Шустрый - термин, этимология

Что же касается летательного движения, то оно упоминается
в тексте постоянно, а его невозможно представить без крыльев.
Поэтому и были приписаны [ангелам] крылья, чтобы указать на
модус их существования, а не на их истинную чтойность (сущность).
И знай, что всему движущемуся быстро приписывается полет,
указывающий на стремительность движения. [Потому, например,]
в речении "как орел налетит..." именно орел, который летает
и пикирует быстрее всех других птиц, был выбран для сравнения
Рабби Моше бен Маймон (Маймонид). Путеводитель растерянных, XII в.


1) Существующая предположительная этимология

а) В. В. Виноградов. История слов; https://etymolog.ruslang.ru/vinogradov.php?id=shu...
Слово шустрый со значением `бойкий, проворный, ловкий, сметливый, острый; употребляется в фамильярном стиле современной разговорной речи. Это слово не зарегистрировано ни одним толковым словарем русского языка до «Опыта областного великорусского словаря» 1852 г. Оно и не встречается в языке русской художественной литературы до середины XIX в. В «Опыте областного великорусского словаря» подчеркнута широкая распространенность этого слова в областных крестьянских говорах. Здесь находим такие указания: Шу стер, а, с. м. Молодец. Какой он шустер. Калуж. (...) Шу стро, нар. Бойко, быстро. Шустро бежит лошадь. Моск. Богород. Перм. Усол. Шу стрый, ая, ое, -стёр, стра, пр. Бойкий, расторопный, острый. Шустрый мальчик. Иркут. Моск. Богород. Оренб. Троицк. Перм. Верхот. Ирбит. Перм. Твер. Каш. Краснохолм. Стариц. Том. Якут. Яросл. (Опыт обл. влкр. сл., с. 269). ...

Слово шустрый арготического происхождения. Оно представляет собою перелицовку общерусского слова острый с помощью арготической приставки шу-. Еще акад. В. И. Ягич в своей работе о тайных языках у славян отметил как один из приемов арготического переодевания лексики искажение слов посредством приставки условного слога или звука или вытеснения ими же начальных звуков слова, например, шутро (`утро;), шурман (`карман;), шусто (`место;), шиблоко (`яблоко;), шилго (`долго;), или кулото (`золото;), курнуться (`вернуться;) и т. п.413 Е. Романов писал о старом арго могилевских нищих («любецком лементе»): «Нищенская молодежь изучает его уже неохотно и, по-видимому, обрекла его на забвение, употребляя по преимуществу ”отверницкую говорку“, т. е. обыкновенный белорусский язык, но с прибавлениями или вставками в слова особых частиц (хер, ку, шу, ша-це, уймуд)».

б) Этимологический словарь Макса Фасмера

Шустрый шуст(е;)р, шустра, шустро, также шустер «ловкий парень», калужск. (Даль), шустреть «делаться шустрым», шустрик «земляная блоха», шустрить «жадно есть». Первонач. *sustrъ, возм., родственно лит. siusti, siuntu, siutau «беситься», лтш. sust, sutu, sutu «злиться, сердиться, беситься», saust, sausu, sautu «сечь розгами, бичевать», лит. siausti, siauciu, siauciau «буйствовать, свирепствовать», далее см. шут (ниже); ... и сл.; аналогично сближает с шут Ильинский (ИОРЯС 20, 4, 150), относя сюда же польск. oszustac «обмануть», oszust «обманщик», что остается сомнительным. Менее надежно ввиду знач. толкование слова шустрый из арготического шу- и острый (Фасмер, WuS 3, 198 и сл.), хотя в арго засвидетельствовано шустрый в знач. «острый». Следует отклонить мысль о родстве с хват, хуткий, вопреки Горяеву (ЭС 427), а также о заимствовании из нов.-перс. cust «ловкий, деловой», вопреки Мi. ТЕl., Nachtr. 2, 189.

в) Словарь Владимира Даля
Шустрый, шустерый, сокращ. шустер, калужск. тул. твер. перм. сиб. бойкий, расторопный, тертый, бывалый, острый, проворный, сметливый, ловкий, развязный, наметанный, кто нашустрился. Шустрый мальчишка! Это шустерый плутяга! Шустрая лошаденка, шустро бежит, резвая. Шустрик, земляная блоха, жучек прыгун, поедающий овощи.

г) Викисловарь: Корень: -шустр-; окончание: -ый. Значение: разг. подвижный, быстрый, проворный; перен., разг. бойкий, ловкий в достижении каких-либо целей. Этимология. Из неустановленной формы. По одной версии — слово арготического происхождения; представляет собой перелицовку общерусского слова острый (или, возможно, быстрый) с помощью арготической приставки шу-, применявшейся для искажения слов в арго. Отмечены аналогичные формы: шутро (утро), шурман (карман), шусто (место), шиблоко (яблоко), шилго (долго). По другой версии — связано с шут. Также сближают с лит. siusti, siuntu, siutau «беситься», латышск. saust, sausu, sautu «сечь розгами, бичевать».

