Прототипы Ленского. Дельвиг, Веневитинов, Пестель
В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал
И столь же строгому разбору
В соседстве повод подавал:
По имени Владимир Ленской,
С душою прямо геттингенской,1
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
Следующая строфа дает намек на характер Ленского:
Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна,
Что безотрадно изнывая,
Его вседневно ждет она;
Он верил, что друзья готовы
За честь его принять оковы,
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника.
...
Ленский отводит друзьям и возлюбленной второстепенную роль: ждать и защищать его. Пушкин здесь иронизирует над его раздутым представлением о своей важности, пренебрежительным отношением к другим.
Строфа продолжается загадочными строками:
...
Что есть избранные судьбами,
Людей священные друзья;
Что их бессмертная семья
Неотразимыми лучами
Когда-нибудь, нас озарит
И мир блаженством одарит.
Здесь (https://culture.wikireading.ru/27603) говорится, что эти строки отсылают к масонским убеждениям. Тут есть намек на масонство Ленского.
А когда Пушкин говорит о том, что Онегин и Ленский «от делать нечего друзья», в рассказе о Ленском вдруг появляется зловещая нота (глава 2, строфа 14):
Но дружбы нет и той меж нами,
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нс орудие одно,
Нам чувство дико и смешно.
….
А в шестой главе нам показано, что получается, когда друг и возлюбленная не удовлетворяют ожиданиям Ленского. Под маской возвышенной речи и вольнолюбивых мечтаний, он оказывается злым, мелочным, ревнивым, мстительным. Увидев Ольгу и Онегина увлеченно и счастливо танцующих вальс, он решил про Ольгу:
Уж хитрость ведает она
Уж изменять научена.
С Онегиным он решил вообще не церемониться больше:
Не в силах Ленский снесть удара:
Проказы женские кляня,
Выходит, требует коня
И скачет. Пистолетов пара,
Две пули — больше ничего
Вдруг разрешат судьбу его.
При всем внешнем очаровании, в Ленском проглядывают зловещие черты: уверенность в своей исключительности, готовность убить из-за недостаточной преданности лично ему.
Ленский — поэт, мечтающий о славе. Пушкин пишет много о его творчестве и приводит образцы. Вот, например, стихи, которые тот написал перед дуэлью.
«Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он.
Нет нужды; прав судьбы закон.
Паду ли я, стрелой пронзенный,
Иль мимо пролетит она,
Все благо: бдения и сна
Приходит час определенный;
Благословен и день забот,
Благословен и тьмы приход!
«Темно и вяло», так характеризует эти стихи Пушкин.
Пушкин так иронически описывает его творчество в целом:
...
Под небом Шиллера и Гете
Их поэтическим огнем
Душа воспламенилась в нем;
И муз возвышенных искусства,
Счастливец, он не постыдил:
Он в песнях гордо сохранил
Всегда возвышенные чувства,
Порывы девственной мечты,
И прелесть важной простоты.
У меня есть три кандидата, которые могли послужить прототипами Ленского.
Первый кандидат — Дельвиг.
Дельвиг имеет немецкую фамилию, но ничего больше немецкого в нем не было. Зато у него есть 3 другие общие с Ленским черты:
• он - поэт-любитель
• он рано умер (1798 — 1831), хотя и после того, как «Онегин» был написан.
• у него была замечательно распущенная жена, которая устраивала ему скандалы при публике и без конца изменяла ему с разными людьми. Пушкин намекает, что именно это и ожидало Ленского, если бы он пережил дуэль с Онегиным. Не исключено, что поведение жены способствовало ранней смерти Дельвига, хотя формально он умер скоропостижно от простуды (по другим сведениям, от тифа). Может быть, жена Дельвига была прототипом Ольги.
Но у Дельвига были и принципиальные отличия от Ленского
• он писал хорошие стихи среди всяких стихов по случаю
• он умел относиться к себе и к миру с иронией, как Пушкин
• он не был злым или ревнивым, был даже способен сохранять некоторое спокойствие и благодушие, живя с его женой, пока не умер.
Вот пример хорошего стихотворения Дельвига:
Любовь
Что есть любовь? Несвязный сон.
Сцепление очарований!
И ты в объятиях мечтаний
То издаешь унылый стон,
То дремлешь в сладком упоенье,
Кидаешь руки за мечтой
И оставляешь сновиденье
С больной, тяжелой головой.
Между 1814-1817
Стихотворение оригинально, разрушает те штампы, на которых основывается творчество Ленского.
Нет, Ленский с его «всегда возвышенной речью» такого бы не сочинил. Дельвиг и Пушкин — люди одного круга, «эпикурейцы - мудрецы». Ленский к этому кругу не мог принадлежать.
Вторая кандидатура — поэт и философ Веневитинов (1805 -1827).
