7. Золотая тинктура

   Не превращение металлов в золото должно быть
   целью алхимии, а приготовление лекарств
       Парацельс

   Ты можешь сделать питьевое золото, о чём исписано
    немало книг, но поистине мало кто его нашёл.
         Василий Валентин «О Великом Камне предков», О Витриоле, с 111.



   Золото в алхимии занимает особое положение, как конечная цель трансмутации металлов и как материя для универсального лекарства, с помощью которого можно исцелять многие заболевания. Поэтому, в этой главе мы скажем несколько слов о легендарной «золотой тинктуре», иначе называемой Аurum potabile (питьевое золото). Порой этот редкий медикамент путают с тинктурой  «красного эликсира», что, конечно же, является заблуждением.
   Согласно описаниям алхимиков, «золотая тинктура» лечит практически все болезни, омолаживает организм и замедляет старение, то есть, по сути, является панацеей.
Вот, что писал об этом медикаменте французский химик 17 века Н. Лефевр:

 «Последний вопрос, который возникает здесь, состоит в том, можно ли сделать золото пригодным для питья: в этом нельзя сомневаться, потому что опыт показывает, что его можно превратить в ликер… не должно быть никаких сомнений в том, что этот ликер будет весьма действенным лекарством… так, сведенное к такому состоянию, оно доходит до самой последней стадии переваривания, где исправляет все обнаруженные там дефекты; таким образом, этот ликер изменяет и преображает наше тело к лучшему, при том условии, что мы хорошо знаем правильное применение и дозу; в противном случае, он был бы скорее всепожирающим врагом, чем приятным старым другом» («Курс химии», 6).

    С  19 века учёные-химики предпринимают попытки сделать «питьевое золото», но описанных алхимиками результатов полученные ими препараты пока, увы, не показали. Тем не менее, «золотые лекарства» нынче в моде, и в медицине существует целое направление – хризотерапия (ауротерапия), практикующее лечение медикаментами, изготовленных на основе золота.
    Фармацевтические компании широко рекламируют свои «чудодейственные золотые лекарства»,  не особо распространяясь о том, что препараты золота могут вызывать у человека тяжёлые отравления, вплоть до летального исхода. Чтобы не загружать читателя медицинской терминологией, скажем, что современные препараты золота при нерациональном применении могут быть причиной патологических расстройств нервной, кровеносной, лимфатической, пищеварительной и дыхательной систем, морфологических изменений кожи, изъязвлений и эрозий слизистых оболочек, дистрофии, воспаления и некроза внутренних органов. Поэтому лечиться этими лекарствами можно только под наблюдением опытного врача.
    Почему химики, чьи лаборатории оснащены по последнему слову науки и техники,  до сих пор не смогли повторить процесс приготовления «золотой тинктуры» алхимиков? На это есть две причины. Первая: сложившееся в научной среде устойчивое представление об алхимии, как о лженауке (а кто рискнёт финансировать довольно дорогостоящий проект, опирающийся на лженаучную теорию?) Вторая: сложность понимания алхимической терминологии.
    В алхимических трактатах встречается множество рецептов приготовления питьевого золота и, к сожалению, большинство из них на более чем плод фантазии дилетантов, а то и  откровенных шарлатанов. Должно заметить, что лекарства, сделанные по таким сомнительным прописям,  могут быть весьма токсичны и опасны для здоровья. И всё же несколько старинных рецептур приготовления «золотой тинктуры», на наш взгляд, содержат конкретные  инструкции, руководствуясь которыми вполне реально воспроизвести древнюю технологию её получения. Однако, стоимость исходных материалов и необходимого оборудования весьма велика и далеко не всякому алхимику такие исследования по карману.
   Ещё одна серьёзная проблема, с которой сталкивается реконструктор алхимических рецептур – это отсутствие подробных клинических данных о действии медикаментов. Пояснения алхимиков (иатрохимиков), о лечебных свойствах того или иного лекарства зачастую носят самый общий характер. Обычно, даётся список недугов (подагра, рак, гнилые раны и т.д.), которые лечат  препаратом, его разовая доза и длительность приёма. А, например,  о величине суточной дозы и частоте приёма лекарства упоминается крайне редко, и почти никогда о его возможных побочных действиях. Отсюда возникает представление, что алхимические медикаменты, если их принимать в предписанных дозах, не вызывают никаких вредных для организма побочных эффектов. Но так ли это на самом деле – доподлинно неизвестно.
  Поэтому исследователю, сумевшему расшифровать алхимические инструкции и приготовить «золотую тинктуру» алхимиков, останется одно – использовать её на свой страх и риск, и прежде всего, конечно же, на себе. Но даже при самых положительных результатах, это нельзя будет считать полноценным клиническим опытом. Рассчитывать же на то, что изучением свойств алхимического лекарства займётся солидная научно-медицинская организация не стоит, поскольку, ученые, скорее всего, сочтут такого исследователя шарлатаном, состряпавшим очередную «панацею».