2) Термин "шустрый" в русском языке и литературе

* П. А. Плавильщиков. Бобыль (1790): "Что ты богат, так неужто всему околодку тебе кланяться! да коли ты такий шустрый, так не честью-та я и сам провожу, ажно хребет затрещит".
* В. А. Слепцов. Владимирка и Клязьма (1860-1861): "Ткач был небольшой худенький человечек, но в то же время очень шустрый и проворный на вид".
* П. И. Якушкин. Велик Бог земли Русской (1863): "У насъ дьячокъ есть, Афонькой зовутъ: малый шустрый и письменный тоже".
* М. Е. Салтыков-Щедрин. Наша общественная жизнь (1863-1864): "Все озабочены, все недоумевают. Чиновники говорят: нет больше шустрых чиновников!".
* А. Ф. Писемский. Люди сороковых годов (1869): "В нее было запряжено четыре худощавых, но, должно быть, чрезвычайно шустрых коней".
* Н. Е. Каронин-Петропавловский. Рассказы о пустяках/ Две десятины (1881-1890): "Какъ челов;къ, одаренный отъ природы шустрымъ умомъ, онъ волей-неволей в;чно искалъ предметовъ для размышленія и изобр;талъ способы улучшить жизнь...".
* Н. М. Пржевальский. Путешествие в Уссурийском крае. 1867-1869 гг (1870): "Не даром местные промышленники говорят, что это зверь очень «шустрый», т. е. быстрый и вертлявый".

** А. С. Пушкин. Русскому Геснеру : «Куда ты холоден и сух!..» (1820-1827)
Где ты нашел их: в шустер-клубе,
Или на Красном кабачке?

** Примечание. Термин "шустер" распространен в русской поэзии XIX-XX вв. Шустер-клуб (1772—1914, также Немецкий клуб, Петербургское немецкое собрание, Большой бюргерский клуб) — собрание этнических немцев в Санкт-Петербурге. Название произошло от фамилии первого распорядителя. Официальный устав был принят 2-го (по некоторым источникам 1-го) февраля 1772 года.

** Шустер (нем. Schuster, англ. Shuster, идиш ;ШУСТЕР;) — немецкая и еврейская фамилия (дословно: сапожник).

3) Обобщение и вывод. Поиски подобия (по образу и подобию)

Из русских литературных источников ясно, что термин "шустрый" применялся в отношении "быстрых" в деятельности людей и животных (домашних и диких), ранний термин - 1790 г. Большинство слов-понятий имеют несколько значений (смыслов), которые характеризуют "предмет или живое существо" с нескольких сторон его бытия (в ходе применения, термины обрастают новыми смыслами).

а) Основные характеристики для "шустрого" человека: быстрый, "шустрый ум", бойкий, расторопный, проворный, ловкий. Эти характеристики выделяют людей по типу темперамента - сангвиники (живой, подвижный, высокая психическая активность, быстрота движений, работоспособность), а также холерики (быстрый, подвижный, порывистый, высокий уровень психической активности, энергичный).

б) Характеристика "шустрых" животных: быстрый, вертлявый,"шустрые кони", "шустро бежит лошадь", "шустрая лошаденка, шустро бежит, резвая".
Примечание: резвый = быстрый. Лошади английской породы (выведены в XVII-XVIII вв.) непревзойденны по резвости, их нормой считается галоп со скоростью 1 км/мин (60 км/ч). На коротких и средних дистанциях (до 2800 м) современные чистокровные лошади развивают среднюю скорость около 60 км/ч, на длинных дистанциях (свыше 3000 м) они скачут со скоростью 55 км/ч. Скорости лошади: шаг - 3.5 и до 7 км/час.; рысь - 13 и до 50 км/час (в зависимости от вида).

в) Характеристика быстролетающих птиц

Самой быстрой птицей в мире является коршун. Он может развивать скорость до 160 км/ч во время своего полета. Источник: https://fsnslnr.su/faq/skorost-poleta-korsuna

г) Еврейская средневековая религиозная философия. Рабби Моше бен Маймон (Рамбам). Путеводитель растерянных, XII в.
http://www.machanaim.org/philosof/more_nev/moref_...

В главе 49 Маймонид даёт характеристику "ангелам" в связи с быстротой "летательного движения"; высказывания философа помогают нам понять, как рассматривали в средневековой философии понятие скорости движения – "быстроты".
"Поэтому, дабы направить ум на то, что ступень существования [ангелов] ниже, чем ступень Божества, было примешано к их облику нечто от облика животных, не обладающих разумом, благодаря чему стало ясным, что существование Творца более совершенно, чем их существование, подобно тому как человек более совершенен, чем неразумные животные. Но от облика животных [ангелам] не было приписано ничего, кроме крыльев, поскольку невозможно представить себе полет без крыльев, как ходьбу - без ног, ведь существование этих способностей можно представить лишь посредством органов, являющихся их необходимыми носителями.

