Партия 2017 г. НЗ, Ев-е от Матфея, Нагорн. проп-дь

Партия 2017 г. Новый Завет, Евангелиее от Матфея, гл.5-7.Нагорная проповедь.

Глава 5.
Нагорная проповедь для народа, шедшего за Иисусом. На неё надо внимательно посмотреть, в какой мере она отвергает право по существу? Смотрим. Сделаем мирское толкование.

1 Увидев народ, Он взошёл на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

(«Нищие духом» в соответствии со смысловой этимологией выражения и слов характеризует людей с крайне низким уровнем духа – внутреннего организующего и мобилизующего качества  всей организации человека, его культуры. Нищие духом не способны должным образом организовать личную, семейную и социальную жизнь, свою профессиональную активность – у них нет ни творческого, ни энергетического потенциала. Они же подвержены разным искушениям, противоправным действиям. )
- - - -

(Что означает нищие духом в православии?
«нищие духом» ;;;;;; ;; ;;;;;;;;) – основная христианская добродетель, называемая также смиренномудрием. Нищета духа состоит в том, чтобы все доброе приписывать не самому себе, а действию Источника всякого добра – Богу. Человек не имеет ничего своего, но только то, что дарует Бог.)


- - - -
4 «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
(Плач,как правило, связан с горем и бедой, с невосполнимыми и необратимыми  потерями, с трагедией жизни. Плач является и физиологической реакцией на восприятие их. В какой-то степени снимает физиологическое и психологическое напряжение организма человека.)

(Утеше;ние —   психологическая поддержка  и  сопричастное сожаление пострадавшим от тяжёлой, травмирующей утраты с упором на надежде на положительные события в будущем.
Горе и беда не создают качества блаженства, напротив ликвидируют его возможность.)


5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

(Кр;тость — сочетание мягкости характера с твёрдостью духа человека,    незлобливость и отходчивость в отношениях, контроль эмоций, сдержанность к ошибкам и обидам от других. Кротость выступает как качество разумности. Соб.)
 


6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

(Правда является достоверным знанием об отношениях, событиях, значениях и качествах, является основой для объективной оценки ситуации и формирования поведении. Правда характеризуется актуальностью и текучестью отношений. Соб.)
Уместны ли алчность и насыщение, которые не являются предметом потребления?


7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

В чем проявляется милость?
1) проявление милосердия кем-либо; акт милосердия; 2) благодеяние в отношении кого-либо, чего-либо (пример: Божьи милости); 3) великодушное отношение к кому-либо, чему-либо.

(Как ни странно, но на проявляющих милость часто сходит кара – это вероятно происходит в силу ожидания благодати и несоразмерного поведения лица, проявляющего милосердие, а также скрытого негативного отношения к таким проявлениям, что определяется и отсутствием института права в социальных и властных отношениях.)

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
(Чистота сердца – метафора чистоты духа, как образа правомерного поведения в жизни и встречи с Богом после её.)


9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

(Утверждение - воображаемая награда за опасности миротворческой деятельности._

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

(Понимание правды и её оглашение является регулятором отношений и часто вызывает острую негативную реакцию в виде разнообразного неправого преследования, часто облекаемого в форму законного. Утешением является обещание царства Небесного. Соб.)

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

(Блаженны, как видевшие Бога).

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

(Гонение на пророков, собственно, являющихся жизненными философами и исследователями социальнно-властных отношений – просто закон властного уложения.)

13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям.

(О соли земли можно понимать как о последователях Иисуса, создающих жизни на земле привлекательность.)


14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

(К последователям:  «Вы -свет мира», освещайте его, Не стройте города и жизнь  в опасных условиях).

15 И, зажёгши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

(Свет для свободного пространства).

16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

 (добрые дела должны быть представлены и известны, хотя весть о них распространяется как свет.)

17 Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить.

(Здесь Иисус выступает пристава божественной воли.)

18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё.

(Божественным законом является право - оно же является общественным определением и установлениеем и из него выходит правовые законы, а не из властных установлений.)

19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном.

(Нарушение права порождает ничтожество, а утверждение  и соблюдение – величие.)

20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное.

