О литературе. Литературоведческие работы

В данном обзоре представлены мои литературоведческие работы. Даны их краткие аннотации. Сами работы можно увидеть на сайте lib.ru

https://samlib.ru/editors/s/sokolow_w_d/index_2.shtml

1. ФИГУРА ПИСАТЕЛЯ
http://proza.ru/2022/07/01/902
"Пусть я и Моська, но не из тех, кто лижет задницы" (Сомов)

1). Фигура издательского редактора
http://proza.ru/2019/08/21/1226
Жалуются, что у нас повывелись хорошие редакторы. Так-то оно так. И всё же проблема нашей литературы не в отсутствии хороших редакторов, а в отсутствии писателей. Появятся писатели, появятся и редакторы

2). Работа писателя
Самое трудное для писателя -- это писать. Те, кто хоть раз пробовал заниматься писательским трудом, знают, что это истина, а не пошлый псевдопарадокс типа "Я недостаточно богат, чтобы покупать дешевые вещи". Более того это знают и с этим живут и профессиональные, и маститые писатели

3). Писательский путь
http://proza.ru/2024/12/06/359
"Если писатель талантлив, то он пробьется, несмотря ни на что, если нет, то никакая помощь ему не в пользу" (Лимбах, российский издатель нач XXI в на вопрос журналиста, почему его издательство не печатает начинающих авторов)

4). Писатель и посторонние шумы
Кудинова напрягает малейший шум. Он запирается в квартире, отключает телефон и воюет наедине с собой со словом. И все равно всегда проигрывает. Слово ему так и не дается

5). Писатель и другие искусства
Всякое искусство ограничено. По средствам прежде всего. Не все можно выразить словом. Поэтому люди придумали музыку, наскальные рисунки и фотографию. Знакомство с другими искусствами для писателя -- это важный компонент, прежде всего расширения общей культуры. Кроме того, другие искусства воздействуют на те рецепторы, который литератур даже во сне не касалась. А главное, общение с музыкой или живописью, но только не с телевидением, дает осознание ограниченности всякого искусства и поиск способов преодолеть эту ограниченность

2. О ПИСАТЕЛЬСКОМ ОБРАЗОВАНИИ. ПИСАТЕЛЬ И ФИЛОЛОГ
http://proza.ru/2019/06/14/490

Я не знаю ни одного из наших писателей, хоть советских, хоть нынешних, кто имел бы хоть какое-то филологическое образование. Но вины в этом их нет, ибо в нашей стране давно уже нет такового. Оно исчезло вскоре после того, как отзвучали залпы "Авроры" и наиболее продвинутых его владельцев, посадив на пароход, отправили к другим берегам. Но не мешало бы несколько определиться с самим термином "филологическое образование", чтобы не увязнуть в непростительном недоразумении. А то получиться как в знаменитом анекдоте. Женщина видит на заборе слово из трех букв, с надеждой подходит, а там ничего нет. Именно так и обстоят дела с нашим филологическим образованием.

3. О СОВЕТСКОЙ И РОССИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
http://proza.ru/2023/09/04/270

Основные жанры:
а) производственный роман
борьба нового со старым
б) бытовой роман
личное и общественное
в) пропаганда

1). О современной литературе
Мне кажется, что русский литературный язык сегодня серьезно болен. Я люблю Пушкина, Чехова, Тургенева и постоянно их перечитываю, но писать сегодня нужно во многом по-другому

2). Проблема спама
если в доэлектронной жизни личное и публичное отделены друг от друга непроходимой гранью, то электронная сфера эту грань стирает. Все что помещено на сайте, становится мыслями вслух, всё публично, а запретить публичное обсуждать -- это подавить всякую дискуссию

4. ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ
http://proza.ru/2023/10/10/143

Теперь авторское право с частной собственностью на продукты интеллектуального труда, с сохранением правообладания в течение 70 лет после смерти "автора" распространилось и на документы, в том числе архивного и библиотечного хранения.  Если бы принятый закон действовал с 1937 года, то только с 2007 года историки получили бы возможность начать знакомство с материалами о репрессиях тех лет

5. О ПЕРЕВОДЕ И СОВЕТСКОЙ ПЕРЕВОДЧЕСКОЙ ШКОЛЕ
http://proza.ru/2019/06/02/1137

Если нынешние российские переводчики -- просто дрянь, то в советские времена это были достаточно грамотные и работящие специалисты. Словом, добросовестная посредственность. А писательское кредо -- воинствующий дилетантизм. Разумеется, в литературе: боже упаси от дилетанта-сантехника

