчинить себе природу собственных страстей.
Свидетельство о публикации №223092600952