Китайские собаки - 1. На нефритовых холмах
1. На нефритовых холмах
Автор «Исторических записок» (иначе «Ши-цзи»), историограф II-I в.в. до н.э. Сыма Цянь рассказывает, что в 2600 г. до н. э. кочевое племя, тотемом которого был медведь, одержало победу над осёдлым племенем, тотемом которого был бык. В результате два племени объединились под предводительством вождя первого племени Хуан-ди, который в последствии подчинил еще девять племён и вошёл в историю под именем Желтого императора.
К заслугам Жёлтого императора, который в китайской мифологии считается предком всех китайцев хань, Сыма Цянь относит умение Хуан-ди приручать медведей, леопардов, рысей, пантер и тигров, которых тот использовал в битвах против своих врагов. Исторический труд «Хроники весны и осени господина Лу» («Чуньцю») (VIII-V в.в. до н.э.) донёс до нас имя «создателя лошадей» Лу Бу-уэя - советника и правителя, назначенного одним из императоров династии Цинь. И хотя, согласно авторам теории об одомашнивании собаки в районе Янцзы, это важное для человечества событие произошло именно там, история не сохранила имён тех, кто первыми одомашнили собаку в Восточной Азии. Ещё в 1909 г. известный немецко-американский антрополог и ориенталист Бертольд Лауфер заметил что, «простой вопрос относительно приручения собаки обошла даже легенда».
Вместе с тем, собака являлась важной составляющей китайской культуры с древнейших времен. В древнекитайских рукописях содержится много упоминаний и описаний собак. Собаки часто изображаются и в китайском изобразительном искусстве. В книге «Китайское гончарное искусство династии Хань» Бертольд Лауфер приводит описание бронзового кубка эпохи династии Чжоу, на котором было выгравировано примерно 100 фигур различных животных, включая собак. Династия Чжоу находилась у власти с 1045 г. до н.э. по 256 г. н.э., т.е. около 800 лет. И хотя более точной датировки Б. Лауфер не привёл, в китайском изобразительном искусстве эти изображения собак считаются наиболее ранними из сохранившихся до наших дней. Из-за небольшого размера самой чаши изображения схематичны и неточны, но и они дают представление о типах собак, которые уже в то время существовали в Китае.
Согласно В. Кольеру, на чаше изображены собаки трёх типов: во-первых, крохотные, с коротким хвостом и прямостоящими ушами, во-вторых, с удлиненным корпусом, длинным хвостом, длинными конечностями и также прямостоящими ушами, и в-третьих, с более мощным корпусом, длинным хвостом и прямостоящими ушами. Интересные, хотя и скупые сведения о типах собак в древнем Китае можно обнаружить в старейших словарях китайских иероглифов. В древнейшем из дошедших до наших дней словаре Эръя («Приближение к классике») (III—II в.в. до н. э.), авторство которого, по одной из версий, приписывается самому Конфуцию говорится, что собака с длинной мордой называлась хсьен, с короткой – хсе хсьяо, а чяо была собакой огромной силы. В словаре иероглифов «Шовэнь цзецзы» («Происхождение китайских символов»), который был составлен в конце II в. н. э. Сюй Шэнем, китайским языковедом эпохи правления династии Хань, приводятся названия разных типов собак: хсьен или льен – чёрная собака с жёлтой челюстью (при этом говорится, что хсьен – много и громко лающая собака), мэнг – собака с длинной густой шерстью, и нгао - собака, которая «знает, о чем думает человек». В «Книге песен», «Ши цзин» (XI—VI вв. до н. э.), упоминается, что хсьен и хсе хсьяо были охотничьими собаками. В «Шовэнь цзецзы» приводится рассказ о собаке Ао, которая была послана в качестве дани последнему владыке из династии Шан (1154-1122 г.г. до н.э.) Чжоу Синю одним из племен. Рассказывается только, что это была огромная собака, которая «знала, о чем думает человек». Один из авторов, живший в VI веке заявлял, что Ао был собакой красного окраса размером с осла.
Видимо это утверждение было знакомо Марко Поло, когда в 1290 г. он рассказывал, что «у людей в горах Тибета есть собаки, столь же крупные, как ослы, с голосом таким же мощным, как у льва». До наших дней сохранились многочисленные фантастические изображения собаки Ао, нарисованные китайскими художниками, жившими в годы правления династий Сун (Х в.) и Мин (XIII в.). Другой автор пишет, что у «чяо» большой рот и черный окрас корпуса. В «Каталоге гор и морей», «Шань хай цзин» (III в до н.э. – III в. н. э.), в котором описывается реальная и мифическая география Древнего Китая и соседних земель, рассказывается о том, что «На нефритовых холмах обитает животное, которое внешне напоминает собаку, имеет полосатый окрас, как у пантеры, и рога, как у быка; называется оно «чяо»; голос его как у лающей собаки; в той стране, где оно появляется, собаки будут водится в изобилии».
Свидетельство о публикации №223101101370
Карине Роландовна Дер-Карапетян 15.10.2023 18:21 Заявить о нарушении
Заринэ Лоренцовна Арушанян 15.10.2023 19:02 Заявить о нарушении
Карине Роландовна Дер-Карапетян 15.10.2023 19:22 Заявить о нарушении
Заринэ Лоренцовна Арушанян 15.10.2023 19:36 Заявить о нарушении
Карине Роландовна Дер-Карапетян 15.10.2023 20:48 Заявить о нарушении