 (Если Иисус говорит о праведности как правильности, то «Правоверие» развивает мысль и утверждает приоритет Общественного права – права по существу.)

21 Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьёт, подлежит суду».

(Суду подлежит всякий, кто убил и убъёт и никто не сможет от него уклониться)

22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
(Кто скажет «рака» брату своему, что означало гробница мощей и указывало на  не живого, но святого человека, было  никак неприемлимо по отношению к живому брату. нарушало святость образа и подлежало божественному осуждению. Соб.)

23 Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

(Мир и примерение с братом – святая обязанность человека. Соб.)

25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;


26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

(Примирение с соперником –лучшее решение для жизни. Соб.)

27 Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй».
28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём.
29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну.
30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну.

(Прелюбодействие – разлагающий порок, ведущий к гибели.Соб. )


31 Сказано также, что если кто разведётся с женою своею, пусть даст ей разводную.
32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подаёт ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой, тот прелюбодействует.

(Завет супружеского поведения. Соб.)

33 Ещё слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».
34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35 ни землёю, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным.
37 Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого.

(Соблюдай значение слов и в деяниях. Соб.)

38 Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб».
39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую;
40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

(Любое личное противостояние, или участие в агрессии развивает конфликт и несёт угрозу жизни, поэтому уступка в части отказа от развития конфлика и ради сохранения жизни оправдана. Соб.)

43 Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».

44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

(Способ радикального завершения конфликта и вражды ао имя жизни. Соб.)

45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

(сохранение мира и жизни – самая большая награда. Соб.)
- - - -
Глава 6
1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

(Тайная милостыня для души оправдание, публичная – демонстративный акт своего превосходства. Соб.)

5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны;
8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

(Божественное – поселение и присутствие частицы божественного духа в душе человека, осуществляемое и проддерживаемое самим человеком, что позволяет обращаться и разговаривать с Богом.)

9 Молитесь же так: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твоё;
10 да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твоё есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь».
 (Обращение к божественному и образу Бога.)

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

(Жизнь людей настолько разнообразно, что тв силу разных причин в ней возникают те или иные согрешения, и против прощения согрешения других людей будет присутствовать и прощение собственных грехов. соб.)

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твоё,
18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

(Пост выступает ограничением и божественной наградой для духа. соб.)

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

(Мир материального служит существованию жизни, мир духовного, его развитие развивает и возвышает человека до неба. Соб.)

22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло;
23 если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно. Итак, если свет, который в тебе, — тьма, то какова же тьма?

(Зрение и понимание создают картину мира и жизни. Соб.)

24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

(Служить надо одной главной идее. Соб.)

25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело — одежды?
26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31 Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть»? или «что пить»? или «во что одеться?»
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом.

(Нужда всегда была и будет, удовлетворение нужды, а не превышение удовлетворения её над потребностью – плод разумности. Соб.)

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам.
 
(ищите Царствия Божия в душе своей. Соб.)

34 Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы.

(Жизнь идёт в своём времени. Соб.)

Глава 7
1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
(Человек сам по себе не создаёт и не несёт в себе права, вследствие чего не может и судить. Право же является общественной производной, которая формирует закон и общественный суд, что и формирует правосудие. И только оно и в таком качестве  имеет право на судебный процесс.Соб.)
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоём глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

(Личное  мнение не причина для наставлений. Соб.)
6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
( Берегите святое. Соб.)
7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам;
8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
(Жизнь раскрывается и существует в действии. Соб.)
9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
11 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
12 Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

(ориентир социального поведения. Соб.)

13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

(Трудный путь – дорога жизни. Соб.)

15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?
17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
20 Итак, по плодам их узнаете их.

(Деятельные, ценностные, ориентированные на человека, подтверждённые и признанные пророчества определяют определяют социальную полезность пророков и социальных организаторов. Соб.)

21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?»
23 И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».

(Пророчество человека – ответственное деяние. Оно возвышает и низвергает человека с позиции пророка и социального организатора. Соб.)

24 Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
25 и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
27 и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

(Жизнь человека и её обеспечение – дело капитальное. Соб)

28 И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его,
29 ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.


Рецензии