Блок. Арфы и скрипки. Краткое содержание

АРФЫ И СКРИПКИ  – краткое содержание
 

Конспект:

1. «Свирель запела на мосту…» – идиллическая картина весеннего утра – со свирелью и пастушком;
2. «Душа! Когда устанешь верить?..» – дамы утомили героя;
3. «И я любил. И я изведал…» – герой посылает «...лавину тем ущельям, // Где я любил и целовал»;
4. «Май жестокий с белыми ночами…» – майское безумие, а ведь надо «за тяжелым плугом // В свежих росах по;утру идти»;
5 – 7. «Три послания» – лёгкое приключение, обернувшееся в столкновение с равной;
8. Встречной – мадригал встреченной даме;
9. Мэри – ещё одна женщина, еще одна Мэри – теперь из “прерий”, осталась без жениха;
10. «Усните блаженно, заморские гости, усните…» – попойка с заморскими гостями;
11. «Я пригвожден к трактирной стойке…» – “Я пьян давно. Мне всё – равно”;
12. «Не затем величал я себя паладином…» – воспоминания о ратном долге;
13. «Часовая стрелка близится к полно;чи…» – подведение грустных итогов очередного впустую прожитого года;
14. Старинные розы – поэт несет незнамо куда розы, а его двойник рыцарь затаптывает упавшие;
15. «Уже над морем вечереет…» – кокетливые разговоры со смертью;
16. «Всё б тебе желать веселья…» –  ни “похмелье”, ни “подколодная змея” не дают успокоения от “страстной боли”;
17. «Я не звал тебя – сама ты…» – босоногая и крылатая заглянула, после себя “свежий запах дикой мяты”;
18. «Грустя и плача и смеясь…» – виртуозное баловство со звуками на темы Незнакомки;
19. «Опустись, занавеска линялая…» – противопоставление комнаты мещанки и “небывалой жизни”;
20. «Мой милый, будь смелым…» – русалка соблазняет героя-рыцаря;
21. «Не венчал мою голову траурный лавр…» – герой отказывается от света ради снов ночи;
22. «Покойник спать ложится…» – ночь, герой – мертв;
23. «Уж вечер светлой полосою…» – вечер, ж/д пути, случайная девушка;
24. «Здесь в сумерки в конце зимы…» – герой заглянул на часик в сумерки мира камышовых заводей;
25 – 33. Через 12 лет – воспоминание о первой любовнице – о первом воплощении Соловьиного сада;
34. Утро в Москве – блаженное утро после ночи с очередной любовницей;
35. «Как прощались, страстно кля;лись…» –  песенка на прощание уходящей женщине;
36. «Всё на земле умрет – и мать, и младость» – здесь – только тлен и измена, жди лучей оттуда;
 37. На смерть Коммиссаржевской – она пришла на наш вечный полюс и ушла  в свою вечную весну, в своё вечное небо;
38. Голоса скрипок – призыв к своей скрипке не противостоять мировому оркестру;
39. На Пасхе –  простонародная сценка о парне, которому поцеловать себя не дает что-то воображающая о себе «господская мамзель»;
40. «Когда-то гордый и надменный…» – оценка всей жизни – все не стоит пятака;
41. «Где отдается в длинных залах » – новое искушение в темном храме;
42. «Сегодня ты на тройке звонкой…» – предупреждение об опасности катания на тройках;
43. «В неуверенном, зыбком полете…» – вид сверху из серых сфер;
44. «Без слова мысль, волненье без названья» – вспышка прозрения, помогающая держать верный путь;
45. «Ветр налетит, завоет снег…» – блуждания в темном лесу;
46. «Шар раскаленный, золотой…» – есть тьма и свет. И ещё есть – ты;
47. «Сквозь серый дым от краю и до краю…» – серая мгла побеждает, но герой спит;
48. «Есть минуты, когда не тревожит…» – напряженное ожидание что «Кто-то на; плечи руки положит…»;
49. «Болотистым пустынным лугом…» –  совместный полет двоих «в сияющую ночь»;
50. Испанке – уличный танец случайной испанки;
51. «В небе – день, всех ночей суеверней…» – случайная подруга распалила уголь его  души;
52. «В сыром ночном тумане…» – видение избёнки с ведьмой, с которой «всё забудешь»;
53. Седое утро – прощание со случайной  возлюбленной;
54. «Есть времена, есть дни, когда…» – предчувствие страсти;
55. «Я вижу блеск, забытый мной…» – встреча на балу и её (страсти) первые  мгновения ;
56. «Ты говоришь, что я дремлю…» – кокетство встреченной;
57. «Ваш взгляд – его мне подстеречь…» – она  отвернулась;
58. «Натянулись гитарные струны…» – герой повернулся к сцене;
59. «Ты – буйный зов рогов призывных…» – … но в голове только мысли о ней;
60. «Как день, светла, но непонятна…» – очередное с нею свидание;
61. «Петербургские сумерки снежные…» – ее внутренние метания;
62. «Смычок запел. И облак душный…» – она принимает его любовь;
63. «Ты жил один! Друзей ты не искал…» – его охлаждение; 
64. «Превратила всё в шутку сначала…» – расставание;
65. «Та жизнь прошла…» – любовь уже только в воспоминаниях;
66.«Была ты всех ярче, верней и прелестней…» – стих на прощание;
67. «Разлетясь по всему небосклону…» – возвращение к мадонне;
68.«Он занесен – сей жезл железный…»  – …которая указует ему путь из окружающего его ада;
69. «Пусть я и жил, не любя…» – “ты” (первая любовь) – это единственно истинное, в противовес всяким другим “суетливым” нежностям;
70. «Протекли за годами года…» –   а “ты” его не любила;
71. «За горами, за лесами …» – “ты” – за горами, и “я” – тоскует по ней.

Резюме:

1 -  8 – дамы, дамы, дамы…
9  - 13 – попойка в кабаке с заморскими гостями…
14 -16 – возвращение из кабака под смертные думы о преданном долге;
17 - 18 – но ни воспоминания, ни даже появления крылатой “тебя”…
19 - 35  – … не изменяют ничего. По-прежнему разнообразные дамы терзают жизнь его;
36 - 38  –  голоса оттуда разнообразными знаками пытаются достучаться до него…
37 - 53   – …но они только инициируют демонические способности героя, растрачиваемые на очередных женщин;
54 -  66  – подробное описание романа с одной из них;
67 -  71 – возвращение мыслями, чувствами к “мадонне”, но она – “за горами, за лесами ”.


Рецензии