Эпиграмма

косматые маги Аккада и обритые жрецы Египта колышутся в мозгу, и я подозреваю – не зачата ли в яростной голубизне пирамид, в багровой тяжести зиккуратов борьба двух сил, тайная война лысых и волосатых – но причем здесь пресловутые талассократия и теллурократия? нет, это другое – я думаю об этом, пока сладкие руки парикмахерши волшбой трансмутируют в скульптурность полубокса мои неопрятные лохмы, раскапывая на висках и затылке – так реставраторы раскрывают лучший слой фрески – классический соляно-перцевый подшерсток, зыбкую надежду в деле соблазнения тугозадых молодух, я вплавлен в зеркало, жаль, ты страшна, как смертный грех, впрочем, одета со вкусом, а руки мягкие

дома я с наслаждением беру фолиант в шелковом горчичном переплете с золотым тиснением, кряхтя, усаживаюсь в кресло возле торшера, сподобились-таки, правда, уже на излете второй империи, издать «Регенсбургскую антологию» – собрание позднеримских эпиграмм; вторая империя? в двадцатые годы, после «великой белой победы», дословное воссоздание монархии никого не вдохновляло, однако и имя республики напоминало об ужасах террора и хаоса, посему адмирал оставил за собой титул верховного правителя, а государство приобрело вид тетрархии, по образцу Диоклетиановой, сам же властитель решил не покидать Омск, как, добавим, и Диоклетиан в свое время – любимую Никомедию, в городе, пышно разросшемся, расцвел помпезный стиль имперского конструктивизма, кроваво-черные пилоны и башни, а в Крыму тогда правил Врангель – любопытно, в предисловии сказано, что будущий  переводчик вернулся в страну после большой амнистии тридцать седьмого года

прорывается оболочка мысленного пергамента, там, где гнусавая квадратная печать, появляется некто в плоеном воротнике и колете, тонкие, будто наклеенные полоски волос, окаймляющие лицо и соединяющие бороду, усы и шевелюру в единое целое, нет, это не автор интересующей меня  эпиграммы, это Вольта, составитель антологии, шпион и чернокнижник шестнадцатого века, а поэт Присциан жил за тысячу лет до того, кажется, он дослужился до начальника конюшен императора Фемистия, и я снова проборматываю его бессмысленные строки: «я ни мужчина, ни женщина, ни гермафродит», и за окном синие следы инверсий, сумерки пластаются по земле, вода куполом пучится в круглых колодцах, я заворачиваюсь в какую-то хмурую тряхомудь, символизируя галактический кокон, чьи витки, возвращаясь и повторяясь с вариациями, наслаиваются


Рецензии
Признаюсь откровенно: ваши тексты, уважаемый автор, вызвали во мне нечто вроде душевного содрогания: "мать честная! И как же схожи!". Сейчас объясню. Маньеристские выверты ваши: "гнусавая квадратная печать", "хмурая тряхомудь", "тленная коррупция границ", "мясистые облака", "губчато-сизые днища" очень напомнили мне "мозглые ноги", "сытную грязь", "засаленную до съедобности тетрадку" и "черносливовые тараканы" Марины Степновой (в силу служебных обязанностей как-то пришлось ознакомиться с ее опусами).

Позвольте привести несколько примеров крайне неудачных речевых оборотов (Ваших и Степновой):

у Степновой: «Маня радостно кивала добрым ртом, щедро набитым золотой рудой»

у Вас: "темно-рыжие, в мелкую кудряшку завитые волосы волшебно сожительствуют с голубыми глазами", "правый глаз, словно расплывшись и увеличившись, еще сильнее наползет на висок, то есть, считая со стороны наблюдателя, по направлению к норд-весту"

Там кивают ртом, набитым золотой рудой, здесь глаза ползут по направлению к норд-весту, а волосы сожительствуют с глазами...

---
у Степновой: "Галочка мечтательно смежала сизокрылые вежды"
у Вас: "разорвав снулые веки, он ощутил, что твердый мрак комнаты смягчился и млечно высветлился"

---
у Степновой: "Имперская свинья с хрюком поднялась из вековой лужи".
у Вас: "восстав с сонного одра для сборов на работу..."
Одинаково неуместное употребление эпитетов, создающих комический эффект.

---
у Вас: "..упомянутая рука многоножкой проползла через поле его вожделения"
Рука-многоножка - удивительный гибрид.

---
у Вас: "я схожу по лестнице, нарочито артикулируя обрушения стоп на несчастную плитку... живо представляю, как благодаря слезной полустарческой близорукости попадаю ступней мимо ступеньки, проваливаюсь в пустоту, и, претерпев ряд кульбитов..."
у Степновой: "… в следующую долю секунды перед носом у него уже были крупные поры пыльного асфальта…"
И ничего, что невозможно артикулировать обрушения стоп (это вообще как?), а у пыльного асфальта нет пор...

---
Дефицит оригинальных мыслей вы подменяете "оригинальностью" словосочетаний. На самом же деле - все это скучно и не вызывает интереса, поскольку читатель (если он хоть сколько-нибудь знаком с современной прозой) встречает подобные вычуры повсеместно. Удивить такого читателя трудно, как ни старайся. С другой стороны, вы, автор, в тренде (как и все Марины Степновы). Вопрос: есть ли смысл гордиться?
Комплименты же ваших читателей можно оправдать их а) литературной неискушенностью. б) нечувствительностью к слову с) простым дружеским расположением.
За потраченное время благодарить не нужно. Времени у меня достаточно. В ответе (если он будет, конечно) постарайтесь избежать трюизмов вроде: "не обижайте моих читателей" и "не стреляйте в пианиста, это лучшее из того, на что он способен".
В рецензии нет злорадства, просто мнение бывшего эксперта по текстам.

