Поэты ушедшего времени 4 Иван Бунин Часть 10
И творческая революция любому писателю добавляет интересных красок.
Именно они так будоражат ум читателей.
ТВОРЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
**********************
В течении десятилетия творческий почерк Ивана Бунина менялся.Его ранние
рассказы,словно родившиеся из его же ранних стихотворений,были приличными и
почти без событийными.Такие произведения как "Антоновские яблоки","Золотое
дно","Новая дорога" элегичны,тонки и музыкальны,а рассказчик в них -
созерцатель и наблюдатель,напоминающий героя поэтического произведения.
В первой половине 1910 - х годов сюжетная основа бунинских произведений
несколько усложнилась,хотя писатель по прежнему не стремился к внешнему
занимательному" или увлекательному повествованию,- на первый план у него вышел
человек,судьба и мироощущение которого раскрывается на фоне времени,причём для
создания конкретной истории писателю порой хватало нескольких повседневных
эпизодов.В ту пору Горький,оценивая ритм и интонацию рассказ Ивана
Алексеевича,говорил: "Он так стал писать прозу,что если скажут о нём:Это
лучший стилист современности - здесь не будет преувеличений."
В годы Первой мировой войны тематика произведений писателя расширилась - в
сферу его интересов вошли другие страны,культуры и цивилизации.Среди его
героев - переживание из - за потери невесты цейлонского рикша ("Братья"),
американский миллионер,умирающий в гостинице на Капри.(Господин из Сан -
Франциско)молодой немецкий учёный,мечтающий вписать своё имя в историю науки
("Отто Штейн").В этот период в произведениях И.Бунина появляется социальный
пафос,а их создание,по признанию автора,сопровождались внутренними
публицистическими монологами":Горе тебе,Вавилон,город крепкий!" - эти страшные
слова Апокалипсиса неотступно звучащих в моей душе,когда я писал "Братья" и
и задумывал "Господина из Сан- Франциско".В эмиграции социальные мотивы
практически полностью ушли из творчества Бунина,писатель вновь вернулся к
стремлению раскрыть внутренний мир отдельного человека,но уже в другом ракурсе
вне привязки к конкретной истории эпохи с её надломом и потрясением:Остались
любовь,страдания,тоска,по идеалам.
По мнению литературоведа Ольги Сливицкой,содержание прозы И.Бунина в
определённый момент начало укладываться в модель Космос и душа человека",
когда героев того или иного времени заменил "Человек,как часть Вселенной".
Широко известны слова Бунина:Нет никакой отдельной от неё природы <....>
каждое движение воздуха есть движение нашей собственной жизни"...В этих словах
сформировано самое существенное:место человека в мироздании.Подобно тому как
атом,невообразимо милая часть солнечной системы,повторяет в себе всю её
структуру,так и человек - и противостоит Космосу,и включает его в себя.
ЭЛЕМЕНТЫ НОВАТОРСТВА
***********************
Писатель Иван Наживин в романе - памфлете "Не глубокоуважаемый"!(Харбин 1935
год)составил список претензий адресованных Бунину.По мнению Наживина,
нобелевский лауреат не создал ни одного типа или образа,которые могли бы войти
в историю русской литературы наравне с Наташей Ростовой,Лизой Калитиной,
Евгением Онегиным,Тарасом Бульбой,Раскольниковым,Хлестаковым,Обломовым и
другими героями.Персона Бунина - это,мутные пятна,призраки,слова - утверждал
Наживин.
Литературовед Татьяна Марченко,отвечая на его упрёки,заметила,что все
упомянутые Наживиным типы и архетипы были представителями определённого
времени или социальной среды.Иван Бунин возможно неосознанно - развивал эти же
характеристики,но с учётом "неиспользованных возможностей":"не Татьяна
разлучилась с Онегиным,но Татьяна,соединившаяся с Буяновым или с Иваном
Петушковым и так далее до бесконечности художественного воображения."
Так,переживания героя "Митиной любви" соотносится со страданием Вертера,
нажимающего на курок из - за личной драмы.Но,если Вертер кончает жизнь
самоубийством из - за "мировой скорби",то бунинский герой - из - за мирового
счастья" он уходит из жизни с "радостным вздохом",потому что слишком истерзан
земными испытаниями.Незадолго до смерти Митя слышит ночную музыку из оперы
Шарля Гуно "Фауст",видит себя воспаряющим над миром - и в этот момент
ощущалась необыкновенная лёгкость и свободу от страданий.Одна из фраз,
производимых героем - Ах,да когда же всё это кончится!" - звучит,как антитеза
по отношению к фаустовскому восклицанию "Остановись,мгновение Ты прекрасно!"
При этом Иван Алексеевич также был способен "остановить мгновение" - он делал
это в таких рассказах,как "Солнечный удар" и "Ида".По словам Юрия Мальцева
"миг" - та новая единица времени,которую Бунин вводит в русскую прозу".
Ещё одним своеобразным открытием Ивана Бунина является появление в его прозе
коротких,напоминающих миниатюрные зарисовки,которые литературный критик Иван
Ильич назвал "мечтаниями",а Ю.Мальцев - фрагментами".Значит их часть(в том
числе "Телячья головка","Журавли","Роман Горбуна","Первый класс")была
представлена в книге "Современные записки"(Париж 1931 год),где они выглядели,
как эпизоды из большого,пёстрого,многоголосого произведения.Иногда они
воспринимаются как короткие бытовые анекдоты,иногда - как путевые заметки,но
во всех случаях,"фрагменты" представляющие собой завершения произведений.
В стихотворениях писателя "Джордано Бруно",написанные в 1906 году,есть строки,
во многом,определяющие мироощущение автора:" В радости моей - всегда тоска,/ В
тоске всегда - таинственная сладость/" Подобная антиномичность позволила
писателю создать множество контрастных сочетаний(в словах его эпитетов - около
100 тысяч Словоупотреблений),показывающих,что в человечестве могут синхронно
уживаться прямо противоположные эмоции,страсти и пережившие "печально -
весёлые песни",дико - радостно билось сердце" насмешливо" - грустно кукует",
жалобно - радостный визг;таинственно - светлые дебри",страдальчески -
счастливое упоение","грустно - празднично","знойно - холодный ветер."Счастье
вины","несчастье счастья","ужас восторга","радостный гнев","восторженно
рыдала".
Одной из особенностей творчества зрелого Бунина было его умение организовать в
произведениях внезапные финалы.К примеру,начало рассказа "Руся" (1940 год),
представляющего собой воспоминания безымянного героя,который некогда
подрабатывал репетиторством на станции недалеко от Подольска,выглядит
совершенно обыденным:остановка поезда,ленивый диалог пассажира с женой,
кондуктор с фонарём.Однако постепенно сквозь усыпляющую интонацию начинают
проступать приметы мистики.Герой мысленно уходит в прошлое,и та же самая
местность "волшебно расцветает".Затем в его сознании появляется девушка -
художница,настоящее имя которой Маруся.Сокращение уходит корнями не то в Русь,
не то к русалкам,да и сама героиня,живущая среди болот - живописна,даже
иконописна.Забытая история любви двадцатилетней давности,завершающаяся
драматическим расставанием благодаря остановке поезда превращается в
остановившееся "прекрасное мгновение".
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
************ ************
30.09.2023
Свидетельство о публикации №223093001540
Тауберт Альбертович Ортабаев 08.10.2023 14:34 Заявить о нарушении