Веневитинов наиболее близок к сути Ленского как поэта.
• Он никогда не учился в Германии, но у него было хорошее домашнее образование. В частности, он хорошо знал немецкий язык.
• «Веневитинов организовал вместе с князем В. Ф. Одоевским тайное философское «Общество любомудрия».... Кружок занимался изучением немецкой идеалистической философии — трудов Фридриха Шеллинга, Иммануила Канта, Фихте, Окена, Фридриха Шлегеля и других.»
• Он рано умер. Говорится, что умер от простуды (примерно как и Дельвиг). Он умер в 1827, как раз когда Пушкин дописывал шестую главу, где Ленский был убит на дуэли. Написал ли Пушкин о смерти Ленского до смерти Веневитинова или после, я не знаю.
• Писал патетические, возвышенные стихи. Вполне подражательные, плохие
• Имел довольно сложные отношения с Пушкиным, плохо отозвался о первых главах Онегина.
Вот пример стихов Веневитинова:
Я чувствую, во мне горит
Святое пламя вдохновенья,
Но к темной цели дух парит…
Кто мне укажет путь спасенья?
Я вижу, жизнь передо мной
Кипит, как океан безбрежной…
Найду ли я утес надежный,
Где твердой обопрусь ногой?
Иль, вечного сомненья полный,
Я буду горестно глядеть
На переменчивые волны,
Не зная, что любить, что петь?
Очевидна близость этих стихов с процитированными стихами Ленского: риторические вопросы о будущем, уверенность в своей избранности. Пушкин пародировал Веневитинова.
Но мне ничего неизвестно о вспыльчивости, эгоцентризме и злости Веневитинова. Скорее всего, он ругал «Онегина» не по злобе, а потому, что человек, который пишет такие возвышенно-патетические стихи, не мог в принципе понять иронию «Онегина», явное пренебрежение к тем, в ком «горит святое пламя вдохновения» (Ленский и Татьяна).
Третья кандидатура — Павел Пестель
Пестель — один из руководителей декабристов, был повешен в 1826. А родился он в 1793.
Он происходит из немецкой, лютеранской семьи. Вот что Википедия пишет о его образовании:
« В 1805 году в возрасте 12 лет Пестель, вместе с младшим братом Владимиром, был направлен на учёбу сначала в Гамбург, а затем в Дрезден к матери Елизаветы Ивановны Анне-Елене Крок, урождённой баронессе фон Диц. Там он за четыре года с 1805 по 1809 год прошёл под руководством Генриха (Андрея Егоровича) Зейделя полный гимназический курс.
В 1810 году вернулся в Россию, в Санкт-Петербург;» То же самое Пушкин говорит о Ленском: он получил образование в Германии и вернулся в Россию, когда ему было "без малого осьмнадцать лет". Пушкин должен был предполагать, что Ленский в Германии имел своего частного учителя, а не учился в Университете, иначе он не мог бы вернуться до 18 лет.
Вот что можно узнать о характере Пестеля из книги «Пестель» Оксаны Киянской (серия ЖЗЛ, 2005):
«Большинство (современников, М.С.) считали Пестеля русским Бонапартом, честолюбцем и низким интриганом. «Какова была его цель? — задавался вопросом журналист Николай Греч. — Сколько я могу судить, личная, своекорыстная. Он хотел произвесть суматоху и, пользуясь ею, завладеть верховною властию в замышляемой сумасбродами республике. Достигнув верховной власти, Пестель... сделался бы жесточайшим деспотом». «Образ действий Пестеля возбуждал не любовь к Отечеству, но страсти, с нею не совместимые», — утверждал князь Сергей Трубецкой, один из руководителей Северного общества.»
Пестель не писал стихов, он был знаменит своей прозой. О.Киянская пишет:
«Плодом его усилий стал объемный труд, названный им «Русской правдой», и в этом труде, по мнению исследователей, содержатся явные признаки социалистических идей, но социализм Пестеля особенного свойства — он был необычайно похож на обыкновенный фашизм.» «Вера в Бога считалась делом государственным, и потому допустимо было вмешательство в дела церкви. Частные общества, в том числе и коммерческие, запрещались. Государство становилось самым главным, его благополучие должно было стать основной заботой всех, интересы отдельной личности были третьестепенны. Таким образом, ликвидировав рабство крестьян у частных лиц, Пестель вводил государственное рабство для всех без исключения сословий.»
Меня заинтересовал такой параграф:
«...в отношении же евреев Павел Иванович предполагал поступить совершенно в духе национал-социализма. ... Лучшим вариантом для окончательного решения еврейского вопроса Пестелю виделось изгнание иудеев из пределов России.»
