Прототипы Ленского. Дельвиг, Веневитинов, Пестель

Вот развернутая характеристика Ленского во второй главе "Евгения Онегина":

В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал
И столь же строгому разбору
В соседстве повод подавал:
По имени Владимир Ленской,
С душою прямо геттингенской,1
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Следующая строфа дает намек на характер Ленского:

Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна,
Что безотрадно изнывая,
Его вседневно ждет она;
Он верил, что друзья готовы
За честь его принять оковы,
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника.
...

 Ленский отводит  друзьям и возлюбленной второстепенную роль:  ждать и защищать его.   Пушкин здесь иронизирует над его раздутым представлением о своей важности,   пренебрежительным отношением к другим.

Строфа продолжается загадочными строками:

...
Что есть избранные судьбами,
Людей священные друзья;
Что их бессмертная семья
Неотразимыми лучами
Когда-нибудь, нас озарит
И мир блаженством одарит.

Здесь (https://culture.wikireading.ru/27603) говорится, что эти строки отсылают к масонским убеждениям. Тут есть намек на масонство Ленского.

А когда Пушкин говорит о том, что Онегин и Ленский «от делать нечего друзья», в рассказе о Ленском вдруг появляется зловещая нота (глава 2, строфа 14):

Но дружбы нет и той меж нами,
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нс орудие одно,
Нам чувство дико и смешно.
….

А в шестой главе нам показано, что получается, когда друг и возлюбленная не удовлетворяют ожиданиям Ленского. Под маской возвышенной речи и вольнолюбивых мечтаний, он оказывается злым, мелочным, ревнивым, мстительным. Увидев Ольгу и Онегина увлеченно и счастливо танцующих вальс,  он решил про Ольгу:
Уж хитрость ведает она
Уж изменять научена.

С Онегиным он решил вообще не церемониться больше:

Не в силах Ленский снесть удара:
Проказы женские кляня,
Выходит, требует коня
И скачет. Пистолетов пара,
Две пули — больше ничего
Вдруг разрешат судьбу его.

При всем внешнем очаровании, в Ленском проглядывают зловещие черты:  уверенность в своей исключительности, готовность убить из-за недостаточной преданности лично ему.

Ленский — поэт, мечтающий о славе. Пушкин пишет много о его творчестве и приводит образцы. Вот, например, стихи, которые тот написал перед дуэлью.

«Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он.
Нет нужды; прав судьбы закон.
Паду ли я, стрелой пронзенный,
Иль мимо пролетит она,
Все благо: бдения и сна
Приходит час определенный;
Благословен и день забот,
Благословен и тьмы приход!
«Темно и вяло», так характеризует эти стихи Пушкин. 

Пушкин так иронически описывает его творчество в целом:

...
Под небом Шиллера и Гете
Их поэтическим огнем
Душа воспламенилась в нем;
И муз возвышенных искусства,
Счастливец, он не постыдил:
Он в песнях гордо сохранил
Всегда возвышенные чувства,
Порывы девственной мечты,
И прелесть важной простоты.

У меня есть три кандидата, которые могли послужить прототипами Ленского.

Первый кандидат — Дельвиг.

Дельвиг имеет немецкую фамилию, но ничего больше немецкого в нем не было. Зато у него есть 3 другие общие с Ленским черты:
    • он - поэт-любитель
    • он рано умер (1798 — 1831), хотя и после того, как «Онегин» был написан.
    • у него была замечательно распущенная жена, которая устраивала ему скандалы при публике и без конца изменяла ему с разными людьми. Пушкин намекает, что именно это и ожидало Ленского, если бы он пережил дуэль с Онегиным. Не исключено, что поведение жены способствовало ранней смерти Дельвига, хотя формально он умер скоропостижно от простуды (по другим сведениям, от тифа). Может быть, жена Дельвига была прототипом Ольги.

Но у Дельвига были и принципиальные отличия от  Ленского
    • он писал хорошие стихи среди всяких стихов по случаю
    • он умел относиться к себе и к миру с иронией, как Пушкин
    • он не был злым или ревнивым, был даже способен сохранять некоторое спокойствие и благодушие, живя с его женой, пока не умер.

Вот пример хорошего стихотворения Дельвига:

Любовь

Что есть любовь? Несвязный сон.
Сцепление очарований!
И ты в объятиях мечтаний
То издаешь унылый стон,

То дремлешь в сладком упоенье,
Кидаешь руки за мечтой
И оставляешь сновиденье
С больной, тяжелой головой.
 Между 1814-1817

Стихотворение оригинально, разрушает те штампы, на которых основывается творчество Ленского.
Нет, Ленский с его «всегда возвышенной речью»  такого бы не сочинил. Дельвиг и Пушкин — люди одного круга, «эпикурейцы - мудрецы». Ленский к этому кругу не мог принадлежать.

Вторая кандидатура — поэт и философ Веневитинов (1805 -1827).

