Поэты ушедшего времени 4 Иван Бунин Часть 10

                ЧАСТЬ ДЕСЯТАЯ

           И творческая революция любому писателю добавляет интересных красок.
           Именно они так будоражат ум читателей.

   ТВОРЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
   **********************
  В течении десятилетия творческий почерк Ивана Бунина менялся.Его ранние
  рассказы,словно родившиеся из его же ранних стихотворений,были приличными и
  почти без событийными.Такие произведения как "Антоновские яблоки","Золотое
  дно","Новая дорога" элегичны,тонки и музыкальны,а рассказчик в них -
  созерцатель и наблюдатель,напоминающий героя поэтического произведения.

  В первой половине 1910 - х годов сюжетная основа бунинских произведений
  несколько усложнилась,хотя писатель по прежнему не стремился к внешнему
  занимательному" или увлекательному повествованию,- на первый план у него вышел
  человек,судьба и мироощущение которого раскрывается на фоне времени,причём для
  создания конкретной истории писателю порой хватало нескольких повседневных
  эпизодов.В ту пору Горький,оценивая ритм и интонацию рассказ Ивана
  Алексеевича,говорил: "Он так стал писать прозу,что если скажут о нём:Это
  лучший стилист современности - здесь не будет преувеличений."

  В годы Первой мировой войны тематика произведений писателя расширилась - в
  сферу его интересов вошли другие страны,культуры и цивилизации.Среди его
  героев - переживание из - за потери невесты цейлонского рикша ("Братья"),
  американский миллионер,умирающий в гостинице на Капри.(Господин из Сан -
  Франциско)молодой немецкий учёный,мечтающий вписать своё имя в историю науки
 ("Отто Штейн").В этот период в произведениях И.Бунина появляется социальный
  пафос,а их создание,по признанию автора,сопровождались внутренними
  публицистическими монологами":Горе тебе,Вавилон,город крепкий!" - эти страшные
  слова Апокалипсиса неотступно звучащих в моей душе,когда я писал "Братья" и
  и задумывал "Господина из Сан- Франциско".В эмиграции социальные мотивы
  практически полностью ушли из творчества Бунина,писатель вновь вернулся к
  стремлению раскрыть внутренний мир отдельного человека,но уже в другом ракурсе
  вне привязки  к конкретной истории эпохи с её надломом и потрясением:Остались
  любовь,страдания,тоска,по идеалам.

  По мнению литературоведа Ольги Сливицкой,содержание прозы И.Бунина в
  определённый момент начало укладываться в модель Космос и душа человека",
  когда героев того или иного времени заменил "Человек,как часть Вселенной".
  Широко известны слова Бунина:Нет никакой отдельной от неё природы <....>
  каждое движение воздуха есть движение нашей собственной жизни"...В этих словах
  сформировано самое существенное:место человека в мироздании.Подобно тому как
  атом,невообразимо милая часть солнечной системы,повторяет в себе всю её
  структуру,так и человек - и противостоит Космосу,и включает его в себя.

  ЭЛЕМЕНТЫ НОВАТОРСТВА
  ***********************
  Писатель Иван Наживин в романе - памфлете "Не глубокоуважаемый"!(Харбин 1935
  год)составил список претензий адресованных Бунину.По мнению Наживина,
  нобелевский лауреат не создал ни одного типа или образа,которые могли бы войти
  в историю русской литературы наравне с Наташей Ростовой,Лизой Калитиной,
  Евгением Онегиным,Тарасом Бульбой,Раскольниковым,Хлестаковым,Обломовым и
  другими героями.Персона Бунина - это,мутные пятна,призраки,слова - утверждал
  Наживин.

  Литературовед Татьяна Марченко,отвечая на его упрёки,заметила,что все
  упомянутые Наживиным типы и архетипы были представителями определённого
  времени или социальной среды.Иван Бунин возможно неосознанно - развивал эти же
  характеристики,но с учётом "неиспользованных возможностей":"не Татьяна
  разлучилась с Онегиным,но Татьяна,соединившаяся с Буяновым или с Иваном
  Петушковым и так далее до бесконечности художественного воображения."

