Китайские собаки - 2. Мужественное сердце льва

Полный текст статьи был опубликован ранее в журнале для любителей животных "Зоопрайс" (Санкт-Петербург, Россия)

2. Мужественное сердце льва

Первые упоминания о небольших собачках, именуемых «сычуань», «фу», «ло-чэн-цзе», «ло-чэн» встречаются в древнекитайских рукописях времен династии Ся (2183– 1752 годы до н. э.). Начиная с I в. в китайской литературе все чаще появляются упоминания о собаках «пай», которых более поздние авторы описывают, как очень маленьких и коротконогих собачек с короткой мордой и маленькой головой. Образно они называют собачек «пай» собаками «под стол», что дает точное описание их размера, учитывая, что в то время у китайских столов были короткие ножки, а люди сидели за столом на специальных подушках.

Как пишет В. Кольер, с того времени маленькими собачками заинтересовались китайские императоры, и в зависимости от предпочтений хозяина дворца, количество собак в Запретном городе могло доходить до нескольких тысяч. Собаки, которых впоследствии европейцы назвали пекинесами, считались священными в Китае. Скульптуры собак, напоминающих пекинесов, изготавливались из бронзы, слоновой кости, дерева и других материалов, а иногда украшались драгоценными камнями. Долгие годы только члены китайской императорской семьи могли иметь таких собачек, и кража одной из них являлось преступлением, которое каралось смертной казнью: провинившегося забивали насмерть камнями.

В истории появления крохотных собачек в Запретном городе переплетены легенды, религиозные традиции и история императорской власти. Легенда гласит, что царь зверей Лев в Сказочном лесу увидел прекрасную крошечную мартышку и влюбился в неё. Лев обратился с вопросом к покровителю зверей А-Чу о том, может ли он женится на мартышке. А-Чу ответил, что сможет, если ради любви пожертвует своим большим размером и силой. Лев согласился и в результате союза Льва и мартышки родились «собачки-львы», которые сохранили черты отца-льва: величественную пышную гриву, царственную осанку и мужественное сердце, и матери-мартышки: подвижную и выразительную мордочку, крохотный размер, любознательность и весёлый нрав.
Благоговение китайцев по отношению ко льву зародилось во времена императора Мин-Ди (28-75 г.г.), который был вторым императором из династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.).

При императоре Мин-Ди началось проникновение буддизма в Китай. Историческая хроника «Хоу Ханьшу» («История династии Поздняя Хань»), составленная в V в. историком Фань Е, рассказывает, что однажды ночью Мин-Ди приснился человек, излучавший золотой свет. Император рассказал о своем сне министрам, и один из них объяснил императору, что ему приснился Гаутама Будда – святой из Индии. Император послал делегацию из 18 человек разыскать последователей Будды. В 68 г.н.э. через год после возвращения из Афганистана делегации, которая доставила в Китай изображение Гаутамы Будды, «Сутру из 42 глав» и двух буддийских монахов, по приказу Мин-Ди в Лояне, который был столицей Восточной Хань, был основан первый в Китае буддийский храм, названный «Храмом Белой лошади» («Баймасы»). Храм получил такое название в честь белой лошади, на которой в Лоян были доставлены буддийские святыни.

Мин-Ди обратился в буддизм и почитался как Сын Неба и земной символ Будды, а в качестве символа новой религии император Мин-Ди принял изображение льва, который является, как символом Будды, так и в целом буддизма. Гаутама Будда подчинил себе льва, который считался одним из самых свирепых диких зверей, а впоследствии стал защитником Будды, на спине которого Будда вознесся на небеса. Согласно одной из легенд, Будда часто путешествовал в одежде простого монаха. В странствиях его повсюду сопровождала собачка «хаппа», имевшая способность превращаться во льва, на котором Будда летал по небу, а в случае опасности по воле Будды из лап собачки выскакивали крошечные львы и превращались в огромных грозных львов, бросавшихся на его защиту.

В буддизме лев считается священным животным, которое может охранять Правду и отгонять злых духов. Факт отсутствия львов на территории Китая вызвал небольшое замешательство у Мин-Ди. Львов в Китай из Индии и Афганистана доставляли купцы в дар китайским правителям за право прохождения торговых караванов по китайской части Великого шелкового пути. Так, в 87 г.н.э. царь Парфии Пакор II послал льва в дар императору Чжану из династии Хань, правившему в 75 – 88 г.г.

На следующий год второго льва преподнесли императору юэчжи - восточноиранский народ из Центральной Азии, который некоторые исследователи считают тохарами. Статуи первых каменных львов датируются начальным периодом династии Восточная Хань (25 – 220 г. н.э.). Из создавшегося конфуза, вызванного отсутствием львов в Китае, вскоре был найден выход. В качестве замены настоящим львам были выбраны маленькие собачки Фу. Их общество было безопасным, а также императору было намного легче подчинить их себе так же, как Будда подчинил себе льва.

Так с течением времени собачки Фу стали священными буддийскими символами и никогда не покидали пределов императорского дворца. Слово «Фу» в китайском многозначно. Оно переводится как «преуспевание», «большая удача», «счастье» и также похоже на слово «Фо», которое по-китайски означает «Будда». Поэтому собачек и называли «собачки Фу» или «собачки Фу Линь», что переводится, как «собачки, приносящие большую удачу и преуспевание». Автор VII в. пишет о том, что рост «собачек Фу» составлял около 15 см, а длина - 30 см, и что это собаки с большим интеллектом, которые умеют удерживать поводья лошади, а также освещать путь хозяина ночью с помощью маленьких фонарей, закрепленных у них на спине. В исторической хронике, датирующейся 618 г. записано, что императору были подарены две «собачки Фу-Линь», а в хронике 732 г. пекинес перечисляется среди дани, которую платило одно из китайских государств Японии.


Рецензии