Веневитинов наиболее близок к сути Ленского как поэта.
    • Он никогда не учился в Германии, но у него было хорошее домашнее образование. В частности, он хорошо знал немецкий язык.
    • «Веневитинов организовал вместе с князем В. Ф. Одоевским тайное философское «Общество любомудрия».... Кружок занимался изучением немецкой идеалистической философии — трудов Фридриха Шеллинга, Иммануила Канта, Фихте, Окена, Фридриха Шлегеля и других.»
    • Он рано умер. Говорится, что умер от простуды (примерно как и Дельвиг). Он умер в 1827, как раз когда Пушкин дописывал шестую главу, где Ленский был убит на дуэли. Написал ли Пушкин о смерти Ленского до смерти Веневитинова или после, я не знаю.
    • Писал  патетические,  возвышенные стихи. Вполне подражательные, плохие
    • Имел довольно сложные отношения с Пушкиным, плохо отозвался о первых главах Онегина.

Вот пример стихов Веневитинова:

Я чувствую, во мне горит
Святое пламя вдохновенья,
Но к темной цели дух парит…
Кто мне укажет путь спасенья?
Я вижу, жизнь передо мной
Кипит, как океан безбрежной…
Найду ли я утес надежный,
Где твердой обопрусь ногой?
Иль, вечного сомненья полный,
Я буду горестно глядеть
На переменчивые волны,
Не зная, что любить, что петь?

Очевидна близость этих стихов с процитированными  стихами Ленского: риторические вопросы о будущем, уверенность в своей избранности. Пушкин пародировал Веневитинова.

Но мне ничего неизвестно о вспыльчивости, эгоцентризме и злости Веневитинова. Скорее всего, он ругал «Онегина» не по злобе, а потому, что человек, который пишет такие возвышенно-патетические стихи, не мог в принципе понять иронию «Онегина»,  явное пренебрежение к тем, в  ком  «горит святое пламя вдохновения» (Ленский и Татьяна).

Третья кандидатура — Павел Пестель

Пестель — один из руководителей декабристов, был повешен в 1826. А родился он в 1793.
Он происходит из немецкой, лютеранской семьи. Вот что Википедия пишет о его образовании:
« В 1805 году в возрасте 12 лет Пестель, вместе с младшим братом Владимиром, был направлен на учёбу сначала в Гамбург, а затем в Дрезден к матери Елизаветы Ивановны Анне-Елене Крок, урождённой баронессе фон Диц. Там он за четыре года с 1805 по 1809 год прошёл под руководством Генриха (Андрея Егоровича) Зейделя полный гимназический курс.
В 1810 году вернулся в Россию, в Санкт-Петербург;» То же самое  Пушкин говорит о Ленском: он получил образование в Германии и вернулся в Россию, когда ему было "без малого осьмнадцать лет". Пушкин должен был предполагать,  что Ленский в Германии имел своего частного учителя, а не учился в Университете, иначе он не мог бы вернуться до 18 лет.

Вот что можно узнать о характере Пестеля из книги «Пестель» Оксаны Киянской (серия ЖЗЛ, 2005):

 «Большинство (современников, М.С.)  считали Пестеля русским Бонапартом, честолюбцем и низким интриганом. «Какова была его цель? — задавался вопросом журналист Николай Греч. — Сколько я могу судить, личная, своекорыстная. Он хотел произвесть суматоху и, пользуясь ею, завладеть верховною властию в замышляемой сумасбродами республике. Достигнув верховной власти, Пестель... сделался бы жесточайшим деспотом». «Образ действий Пестеля возбуждал не любовь к Отечеству, но страсти, с нею не совместимые», — утверждал князь Сергей Трубецкой, один из руководителей Северного общества.»

Пестель не писал стихов, он был знаменит своей прозой.  О.Киянская пишет:
«Плодом его усилий стал объемный труд, названный им «Русской правдой», и в этом труде, по мнению исследователей, содержатся явные признаки социалистических идей, но социализм Пестеля особенного свойства — он был необычайно похож на обыкновенный фашизм.» «Вера в Бога считалась делом государственным, и потому допустимо было вмешательство в дела церкви. Частные общества, в том числе и коммерческие, запрещались. Государство становилось самым главным, его благополучие должно было стать основной заботой всех, интересы отдельной личности были третьестепенны. Таким образом, ликвидировав рабство крестьян у частных лиц, Пестель вводил государственное рабство для всех без исключения сословий.»

Меня заинтересовал такой параграф:
«...в отношении же евреев Павел Иванович предполагал поступить совершенно в духе национал-социализма. ... Лучшим вариантом для окончательного решения еврейского вопроса Пестелю виделось изгнание иудеев из пределов России.»