  Так,переживания героя "Митиной любви" соотносится со страданием Вертера,
  нажимающего на курок из - за личной драмы.Но,если Вертер кончает жизнь
  самоубийством из - за "мировой скорби",то бунинский герой - из - за мирового
  счастья" он уходит из жизни с "радостным вздохом",потому что слишком истерзан
  земными испытаниями.Незадолго до смерти Митя слышит ночную музыку из оперы
  Шарля Гуно "Фауст",видит себя воспаряющим над миром - и в этот момент
  ощущалась необыкновенная лёгкость и свободу от страданий.Одна из фраз,
  производимых героем - Ах,да когда же всё это кончится!" - звучит,как антитеза
  по отношению к фаустовскому восклицанию "Остановись,мгновение Ты прекрасно!"
  При этом Иван Алексеевич также был способен "остановить мгновение" - он делал
  это в таких рассказах,как "Солнечный удар" и "Ида".По словам Юрия Мальцева
  "миг" - та новая единица времени,которую Бунин вводит в русскую прозу".

  Ещё одним своеобразным открытием Ивана Бунина является появление в его прозе
  коротких,напоминающих  миниатюрные зарисовки,которые литературный критик Иван
  Ильич назвал "мечтаниями",а Ю.Мальцев - фрагментами".Значит их часть(в том
  числе "Телячья головка","Журавли","Роман Горбуна","Первый класс")была
  представлена в книге "Современные записки"(Париж 1931 год),где они выглядели,
  как эпизоды из большого,пёстрого,многоголосого произведения.Иногда они
  воспринимаются как короткие бытовые анекдоты,иногда - как путевые заметки,но
  во всех случаях,"фрагменты" представляющие собой завершения произведений.

  В стихотворениях писателя "Джордано Бруно",написанные в 1906 году,есть строки,
  во многом,определяющие мироощущение автора:" В радости моей - всегда тоска,/ В
  тоске всегда - таинственная сладость/" Подобная антиномичность позволила
  писателю создать множество контрастных сочетаний(в словах его эпитетов - около
  100 тысяч Словоупотреблений),показывающих,что в человечестве могут синхронно
  уживаться прямо противоположные эмоции,страсти и пережившие "печально -
  весёлые песни",дико - радостно билось сердце" насмешливо" - грустно кукует",
  жалобно - радостный визг;таинственно - светлые дебри",страдальчески -
  счастливое  упоение","грустно - празднично","знойно - холодный ветер."Счастье
  вины","несчастье счастья","ужас восторга","радостный гнев","восторженно
  рыдала".

  Одной из особенностей творчества зрелого Бунина было его умение организовать в
  произведениях внезапные финалы.К примеру,начало рассказа "Руся" (1940 год),
  представляющего собой воспоминания безымянного героя,который некогда
  подрабатывал репетиторством на станции недалеко от Подольска,выглядит
  совершенно обыденным:остановка поезда,ленивый диалог пассажира с женой,
  кондуктор с фонарём.Однако постепенно сквозь усыпляющую интонацию начинают
  проступать приметы мистики.Герой мысленно уходит в прошлое,и та же самая
  местность "волшебно расцветает".Затем в его сознании появляется девушка -
  художница,настоящее имя которой Маруся.Сокращение уходит корнями не то в Русь,
  не то к русалкам,да и сама героиня,живущая среди болот - живописна,даже
  иконописна.Забытая история любви двадцатилетней давности,завершающаяся
  драматическим расставанием благодаря остановке поезда превращается в
  остановившееся "прекрасное мгновение".

                ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

                ************  ************

                30.09.2023


Рецензии
Пересказывать своими словами Википедию и какие-то услышанные факты из жизни великого русского поэта не нужна нужна достоверная информация нужна то что мало известно хотя бы пару слов тут набор слов и ничего интересного для себя я тут не нашёл кроме как рассуждение Добрынин был разным он был изгоем но его проза и поэзия оставила большой след в литературе

Тауберт Альбертович Ортабаев   08.10.2023 14:34     Заявить о нарушении