Алекс Брежнев   15.10.2023 17:53     Заявить о нарушении
К сожалению, я не читал произведения Марины Степановой. Вообще, слабо знаком с современной литературой. Но, например, "засаленная до съедобности тетрадка" мне кажется чрезвычайно удачным образом. И если бы я был ехидным и злоязычным, я бы мог ответить вам цитатой из "Служебного романа" - "Значит, хорошие сапоги, надо брать". Это шутка, конечно.

Что же я могу вам ответить по существу? Поскольку вы запретили мне ссылаться на мою творческую немощь и просить о снисхождении, пожалуй, могу сказать лишь, что я - неисправимый графоман, и все равно буду писать. Правда, графоман с изъяном - я не испытываю чистое наслаждение от самого процесса письма, скорее, наоборот, больше это похоже на мучения. Но тем хуже для меня.

Леонтий Варфоломеев   15.10.2023 18:12   Заявить о нарушении
Степновой. Это телефон, собака такая, исправляет.

Леонтий Варфоломеев   15.10.2023 19:43   Заявить о нарушении
"К сожалению, я не читал произведения Марины Степановой. Вообще, слабо знаком с современной литературой.".
"Незнание закона не освобождает от ответственности" (это тоже почти шутка).
Запрещал я вам ссылаться или не запрещал, но авторских ламентаций вы таки не избежали ("я - неисправимый графоман, и все равно буду писать... Правда, графоман с изъяном... Но тем хуже для меня.")
И в чем удача степновского образа?

Алекс Брежнев   15.10.2023 20:00   Заявить о нарушении
В чем может быть удача образа? В том, что он рождает у читателя яркое представление о предмете. Кстати, не обязательно в точности совпадающее с реальным предметом, как не всегда хороший портрет подобен фотографии. Здесь обыграно буквальное значение слова "засаленный", отсылающее к салу, и шире - к чему-то мягкому и, в конечном счёте, съедобному. Плюс - радость от новизны и удачности образа, как такового. Но это уже у более-менее "продвинутых" читателей.

Леонтий Варфоломеев   15.10.2023 20:15   Заявить о нарушении
"Здесь обыграно буквальное значение слова "засаленный", отсылающее к салу, и шире - к чему-то мягкому и, в конечном счёте, съедобному".

Прилагательное "засаленный" ни к чему не отсылает, согласно Малому академическому словарю оно просто означает "запачканный чем-л. сальным, жирным". Вы бы захотели съесть тетрадь, в которую было завернуто сало? Думаю, нет. Тетрадь в принципе не может вызывать гастрономических желаний. Скорее наоборот. А у Степновой она даже "съедобная". Нет, образ плохой. И никакое "яркое представление о предмете" он рождать не может.

Алекс Брежнев   15.10.2023 20:56   Заявить о нарушении
"Tалант похож на стрелка, попадающего в цель, недостижимую для других, а гений — на стрелка, попадающего в цель, попросту невидимую для других." — Артур Шопенгауэр

Источник: http://ru.citaty.net/tsitaty/624142-artur-shopengauer-talant-pokhozh-na-strelka-popadaiushchego-v-tsel-nedos/

Павел Лобатовкин   06.11.2023 17:00   Заявить о нарушении
И какая часть из цитаты Шопенгауэра имеет отношение к авторам этого сайта? Они стрелки, попадающие в недостижимую цель, или стрелки, попадающие в невидимую цель? Или из тех, которые целятся куда бог пошлет? Спрашиваю со всей серьезностью.

Алекс Брежнев   06.11.2023 20:02   Заявить о нарушении
Всякие тут могут встретиться.

Павел Лобатовкин   06.11.2023 20:14   Заявить о нарушении
Теперь со всей серьёзностью.
У меня нет возможности судить, кто тут гений или таковым окажется — ведь, если по Шопенгауэру, я лишён возможности видеть цель, в которую этот гений пытается попасть. Значит, либо надо ждать, пока гений попадёт, и "все увидят" (если увидят), либо надеяться, что найдётся по-настоящему прозорливый критик, который сможет заранее различить, распознать и представить массам нового властителя дум. Да, конечно, такой критик и сам должен быть крупной фигурой — чтобы его услышали. Но встречаются всё больше мелкие — размером то с таракана, то и вовсе с козявочку.
И это немного удручает.

Павел Лобатовкин   07.11.2023 01:58   Заявить о нарушении
Если вам встречаются мелкие критики - значит себя вы определяете как крупную фигуру (и это со всей серьезностью?)

Алекс Брежнев   07.11.2023 11:42   Заявить о нарушении
Я себя уверенно определяю.
Но здесь речь не обо мне.

Павел Лобатовкин   07.11.2023 11:56   Заявить о нарушении
Понимаю — уловить суть написанного другим человеком у вас не получается.
Это многое объясняет. Спасибо.

Павел Лобатовкин   07.11.2023 12:08   Заявить о нарушении
Думается, вы не совсем понимаете о чем ведете речь.

Алекс Брежнев   07.11.2023 14:46   Заявить о нарушении
Что ж, давайте вместе посмотрим:
http://proza.ru/2023/11/07/1108

Павел Лобатовкин   07.11.2023 16:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.