«Отлично понимая, что подобные нововведения у многих россиян восторгов не вызовут, он более всего полагался на Государственное Благочиние» «По мнению Пестеля, эта организация должна была существовать и действовать в глубочайшей тайне, и возглавлять ее должен был один человек, который по своему усмотрению создавал бы канцелярию, устроив все таким образом, чтобы она «не имела бы наружного вида и казалась бы даже несуществующей». Как вы сами понимаете, на роль первого руководителя этой предтечи ГПУ и гестапо Павел Иванович намечал себя.»

Пестель был также масоном (https://culture.wikireading.ru/27603):

"За два года до написания этих стихов (8 строфа во второй главе, М.С.) Пушкин состоял членом масонской ложи «Овидий». ... Основателем ложи был генерал П. С. Пущин, а ее заседания открыл П. И. Пестель. То, что ложа «Овидий» имела ярко выраженный политический характер, сомнения не вызывает. Достаточно привести упоминание о ней в январском 1826 г. письме А. С. Пушкина к В. А. Жуковскому: «Я был масон в Киш. ложе, т. е. в той, за которую уничтожены в России все ложи»".

Из https://dzen.ru/a/ZegaERj8CiGyHYbh:
 Вот запись Липранди, которого вряд ли можно заподозрить в желании приукрасить «поведение» поэта:

«Когда Пушкин в первый раз увидел Пестеля, то, рассказывая о нём, говорил, что он ему не нравится, и, несмотря на его ум, который он искал высказывать философскими тенденциями, никогда бы с ним не смог сблизиться. Пушкин отнёсся отрицательно к Пестелю, находя, что властность Пестеля граничит с жестокостью».

В записях самого Пушкина можно найти чёткое обоснование его отношения к Пестелю:

«Могучий ум Пестеля удивлял, хотя не со всем я был согласен».

«Он готовил заповедную грамоту великого народа российского, служащую заветом для усовершенствования России и содержащей верный наказ, как для народа, так и для временного верховного правления, полагая, как и свод древнерусского права назвать её Русской Правдой. Вот некоторые его смелые мысли:

«1. Невозможно, чтобы люди со временем не уразумели смешную жестокость войны, как они уразумели существо рабства, царской власти и т. д.

2. Конституции уже являются крупным шагом в человеческом сознании, и этот шаг не будет единственным — ибо принцип вооружённой силы прямо противоположен всякой конституционной идее.

3. Всегда будет гильотина: то что полезно обществу, вводится в жизнь только силой, т. к. частные интересы почти всегда этому противоречат; т. к. это можно достигнуть только средствами жестокими и ужасными для человечества».

Очевидно, что эти ужасные средства — революции. Вот они и настали».


Собственно, сходство с Пестеля с Ленским по характеру, взглядам и обстоятельствам юности  неоспоримо:
    • Они оба учились в Германии с отрочества до 17-18 лет.
    • Пушкин говорит о склонность Ленского требовать личной преданности, опосредованно сравнивает его с Наполеоном. С Наполеоном сравнивали и  Пестеля, указывали на его склонность к деспотизму
    •  Пестель руководил Южным тайным обществом, готовил восстание Декабристов. «Вольнолюбивые мечты», привезенные из Германии, были свойственны и Ленскому.
    •  Пестель, как и Ленский, был убежденным масоном.

Можно сделать вывод, что в Ленском Пушкин соединил стихотворца, подобного Веневитинову, с прогрессивным деспотом, Павлом Пестелем. И пушкинский Ленский, и Веневитинов, и Пестель черпали свои убеждения из революционно - романтической германской культуры того времени. У Ленского, как и у Веневитинова, эти идеи выражались в возвышенных стихах. А пестелевская  склонность к категорическим решениям и уверенность в своем праве контролировать жизнь и смерть других людей проявились в настойчивом желании Ленского убить своего недавнего «друга» за танец с Ольгой. Но Пушкин видел связь между этими двумя сторонами образа Ленского. Для Ленского возвышенность его стихов означала его собственную избранность, которая дает ему право на преданность людей. 

В Советском Союзе было принято искать связь между Онегиным и декабристами: "Вот если бы Пушкин дописал роман, то он сделал бы Онегина декабристом", - говорили нам. За прошедшие годы после моего окончания школы "изменилось все кругом".  Как известно (http://proza.ru/2023/08/02/1462), Пушкин дописал роман. Связь романа с декабристским движением есть, она осуществляется через образ Ленского. Но эта связь — не притяжение, а отталкивание.

Утверждение  «двуногих тварей миллионы для нас орудие одно» характеризует не столько деревенского поэта Ленского, сколько  его прототипа, Пестеля, и  декабристское движение в целом.  Например, декабристы Северного общества  лгали солдатам о цели выступления, чтобы вывести  их на восстание, подставив на расстрел и гибель. 

Пушкин отвергает прогрессивный деспотизм, свойственный и Ленскому, и декабристам. 

А жена Дельвига могла быть прообразом Ольги.


Рецензии