И чтобы наставить нас о том, что [ангелы] суть живые существа, было выбрано движение полета, поскольку оно является наиболее совершенным и величественным среди всех способов перемещения в пространстве, присущих неразумным животным; и человек убежден в том, что оно - великое совершенство, так что он сам желал бы летать, чтобы с легкостью убегать от всего вредоносного и быстро достигать того, что ему потребно, даже если это находится в отдалении. Поэтому и была приписана им таковая способность. А кроме того, птица внезапно появляется и исчезает из вида, приближается и удаляется - и все эти состояния, как будет разъяснено, подобает нам приписывать ангелам. …
Что же касается летательного движения, то оно упоминается в тексте постоянно, а его невозможно представить без крыльев. Поэтому и были приписаны [ангелам] крылья, чтобы указать на модус их существования, а не на их истинную чтойность (сущность). И знай, что всему движущемуся быстро 25 приписывается полет, указывающий на стремительность движения. [Потому, например,] в речении "как орел налетит..."26 именно орел, который летает и пикирует быстрее всех других птиц, был выбран для сравнения. Знай еще, что крылья - причина полета, поэтому число крыльев, которые видит [пророк], соответствует числу причин, вызывающих движение того, что движется".

Вывод
Итак, еврейский философ Маймонид показывает нам связь понятий "быстро" и "полёт" - "всему движущемуся быстро приписывается полет, указывающий на стремительность движения".
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейской терминологией и образами.

4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология (всему движущему приписывается полет)

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корень.
ШУСТРО = ШУ+СТ+РО = прочитаем термин наоборот, как в иврите - ОР + ТС + УШ, у нас появляются корни библейского иврита соответствующие содержанию термина - быстроты движений; "всему движущему приписывается полет".

* ОР = ивр. ОР быть просвещенным, просвещать, озарять; перенос. стать веселым и т.д.
* ТС = ивр. форма ТАС летать; от глагола ТУС летать, порхать.
* УШ = ивр. УШ муж, мужчина; форма от термина ИШ муж, мужественный, смелый, бодрый. (см. Еврейский и халдейский этимологический словарь... с. 21, ИШ; с. 12, УШ).

Общий вид
русск. ШУСТРО = наоборот ОРТСУШ = корни ОР+ТС+УШ = ивр. ОР быть просвещенным, просвещать + ТАС летать + УШ мужчина, смелый, бодрый. Характеристика мужчины (зрелого возраста) = знающий, бодрый мужчина быстро (с лету) решающий дела и проблемы бытия.

б) Источник

+ Штейнберг О.М. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878: с. 21, ИШ муж; с. 12, УШ, муж; ОР быть просвещенным, с. 11; ТУС реятся, стремится (об орле), с. 168.
+ Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H2907. Оригинал: ТУС. Произношение: тус;. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): устремляться.

+ Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H215. Оригинал: ОР. Произношение: ор. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): рассветать, светлеть, просветляться. B(ni): быть просвещённым. E(hi): светить, (пр)освещать, сиять, разжигать.
+ Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H377. Оригинал: ИШШ. Произношение: иш. Часть речи: Глагол. Этимология: denominative от H376 - G(hith): вести себя как мужчина, показать себя мужчиной.

+ Словарь Кляйна, ;;;;. Carta Jerusalem; 1st edition, 1987;
https://www.sefaria.org/Klein_Dictionary...
* ТУС летать, порхать. — Кал. - ТАС PBH 1 полетела (сказано о птице);
* ТУС летать, порхать. — Кал — ТАС  она летела (птица), порхала, пикировала (hapax legomenon в Библии, встречается в Иов 9:26 в форме ЙАТУС) [арам. ТУС (= летать), Сыр. ТАС (= летал), араб. таша (= был нестабильным). ср. ТУС.
* Примечание. Корень ТУС и его форма ТАС в позднем иврите получили продолжение в форме ТИСА летание, полет; ТАЙИС летное дело, летчик и т.д.

в) Библейский образ

* Иов 9:26: "они скользят, как папирусные лодки, и падают (ЙАТУС устремляться), как коршун на добычу".
* Числа 11:31: «И поднялся ветер от Господа, и принес (ЙТС) от моря перепелов, набросал их около стана»; это очевидно литературный перевод, дословно - «перепела с запада налетели (ЙТС)».
* Исаия 46:8: "Вспомните это, и покажите себя мужами (форма ИТОШАШУ от ИШ (мужчина) ...".

Таким образом, термин ШУСТРЫЙ составлен из трех корней библейского иврита. Характеристика мужчины средних веков, универсала в деятельности, быстро выполняющий порученную работу.

Кишинев, 2.10. 2023 г.


Рецензии