Об одном стихотворении Ахмадулиной
По улице моей который год
звучат шаги — мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.
Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.
Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.
О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.
Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.
Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.
Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и — мудрая — я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.
И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.
И вот тогда — из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.
Песня на эти слова великолепно звучит в фильме «Ирония судьбы», правда, там, вероятно обоснованно, не нашлось места «дружескому» предательству, о котором без обиняков говорится в оригинальном тексте.
Мне бы хотелось высказать некоторые соображения по поводу смысла отдельных строк, без претензии на истину в последней инстанции.
По улице моей который год
звучат шаги — мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден:
- Ничего не говорится о причине ухода – только то, что это происходит постоянно и при попустительстве «темноты за окнами» на её улице. Легко предположить, что «улица» – ход жизни автора, а «темноту», способствующую уходу, – по всей видимости из-за нарушения морального облика казалось бы вполне благопристойным человеком, – можно понимать как тогдашний политический строй, так и как человеческие инстинкты, тёмные стороны личности.
Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.
- Скорее всего, имеется в виду некоторая сумятица из-за перехода в новые жизненные обстоятельства в результате такого предательства, при которых нет «ни музыки, ни пенья» – превалируют другие утехи или отличные от прежних условия бытия, – при этом всё обещает со временем вернуться на круги своя – дела запущены, но принципиально условия жизни не изменились – тяга к прекрасному окончательно не потеряна.
Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.
- Ключевой момент в произведении: «Что тут поделаешь? Остаётся только пожелать, чтобы их не слишком мучили угрызения совести из-за предательства», – что, как правило, бывает по ночам, – а корень зла заключается в греховном искушении, характерным для природы человека («Да не введи нас во искушение!»).
О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.
- За обращением к одиночеству скрывается принципиальность характера автора, – железный циркуль здесь символ решительности: она, обманутая в своих чувствах, отвергает обеты благородности поведения впредь.
Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.
- В одиночестве, привыкнув, можно найти положительные моменты, когда в человеке есть духовная самодостаточность. Есенин такое чувство называет «полюбить тоску».
Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.
- «На том конце замедленного жеста» – в кульминации постепенно развивающейся восторженности при восприятии прелестей окружающего мира.
Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и — мудрая — я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.
- Конкретизация своих предпочтений, при её самодостаточности – никто особенно-то и не нужен (что подчёркивается некоторым цинизмом по отношению к людям); при этом имеется в виду дальнейшее духовное и умственное развитие молодой женщины.
И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.
- У автора на этом этапе появляется больше времени для размышлений о простых истинах (сравните: «Я научилась просто жить»), на постижение смысла бытия.
И вот тогда — из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.
- В результате душевного развития произойдёт переосмысление происходящего: по достоинству будут оцениваться прекрасные качества её друзей, которые из-за нанесённой обиды в данный момент не выглядят таковыми, и, – наоборот, – новые сведения и предпочтения будут размывать представления, имевшие место ранее.
Свидетельство о публикации №223101801159
Мост Будущее 06.11.2024 20:24 Заявить о нарушении