6. О ЧТЕНИИ
http://proza.ru/2022/09/24/1182

"Не могу уже читать -- значит, умираю" (Кантемир)

1). Читатель и писатель
Есть писатель и есть читатель. А между ними -- издатель, по сути третий лишний, но в современной литературе он-то и есть главное лицо

2). О чтении стихов
http://proza.ru/2022/11/30/184
Стихи предохраняют мозг от загнивания в гораздо более действенном объеме, чем другие средства: философия, изучение иностранных языков и др. Здесь сказывается сама их природа. Человек бОльшую часть жизни проводит в состоянии одиночества. И голова начинает пухнуть: мысли несутся вскачь как шальные. Рецитация стихов здесь здорово выручает

7. О СТИХАХ
http://proza.ru/2022/11/30/184

Чем нас привлекает поэзия:

а) точность слова
б) "качество стиха"
в) композиционная метафора
г) поэтический строй

1). О чтении стихов
Прекрасно, когда не "всё понимаю, а сказать ничего не могу" как собака, а когда и понимаешь, и можешь сказать. Поэзия же снабжает тебя тем инструментарием образов и красивых слов и оборотов, которые так важны не только выразиться, но и осознать свои мысли

2). О возвышенном и низменном
Низменное в поэзии может сосуществовать только в сравнении с возвышенным. Уберите возвышенное, и всякая пародия, всякое снижение исчезнут вместе с ним без следа. Вся энергетика сниженных жанров питается контрастом с высокими образцами

3). Композиционная метафора
Если мы присмотримся к стихам, то мы обнаружим, что при кажущемся отсутствии сюжета, он есть. И этим сюжетом является создание образа, этакой развернутой метафоры. Образ создается строчка за строчкой, а последним стихом, как росписью в платежной ведомости, этот образ эффектно завершается. Вот этот образ мы и называем композиционной метафорой

4). Как писать стихи
http://proza.ru/2024/06/11/192
Почему-то думают, что научиться писать стихи нужно что-то особое там, от бога что ли. Полная чушь, овладеть технологией может каждый. Об этом и моя статья. Идея проста. Из многочисленной поэтической продукции отбираются отдельные строки, которые с учетом размера и рифмы компонуются в новые произведения. Так работают многие. Так что никакого открытия я не сделал. Я просто, используя возможности компьютера, механизировал процесс

5). Образцы стихотворной тематики
I. Поэзия детская
II. Поэзия декларативная, патриотическая, пропагандистская (Некрасов. "Школьник",
"Размышления у парадного подъезда", Высоцкий "Кто сказал, что земля умерла?")
III. Поэзия сюжетная (Бернс "Финдлей", Верхарн "Пусть башмаки по асфальту стучат")
IV. Поэзия любовная (анакреонтичная, где главное перепитии любви "Любви все возрасты покорны",
, "На холмах Грузии лежит ночная мгла" и "Я вас любил, любовь еще быть может", Блок "Вот пора приниматься за дело"
V. Поэзия описательная (Блок "Равенна", Есенин из "Страны негодяев"
VI. Поэзия лирическая
Большая часть лирики подпадает под любовной.этот раздел. Но и кроме любви, есть множество других мотивов
VII. Поэзия сатирическая (Б. Брехт "Плач современного поэта"
VIII. Поэзия пародийная
IX. Поэзия философская (Омар Хайям)
X. Поэзия поэтическая (В. Маяковский "Нате!", Пушкин "Бахчисарайскому фонтану", Э. Дикинсон "Я смерть как будто не звала"
XI. Фрашки -- это поэзия малых форм: эпиграммы, эпитафии, афоризмы и двустишия. Сюда я также бы отнес отрывки и стихов, которые вполне могут иметь самостоятельное значение

8. РАБОТА ПИСАТЕЛЯ

1). Возникновение замысла
Где и когда возникает замысел непонятно. Известно множество примеров, как в истоке произведения лежит какой-то малозначительный эпизод или деталь. Но это не более, чем внешнее выражение чего-то глубинного, возникающего неизвестно где и когда в душе

2). Сбор материала
Сбор материала начинается тогда, когда замысел в голове уже составился.
    "Коль замысел у вас [в голове] готов
    Все нужные слова придут на первый зов" (Буало)
А внешние же впечатления писателю нужны, чтобы почувствовать себя "в теме", детали служат как бы опорой для полета фантазии

