Жан Кокто. Кинотекст. Красавица и Чудовище
****
"Алхимия образов". Записки о кино*
Мистическая роскошно-костюмированная драма Жана Кокто слагается из «пышных» декораций, эксклюзивных художественных находок (движущиеся скульптуры, оживающие барельефы,«руки-канделябры»), реминисценций на произведения искусства (Вермеер, Бернини).
Свет — жидкое серебро, озаряющее лица и предметы, серебряная пыль или дым — лунная эманация. Аргиропея.
Зазеркальный мир в стенах замка (напоминающий дворец «Спящей красавицы» с гравюры Гюстава Доре).
Химия здесь снова превращается в алхимию, наука делается магией. Пространственно-временные характеристики бытия иррелевантны атмосфере замка, а его атмосфера, в свою очередь, чужда «геоцентрическим координатам» и может рассматриваться как фантазм, мираж или галлюцинация…
Проникнутая пафосом игра Жана Маре в образе Чудовища с ледяными глазами, выспренной речью и театральными манерами. Он — полная противоположность окружению Красавицы в ее квазиреальном подлунном мире, — ее отцу, брату, «обезличенному» ухажеру (вторая роль Маре), алчным сестрам, послушным воле земных богинь, Гее, Деметре, Кибеле. При встрече с Красавицей (Белль) у Чудовища происходит «гипнотическая фасцинация» женской красотой, белоснежным женским телом (по слову Николя Фламеля — «белизна есть символ жизни»), в результате — удвоенное погружение «в лунное сияние». Однако как ни волшебен (поэтичен) мир, в котором обитает Чудовище, его бытие детерминировано, магически-устойчиво, призрачно-неподвижно; красота же, присущая ей свобода индивидуальности, призвана лишить его этой устойчивости, вернуть первозданный текучий хаос,«трансмутировать» (в одном из эпизодов из глаз Белль вместо слез «льются» алмазы).
Чудовище дарит Красавице перчатку — волшебный способ «перехода-изменения» (таким «переходом» служит и зеркало в комнате Белль). Белль теряет душевный покой — становясь подобием Персефоны, разрывающейся между двумя «зонами».
«В глубине материи скрыта эйдетическая форма (эйдолон), которую необходимо пробудить к действию. Так под влиянием скульптора в мраморе зреет статуя, так резчик освобождает деревянную ложку из дерева (Николай Кузанский. Книга простеца)».
Украденная из Заповедного сада роза (цветок Венеры) пробуждает и побуждает к действию и Чудовище, и Красавицу — в сердце Чудовища зарождается надежда, способная освободить и преобразить его...
Финал загадочен и не поддается однозначному декодированию.
Земного обожателя Белль, Авенана (чьё имя намекает на персонажа древнегреческой мифологии Актеона), проникнувшего в замок Чудовища, пронзает стрела ожившей статуи богини Дианы; таким образом совершается (?) обряд перехода, в результате которого Авенан принимает облик колдовского Зверя.
Его бездыханное тело падает на землю... и воскресший Авенан (или Чудовище, присвоившее себе его красоту) предстает перед Белль (смерть рождает новую, более совершенную жизнь).
Последние слова Авенана-Чудовища: Белль, я забираю тебя (переход свершился)...
Подобно Психеи, пробужденной поцелуем Амура, светловолосая Красавица с сияющей короной на голове протягивает руки к Возлюбленному, они обнимаются, замыкая круг, и взмывают вверх, в «высокое, бесконечное, неизменное, могущественное» — в темное клубящееся небо (обиталище богов и их избранников из числа людей, которые попадают туда с помощью различных ритуалов)...
8/9/19 окт. - 11 ноябр. 2023 г.
*Кокто относился к визуальному ряду фильма как к "киносинтаксису". Поэтому это и о литературе тоже.
Свидетельство о публикации №223101901282
P.S. Пожалуй, теперь пересмотрю, чтобы увидеть фильм вашими глазами (хотя Кокто-кинематографиста я ставлю все же гораздо ниже, чем Кокто-поэта).
Алекс Брежнев 21.02.2024 16:35 Заявить о нарушении