«Отлично понимая, что подобные нововведения у многих россиян восторгов не вызовут, он более всего полагался на Государственное Благочиние» «По мнению Пестеля, эта организация должна была существовать и действовать в глубочайшей тайне, и возглавлять ее должен был один человек, который по своему усмотрению создавал бы канцелярию, устроив все таким образом, чтобы она «не имела бы наружного вида и казалась бы даже несуществующей». Как вы сами понимаете, на роль первого руководителя этой предтечи ГПУ и гестапо Павел Иванович намечал себя.»
Пестель был также масоном (https://culture.wikireading.ru/27603):
"За два года до написания этих стихов (8 строфа во второй главе, М.С.) Пушкин состоял членом масонской ложи «Овидий». ... Основателем ложи был генерал П. С. Пущин, а ее заседания открыл П. И. Пестель. То, что ложа «Овидий» имела ярко выраженный политический характер, сомнения не вызывает. Достаточно привести упоминание о ней в январском 1826 г. письме А. С. Пушкина к В. А. Жуковскому: «Я был масон в Киш. ложе, т. е. в той, за которую уничтожены в России все ложи»".
Из https://dzen.ru/a/ZegaERj8CiGyHYbh:
Вот запись Липранди, которого вряд ли можно заподозрить в желании приукрасить «поведение» поэта:
«Когда Пушкин в первый раз увидел Пестеля, то, рассказывая о нём, говорил, что он ему не нравится, и, несмотря на его ум, который он искал высказывать философскими тенденциями, никогда бы с ним не смог сблизиться. Пушкин отнёсся отрицательно к Пестелю, находя, что властность Пестеля граничит с жестокостью».
В записях самого Пушкина можно найти чёткое обоснование его отношения к Пестелю:
«Могучий ум Пестеля удивлял, хотя не со всем я был согласен».
«Он готовил заповедную грамоту великого народа российского, служащую заветом для усовершенствования России и содержащей верный наказ, как для народа, так и для временного верховного правления, полагая, как и свод древнерусского права назвать её Русской Правдой. Вот некоторые его смелые мысли:
«1. Невозможно, чтобы люди со временем не уразумели смешную жестокость войны, как они уразумели существо рабства, царской власти и т. д.
2. Конституции уже являются крупным шагом в человеческом сознании, и этот шаг не будет единственным — ибо принцип вооружённой силы прямо противоположен всякой конституционной идее.
3. Всегда будет гильотина: то что полезно обществу, вводится в жизнь только силой, т. к. частные интересы почти всегда этому противоречат; т. к. это можно достигнуть только средствами жестокими и ужасными для человечества».
Очевидно, что эти ужасные средства — революции. Вот они и настали».
Собственно, сходство с Пестеля с Ленским по характеру, взглядам и обстоятельствам юности неоспоримо:
• Они оба учились в Германии с отрочества до 17-18 лет.
• Пушкин говорит о склонность Ленского требовать личной преданности, опосредованно сравнивает его с Наполеоном. С Наполеоном сравнивали и Пестеля, указывали на его склонность к деспотизму
• Пестель руководил Южным тайным обществом, готовил восстание Декабристов. «Вольнолюбивые мечты», привезенные из Германии, были свойственны и Ленскому.
• Пестель, как и Ленский, был убежденным масоном.
Можно сделать вывод, что в Ленском Пушкин соединил стихотворца, подобного Веневитинову, с прогрессивным деспотом, Павлом Пестелем. И пушкинский Ленский, и Веневитинов, и Пестель черпали свои убеждения из революционно - романтической германской культуры того времени. У Ленского, как и у Веневитинова, эти идеи выражались в возвышенных стихах. А пестелевская склонность к категорическим решениям и уверенность в своем праве контролировать жизнь и смерть других людей проявились в настойчивом желании Ленского убить своего недавнего «друга» за танец с Ольгой. Но Пушкин видел связь между этими двумя сторонами образа Ленского. Для Ленского возвышенность его стихов означала его собственную избранность, которая дает ему право на преданность людей.
В Советском Союзе было принято искать связь между Онегиным и декабристами: "Вот если бы Пушкин дописал роман, то он сделал бы Онегина декабристом", - говорили нам. За прошедшие годы после моего окончания школы "изменилось все кругом". Как известно (http://proza.ru/2023/08/02/1462), Пушкин дописал роман. Связь романа с декабристским движением есть, она осуществляется через образ Ленского. Но эта связь — не притяжение, а отталкивание.
Утверждение «двуногих тварей миллионы для нас орудие одно» характеризует не столько деревенского поэта Ленского, сколько его прототипа, Пестеля, и декабристское движение в целом. Например, декабристы Северного общества лгали солдатам о цели выступления, чтобы вывести их на восстание, подставив на расстрел и гибель.
Пушкин отвергает прогрессивный деспотизм, свойственный и Ленскому, и декабристам.
А жена Дельвига могла быть прообразом Ольги.
Свидетельство о публикации №223101300038