3). Отделка произведения
в голове писателя должен быть пусть смутный, но идеал художественного произведения, который является тем внутренним камертоном, который позволяет писателю даже не видеть, а ощущать соответствие написанного идеалу. Без такого камертона работа над отделкой произведения превращается в своеобразный сизифов труд

4). О повседневной литературе
большинство писателей начинали писать с простых и доступных жанров -- это те, которые под рукой, и использование которых диктуется самой обыкновенной, а вовсе даже не литературной жизнью: выписки, комментарии, дневник, письма, служебная литература (отчеты, доклады, пояснительные записки)

5). О плагиате
Очень часто литературоведы упрекают классиков (Лопе де Вега особенно), что они без конца плагиатничают, причем по большей части у себя самого, перенося целые сцены из пьесы в пьесу. А то что тот же Лопе де Вега писал не для собрания сочинений, где каждая строка будет взвешена и обмерена, а для живого театра, где успех состоит в искусном смешении нового с необычным и привычным, полюбившимся зрителям, высокомерно не принимается во внимание

6). Ошибки молодых авторов
"У каждого автора индивидуальный подход к творчеству" -- дебильная истина, не потому что не истина, а потому что так много идиотов повторяет ее, что она давно уже не имеет никакого смысла. В частности, "авторская индивидуальность" проявляется на определённом этапе. В начале же творческого пути и в своих основах все авторы похожи друг на друга. Поэтому начинать писатье нужно не стесняясь с подражаний. Есть талант -- он себя и в подражаниях проявит, нет -- никакое самобытначанье не поможет

7). Как заставить себя писать

Самое трудное для писателя -- это писать. Те, кто хоть раз пробовал заниматься писательским трудом, знают, что это истина, а не пошлый псевдопарадокс типа "Я недостаточно богат, чтобы покупать дешевые вещи". В качестве основополагающего я бы предложил такую рекомендацию: "Разделите процесс писания и редактирования", обратив только внимание на то, что творческий процесс включает не две, а пять стадий

9. КОММЕНТАРИИ К "АЛХИМИИ СЛОВА" ПАРАНДОВСКОГО

По поводу литературного заработка, если отбросить все бессовестные или сентиментальные ужимки, можно сказать грубо и прямо: если у тебя нет времени и денег, не хрен лезть в литературу. Литература -- это занятие для богатых и праздных бездельников. Если пишущий начинает думать о том, как бы исхитриться, чтобы прокормить себя пером, хотя бы и компьютерным, он, может быть порою и милое, но безвозвратно погибшее создание. Он непременно становится либо наемным слугой издателя либо, что еще хуже, попадает в зависимость от сильных мира сего

10. ОБ ИСКУССТВЕ ПИСАТЬ ПРОСТО
http://proza.ru/2019/07/22/1414

Встречаются еще весьма наивные люди, которые полагают, что простота художественных произведений, особенно реалистических, естественна и не требует никаких особенных усилий. Есть и другие наивные люди, которые полагают, что умение писать просто -- это особый талант, которым владеет далеко не каждый. Есть наконец третьи, которые считают, что все гениальное просто, но вносят сюда маленькую поправочку, что де простота -- она не естественная, и не свойство таланта, а результат искусства, а значит мастерства

11. О ЛИТЕРАТУРНЫХ ЖАНРАХ

1). Стиль Шекспира
Шекспир писал именно для театра, и то, что не всегда нужные ремарки, которые бы делали сцену понятной, прописаны, следует отнести к небрежности его первых издателей: пьесы эти игрались в то время столь часто, что они не сочли нужным давать какие-то особые комментарии -- итак, все всем понятно

2). О романе Л. Толстого "Война и мир"
http://proza.ru/2024/11/06/423
Философия так же, как и юмор пронизывает насквозь "Войну и мир". И она проста. Движущей силой истории являются не провидение, ни деяния великих людей, а желания и действия людей самых обычных. Причем каждый, действуя в силу своих побудительных мотивов, не думает ни о какой конечной цели исторического движения. А эта конечная цель заключена в итоге, который как раз является суммой миллионов этих частных поползновений

3). Об историческом романе
Произведения о гражданской войне в советской литературно-критической мысли всегда проходили под рубрикой "историко-революционной тематики". Каноны жанра были строго фиксированы в русле концепции "противостояния двух миров": прогнившего, в яростной агонии отстаивающего право продлить свою прописку на русской земле мира помещиков и капиталистов, и нового, нарождающегося мира светлого будущего


Рецензии