Рецензии
Здравствуйте, Лео.
С большим интересом прочитал. Спасибо. Для меня остается загадкой: как люди "додумались" связать золото с методами продления жизни и даже достижения бессмертия?
Если у алхимиков меркурий и сульфур не были тождественны обыкновенной ртути и сере, значит, по их представлениям алхимическое золото тоже отличается от вульгарного золота. Тогда получается, что эффективное Аurum potabile можно изготовить только из золота, полученного алхимическим путем. Так что желающим существенно продлить жизнь с помощью «золотой тинктуры», сначала придется как-то добыть алхимическое золото).
С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   09.03.2024 14:05     Заявить о нарушении
Александр, если объяснять кратко: в представлении алхимиков золото является венцом эволюции металлов и, образно говоря, их царём, поэтому не удивительно, что в нём видели физическое воплощение "духовных" энергий царя Космоса – Солнца, дарующих жизнь всему живому на Земле. Отсюда и представление о животворном действии золотой тинктуры на организм человека.
Сложность технологии приготовления Аurum potabile заключается в том, чтобы сделать особый растворитель - "философский меркурий" (его получение сохраняется в строгом секрете), с помощью которого можно выделить из золота чистый носитель его "духа" (солнечной субстанции) – плавкую и летучую красную соль. Следует отметить, что эту соль невозможно обратно восстановить в золото. Последнего не знают те, кто пытается получить аналог Аurum potabile в виде золей и иных растворов, содержащих наночастицы золота, и представляющих собой малоэффективные и подчас небезопасные медицинские снадобья.
Тема очень интересная и перспективная, но, как уже было сказано, реконструкция этой древней технологии требует немалых материальных затрат.
Что касается алхимического золота, то для приготовления Аurum potabile оно непригодно, поскольку его "дух" не столь совершенен, как у природного. Альберт Великий писал по этому поводу: "алхимическое золото едва ли сможет вылечить человеческое сердце или, допустим, проказу. Более того, язвы больных проказой разрастаются, чего никогда не бывает от золота природного" ("Малый алхимический свод", гл. 10).

Всего доброго!

Лео Корсо   09.03.2024 17:52   Заявить о нарушении
Спасибо за подробный и интересный ответ. Если Альберт Великий прав, тогда не совсем понятно: зачем было так заморачиваться с получением алхимического золота? Опасное и часто убыточное занятие. Кроме внезапного богатства Николя Фламеля других документально подтвержденных свидетельств о финансовых успехах людей, занимающихся алхимией, найти будет непросто. За универсальное средство от болезней, дающее существенное продление жизни, им отдали бы столько золота, сколько они попросили.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   10.03.2024 03:01   Заявить о нарушении
Александр, заморачивались золотом не алхимики, а корыстолюбивые фантазёры, жаждущие сказочно разбогатеть, узнав Великий секрет Камня. Об их приключениях, как правило, заканчивающихся полным разорением и нищетой или тюремной камерой и позолоченной виселицей, написано много поучительных книг.
Алхимики же преследовали иную цель – они искали способы превратить один металл, в другой. Например, свинец в золото или железо в ртуть. На мой взгляд, это был чисто научный поиск экспериментального подтверждения фундаментальных принципов теории алхимии, настаивающей на возможности трансмутации металлов. На этом пути, вероятно, и был открыт красный эликсир, превращающий любой металл в золото. Об эликсирах превращающих, к примеру, железо в ртуть, нам практически ничего не известно.
"Ничего невозможного нет в том, чтобы железо вновь вернулось в свое прежнее состояние — превратилось в живое серебро (ртуть)" (Альберт Великий "Малый свод алхимии", гл. 3). Кстати, Альберт писал о том, что алхимическое железо не притягивается магнитом (гл. 10), из чего можно предположить, что он лично исследовал образец такого железа. Интересно было бы узнать: из какого металла он его получил, и каким способом?
Представление о красном эликсире, способном превращать "несовершенные" металлы в золото, не могло не привести алхимиков к мысли, что раз это вещество может исцелять металлы, то не окажет ли оно столь же целительного действия и на человеческое тело, поражённое недугом? Упоминание о медицинском применении тинктуры Камня Философов встречается во многих сочинениях посвящённых алхимии, однако, что-либо утверждать по этому поводу не имея на руках практических результатов, было бы опрометчиво.
По моему мнению, история Фламеля больше похожа на хорошо срежиссированную легенду, на что указывает множество фактов, в том числе и содержание приписываемых ему алхимических трактатов.
У противников алхимии есть весомые аргументы: если алхимики умели делать Камень Философов, то почему до сих пор нет достаточных материальных свидетельств этой работы, например, какой-нибудь сотни тонн алхимического золота? Если в руках алхимиков была панацея, почему они массово не лечили ею людей, ведь это принесло бы великую славу их искусству?
Исчерпывающих ответов у меня нет, однако зная людские нравы и хорошо понимая, сколь печальная участь ждала бы сегодня мастера открывшего тайну красного эликсира, я не стал бы торопиться обвинять алхимиков во лжи. Да и вовсе не исключено, что в будущем наука, в той или иной мере, подтвердит правоту алхимиков, как уже подтвердила их "лженаучную" теорию о трансмутации элементов, экспериментально доказав возможность превращения ртути в золото.
Подумалось, что в наше время не только за красный эликсир, но даже за Аurum potabile, те же фармацевтические корпорации стёрли бы алхимика в гомеопатическую пыль, если бы он отважился своим открытием облагодетельствовать человечество. А разве в прошлом царили иные порядки? Нужно лишь заменить "фармацевтические корпорации" на "гильдии аптекарей и врачей", и картина будет та же самая, что и сегодня. Про перспективы алхимика открывшего технологию получения алхимического золота, и говорить не стоит, поскольку они и так предельно ясны.

Всех благ!

Лео Корсо   10.03.2024 15:44   Заявить о нарушении
Конечно, всех алхимиков не стоит обвинять во лжи, среди них были разные люди. На мой взгляд, современная наука сейчас переживает системный кризис. Использовать энергию звезд (термоядерный синтез) не получается, осваивать дальний космос тоже. Если так пойдет и дальше, человечеству придется куковать свой век на Земле, экономя ресурсную базу планеты и деградируя в искусственных цифровых мирах. Перспективы не очень оптимистичные. Поэтому любые альтернативные подходы достойны самого пристального внимания, в том числе связанные с астрологией, алхимией и теургией. Как остроумно заметил Артур Кларк: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии».
Монография понравилась!
Всех благ и удачи!

Александр Галяткин Юлия Фадеева   11.03.2024 18:39   Заявить о нарушении
Спасибо, Александр. Я думаю, что кризис науки связан с тем, что последние два века она мыслится её адептами, как некая сумма абсолютного знания о мире и человеке. Очевидно, что попытки с помощью достижений науки убить Бога в человечестве, как ложную и крайне вредную идею, рождённую невежеством и фантазиями дремучих отцов, ведут к разрушению нравственных (духовных) основ культуры и становлению паразитической тоталитарной цивилизации. Беда человечества не в ограниченности земных ресурсов, а, как говорил, профессор Преображенский, в "разрухе в головах". Куда уж таким головам заниматься теургией и заклинать богов, в лучшем случае, заарканят какую-нибудь мелкую сошку вроде Мефистофеля, да и тот непременно их одурачит и погубит. Следует помнить, что никакие магические техники и формулы не могут дать человеку власть над духовным миром. И понимать магию, а тем паче теургию, как знание могущественных технологий, весьма опасная иллюзия.
В древних знаниях есть то, что завораживает ум исследователя, а именно: не только отличный от современного, способ познания мира, но и совершенно иное представление о мире. Это непросто объяснить, разве, что привести несколько рискованное сравнение: древние учёные похожи на простых, мудрых детей, а современные - на бесстрастных и прагматичных вивисекторов.
Все разумные люди понимают, что оседлавшее научно-технический прогресс человечество несётся в тартарары, но изменить это направление они не в силах, и никакие альтернативные знания здесь не помогут. Возникает стойкое ощущение, что в самой природе человека существует некий онтологический изъян, который, при любых раскладах склоняет его к выбору самых порочных и губительных путей развития цивилизации. И особенно остро это чувствуется сейчас, когда мир балансирует на грани очередной Мировой войны.

Мира Вам и благополучия!

Лео Корсо   11.03.2024 22:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.